Дело № 20…о Моне Лизе
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
21 августа 1911 года был понедельник. Огромный дворец с множеством музеев и выставок, галерей, залов и кабинетов, и как обычно по понедельникам, закрыт для публики. Только специально допущенные фотографы, искусствоведы и мастера-ремонтники имели в этот день доступ в Лувр, а часть смотрителей отдыхала. Около 7 часов утра к воротам дворца приблизился небольшого роста черноусый мужчина, одетый в спецовку. Вместе с некоторыми другими рабочими он вошел в здание, еще немного поболтал со стоявшими вокруг декораторами и направился к выставочным помещениям. Торопливо, быстрым шагом устремился к первому этажу, пересек 350-метровую Большую галерею, в которой все стены были увешаны картинами, а затем повернул к салону Каре – жемчужине луврских коллекций. Казалось, мужчина хорошо знал здание, во всяком случае, лучше, чем многие местные и иностранные посетители, которые часто блуждали в его лабиринтах и лишь с трудом находили выход. Салон Каре и прилегающие помещения были пусты, а висевшая здесь «Мона Лиза» не охранялась. Все сторожа и уборщики собрались в одном из помещений галереи на своего рода планерку. Быстрым движением мужчина снял с двух кованых крюков тяжелую картину, располагавшуюся на уровне глаз. С толстым стеклом и рамой она весила около 40 килограммов. Незнакомец привычной рукой отделил раму и бросился в соседнюю Большую галерею, затем к галерее, где висели произведения староитальянских мастеров, и через потайную дверь, скрытую обоями, – к небольшой, редко используемой лестнице.
Когда же после обеда вахтеры не увидели на обычном месте «Мону Лизу», это не вызвало у них недоумения. Некий издатель литературы по искусству, имевший в Лувре репродукционное ателье, мог взять портрет для фотографирования. Его фотографы имели разрешение брать экспонаты, выносить их из залов, и все это без того, чтобы уведомлять или приглашать ответственного директора. На следующий день Лувр, как и обычно, был открыт для публики. И лишь в час пополудни на узкой лестничной клетке случайно обнаружили пустую раму от картины. В Лувре кража со взломом! Что-либо подобное до сих пор считалось невозможным. Известие о пропаже «Моны Лизы» потрясло французов тяжелее, чем можно было предположить. Картина считалась национальной гордостью. У парижан бытовало известное изречение – чтобы представить что-то как совершенно невозможное и абсурдное, говорили: «Это так же невероятно, как если бы захотели украсть «Мону Лизу» или унести башню с Нотр-Дам». При осмотре места преступления полиция нашла на дорогой резной раме эпохи Возрождения, спрятанной на лестничной клетке, след: на защитном стекле остался отпечаток большого пальца левой руки. Немедленно был снят оттиск и передан для расследования. Найти знаменитую картину удалось только спустя два года благодаря случаю. Украл знаменитую на весь мир картину некий Винченцо Перуджиа, 32 лет отроду. Итальянец по происхождению, долгое время проживающий в Париже. По профессии маляр, но охотнее называл себя художником-декоратором и к тому же утверждал, что не без успеха пробовал свои силы в живописи. Вместе с французскими рабочими он в качестве художника-декоратора работал в Луврском музее. Винченцо подолгу любовался картиной, пока в его голове не созрел план её похищения. Долгие два года самые лучшие сыщики Франции не могли отыскать следов украденного шедевра, пока не помог случай….
Флоренция, 2 декабря 1913 года. В галерее, принадлежащей владельцу магазина изящных искусств Альфредо Джери, царило праздничное оживление. Подъезжали экипажи; городская и окрестная знать, приглашенная видным антикваром на аукцион, собралась в салоне. Имя Альфредо Джери пользовалось доброй известностью. Он поместил во всех крупных европейских газетах объявление о запланированной в его галерее на зиму 1913/14 года художественной выставке и о том, что он возьмет на время или приобретет малоизвестные полотна старых мастеров из частных собраний. Почти ежедневно из многих городов и стран поступали предложения. Незадолго до начала аукциона флорентийский антиквар получил письмо из Парижа, в котором некто Венченцо Леонарди предлагал не что иное, как все еще не найденную «Мону Лизу». Автор письма, должно быть, душевнобольной и сверх этого профан, слабо разбирающийся в искусстве. В противном случае он знал бы, что Наполеон никоим образом не мог вывезти «Мону Лизу» из Италии, поскольку она уже почти 400 лет находится во Франции и была туда доставлена самим Леонардо да Винчи. Кто же тогда из-за необъяснимой беспечности подвергает себя опасности и осмеливается на такое неосторожное предложение? Кто когда-нибудь отважится купить у этого человека подлинную «Мону Лизу», которую уж больше никогда не удастся сбыть и обладание которой принесет только трудности и неприятности? Владелец магазина в конце концов обратился к профессору Джиованни Поджи, новому директору галереи Уффици. Поджи вначале тоже посмеялся над письмом, однако, поразмыслив, посоветовал отнестись к делу вполне серьезно. Джери ответил Леонарди, заверив, что Италия за возврат щедевра отплатит ему вечной благодарностью, и заявил, что предложение его заинтересовало и он хотел бы провести с ним переговоры. Поскольку автор письма затронул и финансовую сторону, Джери уведомил, что цена не станет препятствием. Как только будет установлена подлинность картины, будет принято любое требование. Во второй половине назначенного дня в приемной Джери появился мужчина – маленький, худой, лицо желтое, темные волосы и небольшие, закрученные вверх усы, одет в темный костюм, примерно лет тридцати. Он представился как Леонарди из Парижа и заявил, что хотел бы возвратить своему отечеству картину, которая уже переправлена им во Флоренцию.
Леонарди выразил желание продать картину. Он был бы рад, если бы они как можно скорее сошлись в цене. О том, что полотно было два года назад украдено и как оно попало к нему, не было сказано ни слова. «Что должна стоить картина? » – спросил Джери с наигранным спокойствием. «Я предлагаю вам цену в 500 тысяч франков», – ответил Леонарди. Джери дал согласие. Они договорились на следующий день совершить сделку; прежде, правда, картина должна быть освидетельствована, для чего владелец антикварного магазина хотел бы привести с собою эксперта. 11 декабря Джери и Поджи ожидали таинственного продавца картины в конторе Джери. Наконец в четверть четвертого ожидаемый появился и повел их в небольшую, малоизвестную гостиницу «Триполи-Италия». Портье окинул внимательным взглядом проходивших через холл прилично одетых гостей. Вверху, в мансарде, в номере 20 на третьем этаже, в бедной, неприбранной комнате покупателей ожидал самый большой сюрприз в их жизни. Леонарди полез под кровать и вытащил плоский белый деревянный ящик, запертый простым висячим замком. Он отомкнул сундук и открыл его: там были палитры, кисти, старые, испачканные краской тряпки, пустые тюбики из-под олифы, обрызганная известью блуза, костюм, мандолина. Все это он отбросил в сторону. Затем поднял двойное дно и извлек завернутый в красный бархат плоский предмет, который передал Поджи. Трясущимися руками профессор развернул ткань, убрал бумагу и холщовую ленту, которыми была тщательно оклеена доска. Оба не смогли подавить возглас удивления: на убогом гостиничном столе перед ними лежала «Мона Лиза». Портрет установили на столе. Он в отличном состоянии. На оборотной стороне – клеймо Лувра с короной, лилиями и инициалами М. Н. (королевские музеи) и номер по каталогу 316.
Каким же образом они теперь могут выманить у вора картину? С напускным безразличием Поджи сказал, что хотел бы взять полотно с собою в Уффици, чтобы с помощью фотографий и других вспомогательных средств установить с несомненностью его подлинность. Леонарди неожиданно согласился. Он вновь упрятал картину в красный бархат и проводил посетителей. Когда они проходили по первому этажу отеля мимо портье, тот остановил их и спросил, что они выносят из отеля. Леонарди ответил, что это картина, которую он несет в Уффици, и показал ее. Нет, эта картина не висела в гостинице. Они могли идти дальше. Этот простой портье оказался бдительнее, чем все вахтеры Лувра! Он тут же известил в полицию. Из Рима во Флоренцию был вызван главный директор Музея античности и произведений искусств Коррадо Риччи. Уже вечером того же дня Леонарди был арестован. Полностью доказать вину вора как раз и помогли отпечатки его пальцев, оставленные на раме картины. Демонстрационный эксперимент. Проявление отпечатков пальцев. В одном из номеров «Journal of Chemical Education» (1999, v. 76, № 4, р. 488В) под рубрикой «Работа в классе» помещена инструкция для учеников по применению химических методов проявления скрытых отпечатков пальцев. Начинается эта инструкция с предупреждения о необходимости избегать попадания растворов реагентов на кожу и одежду, поскольку это может стать причиной трудно отмываемых пятен. Дальше рекомендуется нарезать 20–30 квадратных листочков белой нелинованной бумаги со сторонами по 7–8 см и выбрать одного из учеников, у которого будут брать отпечатки пальцев. Делают это так: сначала ученику надо потереть пальцем свой лоб, чтобы набрать кожных выделений, потом приложить палец левым боком к бумаге и медленно поворачивать (это хорошо получится, если листочек будет лежать на краю стола и если предварительно попрактиковаться). Сразу после этого необходимо испытать, насколько хорошо действует «проявитель», и, убедившись в этом, приготовить несколько отпечатков и уложить листочки с ними в конверты. В качестве «проявителей» рекомендованы растворы нингидрина или нитрата серебра. Наличие в кабинетах химии российских школ нингидрина маловероятно, а нитрат серебра более доступен. Надо положить листочек со скрытым отпечатком на большой лист бумаги (можно газетной), картона или что-либо иное и нанести раствор AgNO3 пульверизатором. После высушивания отпечаток должен проявиться через 10–15 мин. Лучше попробовать проявить отпечатки на предметах из стекла, фосфора, полированного дерева и других материалов, т. к. бумага может разрушаться под действием нитрата серебра.
Сам по себе АgNO3 бесцветен, но в кожных выделениях присутствует хлорид натрия, который быстро реагирует с АgNO3, образуя нерастворимый и тоже почти бесцветный АgCl. При облучении интенсивным светом AgCl разлагается с выделением мельчайших частичек серебра, и уже они орнаментируют папиллярные линии черным или темно-коричневым цветом. Для проявления скрытых отпечатков на бумаге наилучшим считается использование раствора нингидрина (гидрат трикетогидриндена) в органических растворителях. Это вещество имеет формулу: Оно применяется в качестве реагента для обнаружения и фотометрического определения a-аминокислот, с продуктами разложения которых дает глубокую синюю окраску. Нингидрин способен выявлять скрытые следы крови, но не считается лучшим средством для этих целей. Для проявления отпечатков пальцев на бумаге следует лишь аккуратно прополоскать бумажный лист, например денежную купюру, в растворе и затем его высушить. Правда, достижение необходимой контрастности может потребовать нескольких дней, поэтому для ускорения процесса рекомендуют подержать над поверхностью листа нагретый электрический утюг с паровым устройством.
Литература 1. Т. Ваддель, Т. Риболт. Химические приключения Шерлока Холмса. Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ», серия «ХИМИЯ», вып. 3 2. С. И. Венецкий «Рассказы о металлах» (3-е издание), изд. «Металлургия» 1978 г. 3. С. И. Венецкий. О редких и рассеянных. Рассказы о металлах, издательство Металлургия, 1981 г 4. С. А. Лаврова Моя первая книга. Занимательная химия для малышей. – Изд. «Белый город», 2009 г 5. Б. Д. Стёпин, Л. Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии, М.: Издательство «Дрофа», 2002 – 3 с. 6. Стивен У. Мойе (перевод Оганезова). Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами, М.: Издательство «АСТ Астрель», 2007 – 34, 36, 40, 60, 70, 81 с. 7. ж-л «Юный химик» №1, 2006 год 8. http: //ru. wikipedia. org/wiki/%D1%E8%EC%EF%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5_%F7%E5%F0%ED%E8%EB%E0. Википедия (Громов В. И., «Энциклопедия безопасности») 9. https: //rutube. ru/video/0fa5cce89b94d17bd249b76eaf91ffcf/ 10. http: //ru. wikipedia. org/wiki 11. http: //sayga12. ru/история-создания-черного-пороха/ 12. http: //him. 1september. ru/ 13. http: //xreferat. com/108/367-1-interesnye-i-opasnye-svoiystva-rtuti. html
14. http: //www. newsru. com/background/08dec2004/poison. html 15. http: //hram-troicy. prihod. ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1139222 16. http: //gimsyaroslavl. narod. ru/Rescuer/Rescuers_Guidebook/ch3133_exting. htm 17. http: //xreferat. com/108/367-1-interesnye-i-opasnye-svoiystva-rtuti. html 18. http: //znaesh-kak. com/zn/rtut/soedineniya-rtuti. html 19. https: //yandex. ru/images/search 20. http: //usamodelkina. ru/3434-prevraschaem-mednuyu-monetu-v-zolotuyu-himicheskiy-opyt. html 21. http: //smena-online. ru/node/33398/print/page/2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|