Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития торговых центров за рубежом

По величине территории и значимости торгового центра выделяют несколько ступеней торговых центров. В США — это: местные (микрорайонные), районные и региональные торговые центры.

Местные торговые центры обслуживают зону пешеходной доступности с населением до 10 тыс. человек и предлагают только товары повседневного пользования. Определяющим фактором для формирования такого центра является не ассортимент и цены товаров, а расстояние до дома.

Региональный центр обслуживает территорию с населением не менее 100 тыс. человек и включает большое число конкурирующих между собой магазинов, продающих разнообразные товары повседневного пользования, а также ряд специализированных магазинов по продаже товаров длительного пользования. Для того чтобы сравнительно редко сделать покупку в этом центре, потребители приезжают из удаленных районов. Особенно привлекательным местом покупки товаров длительного пользования были широко представленные в региональном центре универмаги. Региональный торговый центр совпадает с центром коммерческой и промышленной активности региона, являясь, таким образом, фокусом транспортного обслуживания [7].

Промежуточное положение между местным и региональным торговыми центрами занимает районный торговый центр, обслуживающий территорию с численностью населения около 40 тыс. человек. Районные центры обеспечивают жителей большим ассортиментом товаров повседневного потребления, нежели местные торговые центры, и меньшим ассортиментом товаров длительного пользования, чем региональные торговые центры.

В Швеции различают следующие уровни торговых центров: микрорайонные центры, торговые центры жилого района, городского района, межрайонные центры (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Классификация торговых центров в Швеции

Тип торгового центра Основная клиентура, тыс. чел. Торговая площадь, тыс. м2
Межрайонные центры (А) 150—400 30
Центры городского района (В) 50—120 12—30
Центры жилого района (С) 8—15 2,5—5
Микрорайонные центры (D) 4—7 1,5

 

Позднее емкость обслуживаемых сегментов в Швеции была увеличена. Так, для центров типа В — до 70 тыс. человек, центров типа С — до 12—15 тыс. человек [7].

В Великобритании различают: суперрегиональные, региональные и торговые центры округа (общины). Так, суперрегиональные и региональные торговые центры обслуживают региональные рынки, различающиеся размером в зависимости от типа сети транспортных коммуникаций, обслуживающих центр, расположения конкурирующих центров и спланированных бизнесрайонов, желания потребителей покрывать определенные дистанции для того, чтобы сделать покупки, и состава жителей. Институт городского планирования идентифицирует два типа региональных торговых центров: суперцентр включает как минимум три или четыре основных магазина; торговый центр строится вокруг 1—2-х магазинов. Типичный размер каждого центра варьируется от 400 000 до 600 000 кв. футов общей арендуемой площади для регионального центра и от 750 000 до 1000 000 кв. футов общей арендуемой площади для суперрегиональных центров. Региональные и суперрегиональные центры обеспечивают потребителям обширный ассортимент как удобств, покупок и качественных товаров, так и многочисленные персональные и профессиональные услуги и условия отдыха. Этот обширный ассортимент достигнут путем сбалансированного соседства 50–150 частных магазинов.

Указанные торговые центры, несмотря на различные названия и характеристики, функционируют одинаково. Из-за четкого деления на уровни (ступени) такая система функционирования торговых центров получила название ступенчатой. Ввиду большого распространения в Великобритании эту систему еще называют «классической английской системой». Характерная особенность ступенчатой системы состоит в том, что каждый центр вышестоящего уровня перекрывает функции, выполняемые нижестоящими торговыми центрами. Так, районный торговый центр служит местным центром для населения в пределах пешеходной доступности и одновременно районным для больших территорий. Равным образом, региональный торговый центр выполняет функции местного центра для жителей деловой части города, функции районного центра для населения более обширной зоны и четко выраженные функции регионального торгового центра.

Ступенчатая система функционирования торговых центров характерна для многих стран. Она была принята в США, Великобритании, ряде других европейских стран. В отечественной практике функционирования торговых центров также действовала ступенчатая система, в основу которой было положено размещение магазинов по ступеням жилой застройки (микрорайон, район, город) и соответственно по ступеням спроса (повседневный, периодический, эпизодический). Первая ступень — магазины небольших размеров по продаже товаров повседневного спроса, которые размещаются в микрорайонах. Вторая ступень — более крупные магазины с универсальным ассортиментом товаров, которые размещаются в районах. Третья ступень — специализированные и универсальные относительно крупные магазины, расположенные в центральных местах города, обеспечивающие достаточно широкий выбор товаров всех товарных групп [7].

Развитие торговых центров в разных странах имеет свои особенности. Так, наибольшее развитие в США в первый период возникновения торговых центров получили крупные региональные загородные торговые центры. В странах Европы загородные региональные торговые центры имели значительно меньшее распространение, чем в Америке, однако широкое развитие получило строительство торговых центров в новых жилых массивах крупных городов, общегородских и местных центров — в новых городах, а также создание торговых комплексов в центральных районах сложившихся городов.

Межрайонный центр типа А в Швеции соответствует американскому межрайонному торговому центру. Однако центры типа А в Швеции едва ли могут достичь таких размеров и играть ту же роль, какие им свойственны в США, поскольку в Швеции не существует крупных концентраций населения, которые служат предпосылкой для создания торговых центров подобного типа. Кроме того, размер таких территорий для отдельных стран различен.

Однако ступенчатая система функционирования торговых центров имеет ряд недостатков. Существенным недостатком этой системы в России, жестко регламентирующей зону действия магазинов первой ступени (повседневного) обслуживания планировочными границами микрорайонов, является измельченность магазинов. Обязательный при ступенчатой системе принцип расположения магазина в границах микрорайона (в идеальной схеме — в его центре) только на первый взгляд кажется удобным, а фактически ведет к нерациональной затрате времени на специальное посещение магазина, да еще не располагающего достаточно широким ассортиментом товаров [7].

Учитывая недостатки ступенчатой системы в России, ее заменила функциональная система. Функциональная система предусматривает равномерное размещение магазинов на территории города и разделение городской территории на районы жилой застройки с радиусом действия магазина в пределах пешеходной доступности (примерно 500 м, время до магазина составляет 5—10 минут). Она строится на взаимодействии двух групп предприятий: местного значения («стандартного» обслуживания) и городского («избирательного» обслуживания) — в соответствии с функциями, которые они выполняют в процессе обслуживания населения. Формирование ассортимента обусловливается частотой покупок отдельных товаров. Магазины, расположенные в районах жилой застройки, призваны полностью обеспечивать ежедневные потребности населения, предоставляя необходимый набор товаров повседневного спроса. Разнообразные потребности населения в товарах, а также услугах предоставляют магазины общегородской сети.

Опыт проектирования и строительства торговых центров в ряде зарубежных стран также свидетельствует о новых тенденциях их развития. Пересматривается отношение к понятию микрорайонных центров обслуживания в таких странах, как Англия и Швеция, где классическая ступенчатая система занимала ведущее место в практике градостроительства; предпочтение сегодня здесь отдается крупным, связанным с остановками транспорта торгово-общественным центрам. Это повлияло на размещение торговых центров в застройке, которые стали выноситься к транспортным магистралям и даже за черту города. В Германии давно исключили из практики проектирования разделение обслуживания на микрорайонное и районное: крупные магазины «кауфхалле» там стали основным элементом торгового обслуживания. В Чехии укрупненные торговые центры приближены к остановкам общественного транспорта. Во многих странах торговые центры формируются на автомагистралях, развилках дорог, в том числе за городом. Большое влияние на процесс развития торговых центров оказывает высокий уровень обеспеченности личным автотранспортом, оснащенность города скоростными магистралями и развязками, развитие городского общественного и личного транспорта [7].

Таким образом, опыт функционирования торговых центров, зарубежная практика свидетельствуют о необходимости существенного совершенствования, разработки новой концепции размещения торговых центров, в которой реализуются принципы движения товаров к потребителю. Теория приближения мелких магазинов к месту жительства себе не оправдала. Размещение предприятий современной торговой сети определяется не местом, где покупатель живет, а тем, куда ему проще поехать за покупками, где ему удобнее приобрести товар. Потребитель, особенно с ростом благосостояния, предпочитает проделать дальний путь до крупного магазина, где он может получить широкий ассортимент товаров (как промышленных, так и продовольственных), чем пользоваться услугами хотя и приближенного к жилью, но мелкого магазина, где создать широкий ассортимент товаров невозможно.

В настоящее время правительство г. Москвы обсуждает генеральную схему размещения крупных торговых объектов в Москве до 2020 г., в которой предложены направления размещения крупных торговых объектов. Необходимость разработки программы построения и размещения торговых центров актуальна и для других крупных городов. Такие программы позволят решить не только социально-экономические, градостроительные проблемы, но и помогут предпринимателям найти свое место на рынке, определить тип, специализацию магазина и грамотно сформировать ассортимент.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...