Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 На основе результатов констатирующего эксперимента и для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо проведение формирующего эксперимента. С декабря 2009 г. по май 2010 г. был проведён формирующий эксперимент. Цель эксперимента: реализация педагогических условий по формированию обществоведческих знаний у младших школьников. Первое дидактическое условие - осуществление деятельностного подхода в организации урока при изучении обществоведческого материала. Реализацию первого педагогического условия покажем на примере проведенного урока по теме «Для чего нужна экономика». На уроке были поставлены следующие цели: познакомить с новым для них значением слова «экономика»; развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. В качестве оборудования использовались картины «стройка», «транспорт», «в магазине», «сельское хозяйство», «химический комбинат», «гидроэлектростанция». Урок начинался с короткого отрывка: Великая радость - работа. В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета - Все счастье земли - за трудом! (В. Брюсов) При помощи вопросов определили главное в отрывке. Учитель: О какой потребности человека говорится в этом стихотворении? Дети: о труде. Учитель: Для чего нужен труд? Дети: Без труда не будет хлеба, одежды, обуви, тех потребностей. С целью введения в тему была проведена беседа на основе текстов и иллюстраций учебника. В начале беседы перед детьми был поставлен проблемный вопрос: Учитель: Что такое экономика? Как бы вы ответили? Дети дали разные варианты ответов, некоторые из них записали на доске: Это умение экономить, это заводы и фабрики, это, где все делают для жизни, это, где зарабатывают деньги.
На данном этапе дети опирались на субъектный опыт и житейские знания, поэтому ответы неопределенные. И теперь учитель прочитав текст «Для чего нужна экономика» (учебник, стр. 36-38), предложил детям вновь объяснить, что такое экономика. Для точного понимания прочитали определение экономики на стр. 39. Продолжили беседу. Учитель: Какие потребности есть у каждого человека? Прочитайте. Дети: Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник. Учитель: Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства? Промышленности? Строительства? Транспорта? Торговли? Дети выбирали ответы на поставленные вопросы из текста учебника. Далее обратились к иллюстрации. Учитель: Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что такое товары? Какие товары необходимы человеку? Дети: Это предметы, при помощи которых люди удовлетворяют свои потребности. Чтобы акцентировать внимание на важности формируемых знаний и с целью выделения главного была организована работа по составлению таблицы. Учитель: Заметьте, что некоторые из своих потребностей (пища, свет и др.) человек удовлетворяет как за счет природы, так и за счет экономики. В третьем столбике проставьте степень важности данной потребности для человека. Учитель: Сделаем вывод: что дает нам природа? Дети: воду, воздух, свет, тепло, пищу, но не в готовом виде. Учитель: Что дает нам экономика или хозяйство? Дети: удовлетворяет наши потребности, обрабатывает то, что дает природа. Вновь поставили проблемный вопрос. Учитель: Все ли потребности человека может удовлетворить экономика? Дети сначала ответили, что все. Тогда предложили вновь обратиться к учебнику и найти там правильный ответ. При первоначальном чтении статьи учебника дети не акцентировали внимание на том, что есть духовные потребности. Теперь ответ на поставленный вопрос заставил их задуматься о значении нравственных качеств человека.
Сделали вывод: Главная задача экономики - удовлетворение разнообразных потребностей людей. В качестве подтверждения вывода прочитали диалог «Потребление». «Встретились во дворе Лошадь с Коровой и стали рассуждать о смысле жизни и правах домашних животных. Смотрю я на наших свиней и вижу: одно у них на уме - потребление пищи. Ничего им больше не нужно, только есть бы, да есть. Никогда насытиться не могут. Разве цель жизни в том, чтобы непрерывно потреблять? Ты, Корова, поешь немного и успокоишься. Да к тому же еще молоко людям даешь, пользу приносишь. Согласна с тобой, Лошадь. Ты гораздо больше и по размеру, и по весу, а ешь меньше. Да к тому же, сколько работы делаешь, сколько грузов перевозишь. Вот ведь люди, могли бы потреблять сколько угодно, у них все есть. А они потребляют пищи меньше, чем мы. Но люди еще потребляют одежду и всякие удовольствия, которых мы лишены, - заметила Лошадь. А я думаю, что их одежда, дома и всякие удовольствия все же не могут заменить потребления пищи, - возразила Корова. Поэтому люди потребляют и то, и другое, - согласилась Лошадь.» Далее беседа «Для чего нужна экономика» строилась на основе рассуждений с доказательствами. Учитель: Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика? Дети: солнце светит не весь день, а свет нужен и вечером, и ночью, когда на улице пасмурно. Тогда мы включаем электрический свет, который бежит по электрическим проводам в каждый дом. Учитель вывешивает на доске изображение гидроэлектростанции, рассказывает о ее работе. Учитель: Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажи. Дети: прямо из реки пить воду нельзя, ее надо очистить, потом ее надо доставить в дома. Эти занимается «Водоканал». Учитель: Какие продукты питания человек получает непосредственно от природы? А может это тоже продукт экономики? Докажи. Дети: некоторые овощи, фрукты, ягоды растут сами, а многие выращивают люди, делают из них консервы, хранят, продают. Значит эти тоже занимается экономика.
Учитель: Назови профессии людей, которые производят: а) товары; б) услуги. Дети: Товары производят: животновод, доярка, металлург, строитель, шахтер, геолог, нефтяник, хлебороб. Услуги оказывают: продавец, врач, машинист, водитель, парикмахер, учитель. Учитель: Запишите в словарик значения слов «потребности»; «товары», «услуги». На этапе закрепления знаний предложили несколько занимательных вопросов. Учитель: Отгадай слово. Выбери нужные ответы. Какое слово получилось? . Что такое потребности людей? все, что требуется людям для жизни; умение видеть красивое вокруг себя. . Главная задача экономики. производство товаров и услуг; удовлетворение разнообразных потребностей людей. . Что такое товары? это предметы, которые человек производит; это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. Что такое услуги? добыча поваренной соли, нефти; проведение экскурсии в музее, лечение больных, обучение детей. Учитель: Какое же слово у вас получилось? Дети: Получилось слово «ТРУД» Учитель: Для чего нужен труд? Дети: Труд необходим для развития экономики. Без труда не будет различных товаров и услуг. В итоговой части урока провели рефлексию. Учитель: Какие новые слова сегодня смогли объяснить? О чем можете рассказать дома? На этом этапе дети назвали слова «Экономика», «потребности», «товары», «услуги», «хозяйство», дали им объяснение. Рефлексия показала, что у школьников произошло формирование новых для них экономических понятий. Подобную структуру имели и многие другие уроки на темы: «Общество», Опасные места», «Три кита экономики», «Какая бывает промышленность», «Государственный бюджет». Конспекты уроков представлены в приложении 3. С целью реализации данного педагогического условия мы проанализировали мы проанализировали содержание обществоведческих знаний и возможности их интеграции с другими учебными предметами. Так стала возможной интеграция уроков по охране природы с уроками развития речи, на которых третьеклассники писали сочинения на темы: «Твоя помощь природе», «Мой питомец», «Огонь - друг и враг» и др. Проблемы экологической безопасности решались и в ходе интегрированного урока окружающего мира и математики.
В процессе решения математических задач экологического содержания, дети просчитывали количество потребляемого человеком воздуха, воды, узнавали о проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды и восполнением природных ресурсов. На уроках математики продолжалось формирование и экономических понятий «бюджет», «затраты», «доход», «расход». Учащиеся в ходе решения практических задач определяли значимость этих понятий. Интеграция уроков изобразительного искусства способствовала формированию знаний о правилах дорожного движения (рисование знаков дорожного движения), о правилах безопасного поведения в различных ситуациях (рисование плакатов). Интегрированный урок технологии и окружающего мира на тему «Производство товаров и услуг (изготовление блокнотов из бумаги и картона)» способствовал формированию у третьеклассников понятий «фирма», «распределение труда», «производительность». Учащимся было предложено разбиться на группы (фирмы) для изготовления блокнотов, изучить технологию изготовления данного «товара», распределить обязанности и изготовить как можно больше блокнотов за отведенное для работы время. На данном уроке для детей были созданы условия, приближенные к реальным, что также способствовало эффективному усвоению экономических знаний. Таким образом, интегрированные уроки действительно увеличивают возможности формирования обществоведческих знаний у младших школьников. В теоретической части исследования мы раскрыли особенности и методику названных технологий, а теперь покажем их реализацию на примере работы над проектом «Хоровод дружбы». Изучая раздел «Путешествия по городам и странам» был сделан вывод, что человек должен знать не только культуру народов, населяющих разные страны мира. А прежде всего надо знать культуру своего народа. Вспомнили, что в России живут не только русские, но и много других народов. Чтобы больше узнать о культуре народов. Населяющих Россию было предложено разработать проект на тему «Хоровод дружбы». Поставили цель: найти и разучить игры народов, проживающих в России. Работа по подготовке проекта осуществлялась по следующей схеме. Для кого разрабатываем проект? Для детей класса, родителей, других детей. Почему и зачем? • Недостаточно знаем игр! • Познакомиться и разучить игры народов России. Что надо сделать? Найти и разучить игры народов, проживающих в России.
Как? 1. Изучить особенности и историю игр разных народов. . Найти описания игр. . Подобрать необходимый реквизит. . Разучить 2-3 игры. Где и с кем? В библиотеке, в Интернете, у окружающих людей. Что делаем? Делимся на микрогруппы • Игры народов Севера • Игры русского народа • Игры южных народов . Собираем информацию . Оформляем презентацию . Разучиваем игру Результат работы. Классный фестиваль Дружбы Реализация проекта осуществлялась в ходе внеклассной деятельности. В течение недели дети вели работу по намеченному плану. Внутри каждой группы были распределены обязанности. Разрешалось обращаться за помощью к родителям и учителю. В результате работы каждая группа подобрала и оформила материалы по своей теме, подготовила практическую часть проекта. группа работала по теме «Игры народов Севера». Выявили: на севере России живут ненцы, эвенки, чукчи, якуты. Представили: альбом с иллюстрациями, описанием игр. Разучили игры: «Прорубь», «Хищник в море», «Вестовой». группа работала по теме «Игры русского народа». Выявили: русский народ - самый многочисленный на территории России. Представили: альбом с иллюстрациями, описанием инр. Разучили игры: «Жмурки», «Горилки», «Невод», «Золотые ворота». группа работала по теме «Игры южных народов». Выявили: на юге России проживают чеченцы, дагестанцы, лезгины, татары, осетины. Представили: альбом с иллюстрациями, описанием игр. Разучили игры: «Тыытыки», «Шапка канатоходца», «Меткиц стрелок». На заключительном этапе проекта был проведен фестиваль «Хоровод дружбы», на котором каждая группа коротко рассказала о народах России по своей теме, показала одну игру, далее эта игра разучивалась с участниками фестиваля. Пример разработанного проекта одной из групп представлен в приложении 4. Работа над проектом вызвала большой интерес у детей, а также способствовала формированию знаний о народах, населяющих Россию, формированию гражданских качеств личности учащихся. В ходе проекта осуществлялась и исследовательская деятельность: дети изучали дополнительную литературу, чтобы узнать, какие народы живут на севере, юге России, узнавали, как возникают народные игры, какие это игры. Проектная и исследовательская деятельность осуществлялась также при изучении следующих тем: «Богатства, отданные людям», посвященную знаменитым землякам; «Экономика родного края» (знакомство с экономикой поселка), «Музей путешествий» (знакомство с достопримечательностями Вологодской области). Таким образом, формирование обществоведческих знаний у младших школьников зависит от организованной особым образом деятельности. При изучении обществоведческого материала необходимо включение младших школьников в деятельность с целью осознания изучаемых явлений. Интеграция на основе межпредметных связей расширяет сферу изучения. А использование проектных и исследовательских технологий обеспечивает применение полученных знаний на практике.
Заключение В теоретической части нашего исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили основные понятия по проблеме исследования. Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения. Знания могут быть: донаучными; житейскими; художественными; научными. Знания могут обладать разными качествами: системность; обобщенность; осознанность; гибкость; действенность; полнота; прочность. Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный и продуктивный. Уровни усвоения учебной информации - это понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество. Обществоведческие знания - это система интегрированных знаний, включающих первоначальные знания по экономике, праву, граждановедению, краеведению, основам безопасности жизни. Обществоведческие знания - важный раздел учебного содержания. На этом содержании у детей формируются понимание места человека в обществе и среди людей, дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах, с нормами взаимоотношений между людьми. Дети подводятся к усвоению различных социальных понятий: «родина», «страна», «город», «село», «национальность», «закон», «право», «обязанность», «президент», «правительство» и многих других, дающих элементарное представление об экономике, политике, устройстве нашего государства, о достопримечательностях и значении родного края. Были выделены педагогическими условия формирования обществоведческих знаний у младших школьников. Осуществление деятельностного подхода в организации урока. Многие обществоведческие понятия и явления младшим школьникам трудно представить, изобразить, поэтому необходимы такие приемы и методы обучения, которые включают школьников в активную учебную деятельность. Реализация деятельностного подхода на уроке включает широкий круг вопросов и заданий при выделении главного в содержании беседы, рассказе; составлении плана; подготовке рассказа по иллюстрации; сравнении изображений; объяснении новых слов; чтении схем, карты; решении проблемных задач. Проведение интегрированных уроков. Интегрированные уроки вносят в структуру урока привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания, помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий. Многие из учебных предметов в начальной школе предоставляют возможности для формирования обществоведческих знаний у младших школьников, так как обществоведческие знания проникают во все сферы деятельности человека. Проведение интегрированных уроков позволяет изучать обществоведческие знания целостно и в то же время разносторонне. Использование исследовательских и проектных технологий при изучении обществоведческого материала. В основе метода проектов и метода исследований лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся. Данные технологии позволяют использовать полученные младшими школьниками обществоведческие знания на практике, осознать свою роль и место в общественных явлениях. Во время экспериментально-исследовательской работы по проблеме исследования был проведен констатирующий эксперимент, цель которого: выявление уровня обществоведческих знаний у третьеклассников. Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство третьеклассников - 58,4% учащихся экспериментального класса и 56,25% учащихся контрольного класса находятся на уровне сформированности обществоведческих знаний ниже среднего, 25% учащихся экспериментального класса и 25% контрольного класса находятся на среднем уровне, никто из третьеклассников не показал высокого уровня сформированности обществоведческих знаний, и значительный процент - 16,6% учащихся экспериментального класса и 18,75% учащихся контрольного класса находятся на низком уровне. Уровень обществоведческих знаний у третьеклассников в экспериментальном и контрольном классах приблизительно одинаковый. Качественный анализ результатов показал, что третьеклассники показали слабые знания о народах, населяющих Россию, о правах и обязанностях детей, о государственных праздниках. Третьеклассники определили учреждения образования, но не различили учреждения культуры. Низкий уровень показали третьеклассники в области экономических знаний, и, прежде всего в определении понятий «экономика», «экономное расходование денег». Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости проведения формирующего эксперимента. В качестве педагогических условий формирования обществоведческих знаний у младших школьников мы определили: осуществление деятельностного подхода в организации урока; проведение интегрированных уроков; использование исследовательских и проектных технологий. В ходе реализации педагогических условий нами были проведены уроки, в организацию которых были включены следующие приемы и методы: выделение главного в содержании беседы, рассказе; составление плана; подготовка рассказа по иллюстрации; сравнение изображений; объяснение новых слов; чтение схем, карты; решение проблемных задач. С целью проведения интегрированных уроков мы проанализировали содержание обществоведческих знаний и возможности их интеграции с другими учебными предметами. Нами были проведены интегрированные уроки окружающего мира и развития речи по темам «Твоя помощь природе», «Мой питомец», «Огонь - друг и враг»; интегрированные уроки окружающего мира и математики «Экологическая безопасность», «Сохраним природу родного края», «Семейный бюджет»; интегрированные уроки изобразительного искусства по правилах дорожного движения (рисование знаков дорожного движения), о правилах безопасного поведения в различных ситуациях (рисование плакатов); интегрированный урок технологии и окружающего мира на тему «Производство товаров и услуг (изготовление блокнотов из бумаги и картона)». Проектная и исследовательская деятельность по формированию обществоведческих знаний у младших школьников осуществлялась во внеклассной деятельности. Результатом большого проекта по изучению культуры народов, населяющих Россию стал фестиваль «Хоровод дружбы». По окончании формирующего эксперимента с целью оценки эффективности педагогических условий был проведен контрольный эксперимент по выявлению уровня сформированности обществоведческих знаний у четвероклассников. По окончании формирующего эксперимента в экспериментальном классе произошла положительная динамика уровня сформированности обществоведческих знаний, в целом уровень обществоведческих знаний стал выше на 40,65%. Уровень обществоведческих знаний у учащихся в экспериментальном классе выше, чем у учащихся в контрольном классе на 16,65%. На этапе контрольного эксперимента четвероклассники правильно назвали «основной закон страны», главу государства, государственные праздники России, хорошо различают государственную символику России. Расширились представления школьников о правах и обязанностях детей. По-прежнему затруднения у детей вызвал вопрос о народах, населяющих Россию. У большинства четвероклассников сформировались более точные представления о таких экономических понятиях, как экономика, деньги, доходы и расходы. Четвероклассники хорошо различают этические и эстетические понятия, но знание и соблюдение правил этического поведения в общественных местах не достигло должного уровня, правильно оценивают безопасное поведение в окружающей среде. Таким образом, целенаправленная работа по формированию обществоведческих знаний у младших школьников была эффективной.
Литература
1. Бабанский П.В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. - М., 1982. 2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998. . Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. . Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. . Боголюбов Л.Н. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования // Народное образование. 2000. №7. . Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992. . Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. . Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. . Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. . Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. . Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. . Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998. . Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992. . Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. . Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. . Демидова И.Ф. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - с. 83. . Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопр. психологии. 1986. №2. . Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. . Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. . Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. 21. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1995. 22. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. М., 1976. 23. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 24. Мымрина Л.И. История и обществознание в начальной школе. // Нач. шк. - 2006, №2, с. 80-87. 25. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989. 26. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М., 1991. 27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты. Проблемы. М., 1995. 28. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. 29. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. - М., 2005. 30. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебн. для 3 класса «Мир вокруг нас». В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2005. . Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса. В 2 ч. Ч. 2. М.: Вита-Пресс, 2004. 32. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1978. 33. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М., 2000. 34. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. 35. Психология усвоения истории учащимися / Под. ред. А.З. Редько. М., 1961. 36. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997. . Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. . Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981. . Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962. 41. Селиванова О.Г., Семейшева Е.П. Первая встреча с прошлым. Активная познавательная деятельность младших школьников как условие формирования исторических понятий и представлений. // Нач. шк. - 2000, №11, с. 60-65. 42. Сухов П.Ю. и др. Учимся учиться. Л., 1990. 43. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998. . Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. . Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. . Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М., 1991. 47. Усова А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Учебн. пособ. к спецкурсу. - Челябинск, 1978. -99 с. 48. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М., 1990. 49. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373. - Интернет ресурсы. педагогический обществоведческий знание школьник
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|