Глава 5. Анализ транзакции
Я не понимаю своих деяний. Св. Павел
Теперь, когда мы разобрались в терминологии, настало время перейти к методу: использованию известных нам понятий для анализа транзакций. Транзакция состоит из стимула, исходящего от одного человека, и реакции, следующей от другого. Реакция в свою очередь становится новым стимулом для первого участника и требует ответа. Задача анализа состоит в том, чтобы выяснить, какой компонент каждой личности — Родитель, Взрослый или Дитя — производит конкретный стимул или реакцию. Существует много ключевых признаков, по которым стимулы и реакции могут быть расценены как исходящие от Родителя, Взрослого или Дитя. К ним относятся не только произносимые слова, но и интонации, жесты и мимика. Чем более искусны становимся мы в распознавании этих признаков, тем больше данных доставляет нам транзактный анализ. Нам нет нужды углубляться в материи прошлого, чтобы вскрыть записи, зафиксированные в Родителе, Взрослом или Дитя. Все это проявляется в настоящем. Перед вами перечень вербальных и физических признаков каждой позиции. Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, поджатые губы, указующий жест пальцем, суровый взгляд, топанье ногой, руки «в боки» или скрещенные на груди, заламывание рук, цоканье языком, вздохи, поглаживание другого по голове. Все это типичные жесты Родителя. Могут, однако, существовать и другие жесты, характерные для чьего-то конкретного Родителя. К примеру, если ваш отец, прежде чем отчитать вас за плохое поведение, имел привычку откашливаться и возводить глаза к небу, то эта манера, безусловно, будет и вашей собственной прелюдией к высказыванию Родителя, хотя это и может быть нетипично для Родителей других людей. Существуют также различия, обусловленные культурой. Например, американцы вздыхают на выдохе, а шведы — на вдохе.
Вербальные признаки Родителя: Я требую положить этому конец раз и навсегда, Ни в коем случае…; Запомни на всю жизнь…; (вообще, "навсегда" и "никогда" — это в большинстве случаев слова Родителя, закрывающие каналы восприятия новой информации); Сколько раз я тебе говорил?; Я бы на твоем месте… Родителя можно идентифицировать по многим оценочным словам, критическим или одобрительным, поскольку они направлены на оценку другого человека, основанную не на суждении Взрослого, а на автоматической архаичной реакции. Примеры таких слов: глупый, капризный, нелепый, вызывающий, ленивый, бестолковый, бедняжка, сынок, лапочка (например, в устах заботливой продавщицы), держись, прелесть, ну-ну… Важно вспомнить, что подобные слова являются ключевыми, но не определяющими. Взрослый по зрелом размышлении может заключить, что согласно этической системе Взрослого некоторые вещи действительно являются глупыми, нелепыми, отвратительными и вызывающими. Два слова — "должен" и "следует" часто исходят от Родителя, но, как будет отмечено в главе 12, это могут быть и слова Взрослого. Именно автоматическое, бездумное произнесение этих слов сигнализирует об активности Родителя. В сочетании с мимикой, жестикуляцией использование этих слов в контексте транзакции помогает выявить Родителя. Физические признаки Дитя: Поскольку ранние реакции Дитя на внешний мир невербальны, то и большинство признаков, которые и поныне характеризуют Дитя, относятся к физическим проявлениям. Все нижеперечисленное свидетельствует о вовлечении Дитя в транзакцию: слезы; дрожащие или надутые губы; высокий хныкающий голос; закатывание глаз или потупленный взор; пожимание плечами; передразнивание; бурный восторг или хохот; поднятая рука как просьба разрешения высказаться; кусание ногтей; ковыряние в носу; ерзанье; хихиканье.
Вербальные признаки Дитя: множество слов характеризуют проявление Дитя (наряду с тем, что таковыми выступают любые слова, произносимые в "сюсюкающей" манере): хочу; желаю; это не я (сделал); не мое дело; кажется; когда я стану старше; больше; больше всего; лучше; лучше всех (многие слова в превосходной степени происходят из проигрывания эпизодов детской игры "У меня лучше, чем у тебя"). Подобные слова направлены на то, чтобы произвести впечатление на Родителя и преодолеть неблагополучие. Существует еще одна группа слов, которые постоянно твердят малыши. Но эти слова не являются признаками Дитя, они скорее относятся ко Взрослому компоненту маленькой личности. Это слова: что, кто, где, когда, почему и как. Физические признаки Взрослого: Как выглядит Взрослый? Если затормозить воспроизведение видеозаписей Родителя и Дитя, то что останется на лице? Утратит ли оно выражение? Станет ли отсутствующим, безжизненным? Ф.Эрнст считает, что отсутствующее выражение лица не есть лицо Взрослого. Он отмечает: можно распознать, когда Взрослый слушает, по ряду характерных движений — лица, глаз, тела — а также по морганию каждые 3–5 секунд. Неподвижность означает, что человек просто не слушает. Эрнст указывает, что лицо Взрослого обращено прямо вперед. Если голова наклонена, значит человек слушает "с задней мыслью". Взрослый может позволить Дитя показать свое любопытствующее, взволнованное лицо. Вербальные признаки Взрослого: как уже отмечалось, основные слова Взрослого — кто, что, где, когда, почему и как. А также другие: сколько; каким образом; по сравнению; верно; неверно; вероятно; возможно; неизвестно; очевидно; по-моему и т. п. Все эти слова выступают проявлениями процесса обработки информации Взрослым. Когда произносятся слова "по моему мнению", то мнение может проистекать от Родителя, но само утверждение принадлежит Взрослому, поскольку оно определяется как мнение, а не как факт. Высказывание "Я считаю, что старшеклассники должны иметь право голоса" — вовсе не то же самое, что утверждение "Старшеклассники должны иметь право голоса".
Располагая этими вспомогательными признаками, мы можем начать идентифицировать Родителя, Взрослого и Дитя в транзакциях, в которые вовлечены мы сами и другие люди. Любая социальная ситуация несет в себе примеры всевозможных типов транзакций. Несколько лет назад во время длительного путешествия на автобусе, я занимал себя тем, что фиксировал схемы различных транзакций. Первым я отметил взаимный обмен Родитель — Родитель (рис. 9), происходивший между двумя чопорными дамами. Они выстраивали целую философию вокруг вопроса о своевременном прибытии автобуса в пункт назначения. С глубоким сознанием своей правоты, подбадривая друг друга кивками головы, они вели долгий диалог, начавшийся с таких транзакций. Первая дама смотрит на часы, заводит их, что-то бормочет, ловит взгляд соседки, тяжело вздыхает. Вторая дама отвечает взглядом, устраивается поудобнее, смотрит на свои часы. Первая дама: Похоже, мы снова опаздываем. Вторая дама: Когда же это кончится? Первая дама: Вы видели когда-нибудь, чтобы автобус пришел вовремя? Вторая дама: Никогда. Первая дама: Вот и я сегодня утром говорю Герберту — теперь уже не дождешься такого обслуживания, как прежде. Вторая дама: Вы абсолютно правы. Это приметы нашего времени. Первая дама: Хотя это и обходится недешево. Будьте уверены!
Рис. 9. Транзакция Родитель — Родитель Это транзакции Родитель — Родитель, поскольку они осуществляются безотносительно к данным объективной реальности и представляют собой обмен оценочными суждениями, который эти дамы, будучи еще детьми, подслушали в разговоре своих мамочек и тетушек. Первая и вторая дамы перечисляют "ужасы" с гораздо большим энтузиазмом, чем если б они просто обратились к фактам. Это объясняется тем ощущением удовлетворения, которое приходит, когда находишь виновного и имеешь возможность его осудить. Осуждая, мы воспроизводим осуждение, зафиксированное в Родителе, и это дает нам возможность почувствовать себя о'кей, потому что Родитель — о'кей. Найдя кого-то, кто готов с нами согласиться и поддержать игру, мы ощущаем себя могучими.
Первая дама предприняла первый шаг. Вторая дама могла бы пресечь игру, ответив с позиции Взрослого на любое утверждение первой: Первая дама смотрит на часы, заводит их, что-то бормочет, ловит взгляд соседки, тяжело вздыхает. Возможные реакции Взрослого. 1. Не ответить взглядом, отведя глаза. 2. Просто улыбнуться. 3. В случае, если Первая дама выглядит действительно обеспокоенной: "У Вас все в порядке?" Первая дама. Похоже, мы снова опаздываем. Возможные реакции Взрослого: 1. А который час? 2. Этот автобус обычно приходит вовремя. 3. А Вы что, раньше опаздывали? 4. Давайте спросим водителя. Первая дама: Вы видели когда-нибудь, чтоб автобус пришел вовремя? Возможные реакции Взрослого: 1. Да. 2. Я редко езжу автобусом. 3. Я никогда об этом не задумывалась. Первая дама: Вот и я сегодня утром говорю Герберту — теперь уже не дождешься такого обслуживания, как прежде. Возможные реакции Взрослого: 1. Не могу с этим согласиться. 2. Какого рода обслуживание Вы имеете в виду? 3. По-моему, уровень жизни столь же высок, как и прежде. 4. Не могу пожаловаться. Такие альтернативные ответы исходили бы от Взрослого и не являлись бы дополняющими. Тот, кто получает удовольствие от игры "Разве это не ужасно?", не любит вторжения фактов. Если две соседки каждое утро с удовольствием предаются игре «Мужья — дураки», они едва ли примут в свой круг новую соседку, заявляющую, что ее муж — сокровище.
Рис. 10. Транзакция Взрослый — Взрослый Таким образом, мы подходим к первому правилу коммуникации в транзактном анализе. Если на диаграмме Р-В-Д стимул и реакция представляют собой параллельные линии, то транзакция является взаимодополняющей и может длиться бесконечно. При этом не играет роли направление векторов (Родитель — Родитель, Взрослый — Взрослый, Дитя — Дитя, Родитель — Дитя, Дитя — Взрослый) покуда они параллельны. Диалог Первой и Второй дам не касался фактов, но был взаимодополняющим и длился около десяти минут. Взаимному сладостному горю обеих дам пришел конец, когда сидящий впереди них пассажир спросил водителя, вовремя ли прибудет автобус. Тот ответил: "Да, в 11.15". Это также была взаимодополняющая транзакция водителя и пассажира на уровне Взрослый — Взрослый (рис. 10). Это был прямой ответ на прямо поставленный вопрос. В этом диалоге не проявились ни Родитель ("Какие у нас шансы успеть вовремя?"), ни Дитя ("Не понимаю, почему я вечно сажусь на тот автобус, который опаздывает?"). Это был спокойный обмен. Такого рода транзакция оперирует фактами.
Позади двух дам сидели двое других пассажиров, чье поведение служило иллюстрацией еще одного типа транзакции — Дитя — Дитя. Один — угрюмый парень с пушком на лице, с нечесаными волосами, одетый в пыльные черные брюки и черную кожаную куртку. Другой юноша был одет так же и всем своим видом намеренно демонстрировал безразличие. Оба были поглощены чтением одной и той же книжки в мягком переплете — "Тайны культа пыток". Если б такую книгу читали два священнослужителя, то можно было бы предположить, что они снабжают своих Взрослых информацией на экзотическую тему; но глядя на этих подростков можно было скорее допустить, что имеет место транзакция Дитя — Дитя, включающая то извращенное удовольствие, которое могут получать двое пятилетних мальчишек, отрывая мухам крылья. Представим себе, что юноши воспользуются почерпнутой информацией и найдут способ истязать кого-либо так, как это описано в книге. Взрослый будет к этому не причастен (так как нет осознания последствий), промолчит и Родитель ("Недопустимо совершать такое!"). Даже если транзакция завершится для них плохо (прибытием полиции, или появлением матери, когда пятилетние мальчишки мучают мух), все равно оба ее участника пребывают во взаимном согласии. Таким образом, это взаимодополняющий диалог Дитя — Дитя (рис. 11)
Рис. 11. Транзакция Дитя — Дитя Другие примеры взаимодополняющих транзакций Транзакции Родитель — Родитель (см. рис. 9) Стимул: Ее обязанность — воспитывать детей и вести хозяйство. Реакция: У нее совершенно отсутствует чувство долга.
Стимул: Это ужасно, как растут налоги. Кормим этих дармоедов за общественный счет. Реакция: Настанет ли этому конец?
Стимул: Нынешние дети так ленивы. Реакция: Это примета нашего времени.
Стимул: В конце концов я докопаюсь до сути. Реакция: Обязательно! Ты должен положить этому конец.
Стимул: Он ведь незаконнорожденный. Реакция: Тогда с ним все ясно.
Стимул: Джона уволили? Да как они могли? Реакция: Вот-вот, милая. Даже не знаю, зачем он связался с этой никудышной фирмой.
Стимул: Она вышла за него ради денег. Реакция: Ну, хоть их-то она получила.
Стимул: Ни одному из них нельзя доверять. Реакция: Верно! Все они одного поля ягода.
Транзакции Взрослый — Взрослый (см. рис. 10) Стимул: Который час? Реакция: На моих часах 4.30.
Стимул: Какой на вас хороший костюм. Реакция: Спасибо.
Стимул: Чернила нового сорта высыхают очень быстро. Реакция: А они дороже, чем другие?
Стимул: Передайте, пожалуйста, масло. Реакция: Вот, пожалуйста, возьмите.
Стимул: Дорогая, чем так приятно пахнет? Реакция: Это я пеку коричное печенье… уже почти готово!
Стимул: Не знаю, что и делать. Не могу решить, как правильно поступить. Реакция: По-моему, не стоит принимать решение, когда ты так озабочен. Ложись спать, а утром вернемся к этому разговору.
Стимул: Похоже, будет дождь Реакция: Да, такой был прогноз.
Стимул: Отплытие назначено на час дня в пятницу. Реакция: Ну а мы когда должны там быть?
Стимул: В последнее время Джон выглядит озабоченным. Реакция: Почему бы нам не пригласить его на обед?
Стимул: Я устал. Реакция: Пойдем спать.
Стимул: В будущем году федеральные налоги еще более возрастут. Реакция: Не очень приятная новость. Но если деньги расходуются, их ведь надо откуда-то брать.
Транзакции Дитя — Дитя (см. рис. 11). Совершенно очевидно, что существует очень мало взаимодополняющих транзакций Дитя — Дитя, свободных от элементов игры. Это происходит потому, что Дитя более охотно получает, чем отдает поглаживания. Люди осуществляют транзакции ради поглаживаний. Бертран Рассел сказал: "Никто не может упорно размышлять из одного только чувства долга. Мне необходимо время от времени добиваться маленьких успехов, чтобы иметь источник энергии". Без привлечения в транзакцию Взрослого никто не получает поощрения, отношения перестают быть взаимодополняющими и угасают. Ярким примером тому может служить движение хиппи. Дети-цветы жили в контексте транзакций Дитя — Дитя. Однако суровую правду скрыть не удалось: немного радости заботиться только о себе, если и все остальные заинтересованы только в самих себе. Протестуя против истэблишмента, они отвергали Родителя (с его неодобрением) и Взрослого (с его "банальной" реальностью). Однако, отвергнув неодобрение, они вдруг обнаружили, что лишились и источника поощрения. (Парочка четырехлетних малышей может решить убежать из дома, но эта идея будет отвергнута, когда им захочется мороженого — ведь для этого нужны мамы.) Дети-цветы искали поощрения друг у друга, но оно становилось все более обезличенным и бессмысленным: "Конечно, я люблю тебя. Я вообще всех люблю." Жизнь наполнилась все более примитивными формами поощрения — воображаемого (с помощью наркотиков) или в виде беспорядочного секса. Секс может быть активностью Дитя — Дитя в чистом виде, поскольку сексуальная потребность генетически зафиксирована в Дитя, равно как и все основные биологические потребности. Но наибольшее удовольствие секс, однако, доставляет при включении Взрослого с его вниманием, мягкостью, ответственностью за чувства другого. Не у всех хиппи отсутствуют эти ценности, также как не все хиппи свободны от Родителя и Взрослого. Однако очень многие из них живут только для себя, и в известном смысле используют друг друга для стимуляции чувств. Счастливые взаимоотношения хиппи, как и полная радости детская дружба, содержат не только транзакции Дитя — Дитя, но и обработку данных Взрослым, и регулирование ценностей Родителем. Вот, к примеру, играют две девочки: Первая девочка (Дитя): Я буду мама, а ты будешь дочка. Вторая девочка (Дитя): Всегда я должна быть дочкой. Первая девочка: (Взрослый): Ну ладно, давай по очереди; сначала ты будешь мамой, а потом я. Это не есть взаимообмен Дитя — Дитя, так как в последнем утверждении (решение проблемы) в диалог вступает Взрослый. Кроме того, многие транзакции маленьких детей проходят по типу Взрослый — Взрослый, хотя со стороны и выглядят "ребячьими" из-за бедности информации: Маленькая девочка: Скорей на помощь! Баззи (кот) потерял зуб. Ее сестра: Разве добрая фея может помочь коту? И стимул, и реакция отвечают уровню Взрослого на основе имеющихся данных. Идет правильная обработка данных, но данные несовершенны! Взаимодополняющие транзакции Дитя — Дитя чаще можно наблюдать в том, что люди вместе делают, нежели в том, что они друг другу говорят, как это видно на примере очень маленьких детей. Двое людей, вцепившиеся друг в друга и вопящие в один голос на вираже американских горок, являют собой пример транзакции Дитя — Дитя. Дуэт Тальявини и Тассинари в третьем акте "Мефистофеля" — интенсивная транзакция Дитя — Дитя. Бабушка и дедушка, бредущие босиком по берегу моря, — еще одна транзакция Дитя — Дитя. Однако эти приятные мгновения потребовали и участия Взрослого. На американские горки надо было купить билет. Тальявини и Тассинари долгие годы совершенствовались в своем искусстве, прежде чем слились в экстазе совместного пения. Радость единства и взаимопонимания достигнута бабушкой и дедушкой за счет опыта и умения отдавать и получать, нажитого за всю долгую жизнь. Взаимоотношения людей не могут длиться долго без участия Взрослого. То есть можно сказать, что взаимодополняющие транзакции Дитя — Дитя протекают с разрешения и под контролем Взрослого. Стоит Взрослому отлучиться, и Дитя запутывается в перекрестных транзакциях, которые будут описаны ниже в этой главе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|