Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития




 

Занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования разных способностей детей. Оно даёт возможность создавать ситуации с большим количеством способов действия, стимулируют проявление познавательной активности. Занятия организованные определённым образом позволяют повысить уровень познавательной активности [17;84].

Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня для каждой группы определяется время проведения занятий, как правило, это утренние часы. При проведении занятий важна эмоциональность педагога, интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей к заданиям, вследствие чего повышается познавательная активность.

На занятиях у детей формируется отношение к миру и людям. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности [22;275].

В любом занятии можно выделить три основные части. Первая часть – введение детей в тему занятия; определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы, активизируется внимание и создается эмоциональный настрой, как важные компоненты познавательной активности. Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой того или иного вида занятия, возрастом детей, условиям проведения занятия.

Вторая часть – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети. Активизируются память, мышление, умение делать выводы, действовать по инструкции. Не следует спешить объяснять или показывать ребенку способы действия в случае возникновения трудностей. Следует выяснить, в чем причина затруднений, и, прежде всего, активизировать опыт и знание ребенка, а если этого не достаточно, то могут быть применены более прямые способы помощи.

Третья часть, заключительная – анализ выполнения заданий и его оценка [20;164].

На каждом занятии решаются общие дидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развивается творческая и интеллектуальная активность. Значительное место на занятиях отводится тренировочным игровым упражнениям, играм на внимание, на отработку быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Различные игровые упражнения на повышение интереса, эмоционального тонуса, активизирующие работоспособность должны присутствовать на разных этапах занятия. В середине занятия, когда у детей с задержкой психического развития падает работоспособность или возникают трудности в переключении на новый вид деятельности, в занятие необходимо включить элементы игры, что поможет снять интеллектуальное напряжение. Важно обучать детей в совместной деятельности обращаться за помощью и использовать ее, спрашивать и отвечать на вопросы, выполнять указания.

Занятия могут быть обще групповыми, проводится с подгруппами детей, а иногда и индивидуально. Организуя работу со всей группой, воспитатель должен вместе с тем активизировать каждого ребенка, вовлекая его в объяснения, предлагая дополнить ответ товарища, рассказать о том, каким образом дети собираются решать поставленную задачу. В этом смысле, занятия групповые менее эффективны, чем подгрупповые и индивидуальные [1;55].

При обучении и воспитании дошкольника используются разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность. Ю.К. Бабанским выделено три основные группы методов обучения:

Первая группа методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых особое место занимают методы, направленные на формирование интереса к учению.

Вторая группа методов – организация и осуществление учебно-познавательной деятельности. Использование этого метода позволяет детям получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. повысить интерес к познавательной деятельности и активизируют детей на занятие. Заставляют детей размышлять, делать выводы, анализировать материал занятия.

Третья группа методов – методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

Так же методы делятся ещё по способу действия.

1.Игровые методы.

Здесь использование дидактических игр, способствует созданию у ребенка положительного эмоционального настроя, повышает работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал, обогащают словарь и активизировать познавательную деятельность. Они могут проводиться на любом этапе занятия.

2.Словесные методы.

К этим методам можно отнести загадки, которые являются важным средством развития речи и познавательной активности. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. Они способствуют формированию мыслительных операций, побуждают к активной деятельности. Использование загадок не только оживляет работу на занятиях, но и повышает интерес детей. Любая загадка- это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам. Для того, чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное последовательное логическое рассуждение. Чтобы побудить ребенка к доказательству, следует побудить его рассказать, как он думал, отгадывая загадку.

Также можно использовать метод бесед. Известно, что это активный метод умственного воспитания. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать. Беседа - активный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова, следовательно, дети начинают действовать активно, начинает повышаться интерес.

Важно подчеркнуть, что в процессе обучения все названные выше методы применяются в тесной взаимосвязи, что позволяет решить задачи всестороннего воспитания детей [1;57-63].

Занятие по ознакомлению с окружающим позволяет включить в себя все эти методы, а, следовательно, в большей мере способствует формированию познавательной активности детей.

Успешно усваивать материал занятия детям помогает собственная познавательная деятельность.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в познавательной деятельности. Иногда одной из причин является низкий уровень развития речи [5;27].

Занятие является самым оптимальным средством формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития, так как именно на занятии можно создать условия для повышения познавательной активности. Для этого лучше использовать занятие по ознакомлению с окружающим миром, так как одной из главных задач на занятиях по ознакомлению с окружающим является формирование у детей с задержкой психического развития активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка [4;121].

И именно на занятие по ознакомлению с окружающим создаются методические условия для развития всех психических процессов, познавательного интереса, потребностей, а, следовательно, познавательной активности.


Заключение

Наша работа была посвящена теоретическому исследованию формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Теоретический анализ проблемы позволил установить, что познавательная активность у данной категории детей сформирована недостаточно. Как известно, задержка психического развития проявляется в недостатке функций в рамках интеллектуальной деятельности. В ее основе лежат нарушения в сфере психического развития вследствие тех или иных причин. Поэтому, чтобы помощь ребенку оказывалась в правильном направлении, очень важно верно дифференцировать данный диагноз от других форм интеллектуальной недостаточности. Следовательно, данная проблема является очень важной и в то же время очень сложной задачей дошкольной педагогики и специальной психологии.

На занятиях по ознакомлению с окружающим у детей расширяются знания об окружающем, активизируется речь и обогащается словарь, стимулируется желание самостоятельно делать выводы, тем самым у детей развиваются все познавательные процессы, вследствие чего формируется познавательная активность.

Таким образом, занятия по ознакомлению с окружающим являются эффективным средством для формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития.


Библиография

 

1. Артемава Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.садов и родителей.- М.: Просвещение, 1992-96 с.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для пед. вузов. М-во образования РФ.- М.: НЦ ЗНАС, 2002.-134 с.

3. Болотина Л.С. Комарова К., Бирикой С.П. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232 с.

4. Власова Т.А., Певзнер О детях с отклонениями в развитии.-2-е изд. – М.: Просвещение,1973.-175с.

5. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. Москва: «Эксмо-Пресс». 2002

6. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. Под ред. Лубовского В.И., Ципиной Н.А. - Изд-во АПН СССР, 1989.- 120 с.

7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника. / Под ред. А.Г. Нильсон. – М.: Академия, 2001.

8. Колосова С. Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000. 186 с.

9. Куликова Т. Воспитание у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. – 1976. – №9. – С. 38.

10. Организация коррекционно-развивающего обучения детей дошкольников с ЗПР: метод. рек. / З.В. Ломакина, Н.В. Хорошулина, И.В. Смоловская. – Ярославль: изд. ЯГПУ, 2008. – 59с.

11. Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003.

12. Подласый А. П. Педагогика: Новый курс. Учеб. Для студентов ВУЗов: В 2 кн.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-576 с.

13. Практика применения функционально - уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи С.А. Домишкевича «Функционально уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонение в развитие)// Дефектология 2005 №4, стр. 41

14. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошк./Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. - М.:Просвещение,2003.

15. Психология дошкольника: Хрестоматия. – М.: Академия, 1997. – 376с.

16. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

17. Умственное воспитание дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.

18. Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.

19. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

20. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Изд. Дом «Нева», 2006. – 351 с.

21. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977.

22. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1986. – 414 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...