Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста




КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим»


Содержание

Введение

1. Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста

2. Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

3. Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития

Заключение

Библиография


Введение

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач. Познавательная активность формируется еще в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана с развитием познавательных процессов [7;3]. Шамова Т.И. дает следующее определение познавательной активности: качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели [11;59]

«Познавательная активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность - это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность» [21;48].

Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней. При разработке этой проблемы ученые опирались на теоретические исследования ведущих педагогов – Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверевой, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, А.П. Усовой, И.П. Сокулиной, А.К. Леонтьева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Н. Богоявленской [11;117].

По данным научного центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте до 25-45%, а свыше 60% детей относятся к группе риска. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития [10;4].

Исследования Л.В. Запорожца, Н.И. Подьякова, С.Л. Новоселовой, А.М. Фонарёва доказывают, сколь важно учитывать в ходе учебно-воспитательного процесса познавательную активность ребенка. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что

им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций [6;35].

Все вышеперечисленные факты объясняют наш интерес к теме и характеризуют ее актуальность.

Целью нашего исследования является, доказать эффективность занятий по ознакомлению с окружающим в формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития.

Объектом является особенности формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования: эффективность занятий по ознакомлению с окружающим при формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития.

Гипотеза нашего исследования: развитие познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим будет эффективнее, если учитывать следующие условия:

· ребенок будет выступать как активный субъект деятельности;

· работа будет осуществляться целенаправленно и последовательно;

· содержание, методы и приемы на занятиях будут подобраны с учетом

зоны ближайшего развития детей.

Далее мы определили задачи нашего исследования:

· Изучить теоретические основы проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

· Выявить особенности формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития.

· Выявить эффективность занятий по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития.


Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста

 

Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматривая новую школу, как источник радости, света и знания, считая интерес одним из важных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Жан-Жак Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитания к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения [12;211].

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в познавательном интересе еще большие возможности для обучения, для развития и для формирования личности в целом. Он играет особое значение в обучении и обеспечивает познавательную активность, а так же овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками [8;40]. Интерес к процессу познания формируется у ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве и любознательности. Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Истоки познавательного интереса заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является процесс воспитания и обучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. «Ядром познавательного интереса, – пишет Г.И. Щукина, – являются мыслительные процессы». Изучению познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности, доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей (Б. Г. Ананьева, В. Г. Иванов, Ю. А. Шаров, Г. И. Щукина) [12;236-239].

Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей, нейтрализуя равнодушие и инертность [19;29]. Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных процессов. Психические познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность [19;36].

Большую роль в формировании познавательной активности играет взрослый. Он обучает детей наблюдательности и самостоятельной постановке проблемы, а также способам получения информации. Дети учатся задавать вопросы. Эти умения приобретаются детьми в процессе упражнений, наблюдений, которые ставят ребенка в ситуацию их решения с помощью сравнения. Дети любят задавать вопросы. В этом проявляется их любознательность, что свидетельство хорошей организации ума. Дети познают мир, задавая множество вопросов. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и содержанию. Ребенка интересует название действия, предмета, его качества, свойства. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Для старшего дошкольного возраста характерна интенсивная умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка этого возраста направлены на усвоение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию представлений, нахождению в них аналогии, общего и различность [17;78]. В исследованиях М. И. Лисиной показано, что познавательная активность развивается в процессе взаимодействия как познавательной и коммуникативной, так и рефлексивной деятельности. В ее формирование тесно взаимосвязаны интеллектуальные и личностные моменты, поскольку «процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поисковая активность, направлена на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоения. Активность завершается актами решения проблемы, представленных в актах «понимания». Познавательные потребности являются стимулирующим фактором дальнейшего развития познавательной активности [15;215].

Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее. Активность чревата деятельностью: деятельность - активность - потребность. Активность - это потребность, уже отягощенная материей движения и слов, предвкушений и воспоминаний. Очень близко к этому понятию понятие любознательности, или любопытства. А в нем подчеркивается потребность в новой информации, готовность к ее переработке, ее инициативный и целенаправленный поиск [9;38].

Существует три уровня познавательной активности ребенка. Первый уровень можно назвать уровнем потребности во впечатлениях. Это своего рода первый уровень, являющийся фундаментом познавательной активности. Потребность во впечатлениях тесно связана с любознательностью. Она является вторым уровнем развития познавательной активности. Любознательность- это недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Годовикова). На этом уровне появляется интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Однако на этом уровне познавательная деятельность носит скорее стихийный, чем целенаправленный характер, здесь эмоции «забивают» цель деятельности; третий уровень – высший уровень познавательной активности. Это уровень целенаправленной познавательной деятельности. Проявляется в самостоятельном поиске ответов на интересующие его вопросы, проявления элементов творчества, перенос способа познания с одного материала на другой.

Между уровнями развития познавательной активности ребенка и усвоение им знаний об окружающем мире, существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательной активности у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший материал, который является фундаментов познавательной активности. Обладая огромной побудительной силой, она заставляет стремиться ребенка к познанию. Поскольку познавательная активность связана с волевыми усилиями, она является важнейшим стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремление к завершению деятельности [19;75].

Характеризуя познавательную активность по степени устойчивости можно выделить два вида активности: эпизодическая и устойчивая.

Само название первого вида активности показывает, что она существует временно, побуждается познавательным материалом, внешней стороной деятельности, методом преподнесения (а не усвоения) знаний. Первоначально возникает как переживание радости познания предмета, явлений или способа действия, как радость овладения деятельностью, который в силу своей организации, вызывает активность ребенка. Устойчивая или личностная, активность развивается как познавательная устремленность ребенка. Она сопряжена с инициативным поиском знаний. Основой познавательной активности является активная мыслительная деятельность. Поэтому важно, чтоб малыш размышлял и высказывал свое мнение [16;67]. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребёнка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, М. И. Лисина, Т.А. Серебрякова), потребности в новых впечатлениях (Л. И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В. Д. Небылицин). Для дифференциации познавательной активности используют энергетический и содержательный показатели.

Содержательный показатель отражает результативность деятельности в процессе получения знаний. Энергетический показатель по количеству вариантов (способы могут повторяться) сделанных ребёнком.  Особенности ситуации влияют на проявление познавательной активности детей дошкольного возраста. Ситуации с большим количеством возможных способов действия способствуют проявлению как содержательного, так и энергетического компонентов. [22;184].  

Д. Годовикова выделила три уровня сформированности познавательной активности:

· Интерес к предметам, отличающимся яркими перцептивными свойствами и к тем, что знакомы по своему функциональному назначению. Отсутствует интерес к предметам иного назначения. Регуляция внешняя, предметы господствуют над активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом).

· Его суть - содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Стремление ознакомиться с предметами, имеющими определенные функции. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям (уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощью взрослого).

· Его суть - новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые внутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в еще большей степени - внутренние, понятийные образования; понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей, особенно сверстников. Активность направляется целью - достичь желаемого результата (уровень интереса к внутренним свойствам предмета, к понятиям и опосредованности поиска - это самоорганизация) [19;58].

Педагоги определили условия, способствующие эффективности воспитания познавательной активности детей:

· высокий научный и методический уровень деятельности педагога;

· высокая организация учебно-познавательной деятельности детей, опирающаяся на научные основы построения деятельности, на ее существенные стороны.

· благоприятная атмосфера отношений в деятельности и общении педагога с детьми, определяющая высокую познавательную активность через социальный фактор обучения, которое определяется в значительной мере позицией педагога [3;93].

Таким образом, для формирования познавательной активности необходимо создание специальных ситуаций, с большим количеством возможных способов действия. Основой познавательной активности является познавательная деятельность, так как дети познают всё в деятельности. А деятельность не возникает без познавательных потребностей. Для проявления ребёнком познавательной активности нужен познавательный интерес. Только при наличии всех этих компонентов возможно формирование у дошкольника познавательной активности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...