Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В мире сохраняется тенденция рождения детей с различными нарушениями. В нашей работе мы решили рассмотреть такую проблему как формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Задержка психического развития - это парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском и подростковом возрасте [15;254]. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей [16;194-205]. Основным признаком задержки психического развития является незрелость эмоционально волевой сферы. Одно из ее проявлений – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий [2;47].
Так же у детей с задержкой психического развития нарушено внимание, причинами этого являются несформированность механизма произвольности, несформированность мотивации, нарушение познавательного интереса. Исследователь детей с задержкой психического развития Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения: · неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы; · сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза; · снижение объема внимания, т.е. ребенок, удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом; · сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;
· сниженное распределение внимания, т.е. ребенок, не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле при их усвоении; · «прилипание внимания», которое выражается в трудностях его переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию; · повышенная отвлекаемость [11;58]. Еще одним признаком несформированности познавательной активности у детей с задержкой психического развития является нарушение системных механизмов восприятия, факторами чего является нарушение интегративной деятельности коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушение координированной работы различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы; недостатки внимания; недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни [13;41]. Дети с задержкой психического развития, по исследованиям педагогов и психологов, имеют следующие особенности восприятия: · недостаточная полнота и точность восприятия связанная с нарушением внимания, механизмов произвольности;· недостаточная целенаправленность и организованность внимания;· замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку);· низкий уровень аналитического восприятия (ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает);· снижение активности восприятия, в процессе восприятия нарушена функция поиска (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно);· наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер.Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с задержкой психического развития упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек [11;65].Отдельно остановимся на особенностях речи детей с задержкой психического развития. Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в становлении речи детей с задержкой психического развития, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности. У детей с задержкой психического развития выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.
Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития. Дети с задержкой психического развития отличаются своеобразием речевого развития. К признакам своеобразной задержки речевого развития можно отнести процесс возрастного словообразования при задержке психического развития. Обычно процесс бурного словотворчества у нормально развивающихся детей заканчивается к старшему дошкольному возрасту. У детей с задержкой психического развития этот процесс затягивается вплоть до окончания начальной школы [11;72]. По степени речевых нарушений, наблюдающихся у детей с задержкой психического развития, можно выделить три группы: · изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков); · комбинированный дефект (дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слуха); · системное недоразвитие речи (нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний) [6;34].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|