Проблемы развития творческих способностей детей в психолого-педагогической литературе
Основные понятия и их особенности
В данном параграфе мы попытаемся разобраться в понимании творчества, творческих способностей, выяснить, как они определяются в психолого-педагогической литературе, рассмотреть различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категорией понятий. В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности[3,с.19]. Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой. Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявлять закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени. Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, его приписывали только гению, чему - то необыкновенному. С уверенностью можно сказать, что в основной научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и в художественной (творческой). Творчество - это общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, на мужестве переживать новое. Оно позволяет, с одной стороны, находить в знакомом и близком новые аспекты, а с другой стороны встречаться с новым и неизвестным, создавая из него с помощью имеющегося знания новые переживания.
Рассматривая творчество, как свойство личности, дадим ей определение. Термин личность обозначает: .человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности; .устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важных критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества. Таким образом, творчество - как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека к актуализации, не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободой, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально - значимые интересы. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком. Творчество - это способность, вбирающая, в себя целую систему взаимосвязанных способностей - элементов: воображение, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Понамарев, Д.Б. Эльконин, А.И. Леонтьев). Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуры этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Л.С. Выготский, Д. Кабалевский и др.). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека. Рассмотрим точку зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, творчество во многом зависит от воображения. Поэтому обратимся к данной характеристике. В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предыдущем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Следует отметить, что ученическое творчество без соприкосновения с культурно - историческими достижениями не позволяет ребенку переходить на новые уровни развития и включаться в культурные общечеловеческие процессы. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Б.М. Теплов отмечает, что вовлечение детей в творческую деятельность полезно для творческого развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. У детей подросткового возраста широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др. Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях. Так, концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на “комбинирующей способности мозга”[6]. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как “кристаллизованное воображение”. Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:
.Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. “Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение”. .Воображение выступает как средство расширения опыта. Это “высшая форма связи” воображения с реальностью, которая возможна “только благодаря чужому или социальному опыту”. .Эмоциональная связь, которая проявляется двояко: воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, “чувства влияют на воображение”. Это “наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения”. воображение влияет на чувства, проявляется “закон эмоциональной реальности воображения”. . “Воображение становится действительностью”, когда оно “кристаллизуется”, “воплощается”, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это “полный круг” творческой деятельности воображения, возможный так же и для “субъективного воображения”, опирающегося на эмоции. Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему развивается, причем развивается непрерывно на всех возрастных ступенях. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др).
Исследования интеллекта по-прежнему определяются двумя направлениями: генотипическим подходом, который исходит из наследственности, и фенотипическим, который считает факторы окружающего мира столь же определяющими, как и наследственность. Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление. Дивергентное мышление - важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе творчества, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления и оценки творческих способностей.[9] Если конвергентное мышление это последовательный, логический процесс, протекающий строго от “ступени к ступени” и приводящий к единственно правильному решению, то дивергентное мышление - это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, меньше ограничен заданными факторами, допускающий изменение путем решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам. Конвергентное мышление развивается в задачах, имеющих жесткую структуру и предполагающих единственно правильный ответ. Дивергентное, или творческое мышление, позволяет видеть различные аспекты проблемы, находить разнообразные связи элементов действительности, различные пути решения определенной задачи. Дивергентное мышление по Гилфорду характеризуется 27 факторами. В качестве основных Дж. Гилфорд выявляет беглость, гибкость, оригинальность. Дивергентное или творческое мышление - это активность, плюсами которой является логика и фантазия, результат внутри межличностного общения. Это, прежде всего субъективная реакция на какой-либо стимул, который превращается в объективную формулировку, восприятие. Творческое мышление удерживает полюса в равновесии и объединяет кажущиеся противоположными элементы. Это собственный продукт, и поэтому оно ценно. Нет никаких логических методов для создания новых идей и логической реконструкции творческого процесса. Ведь каждое открытие содержит иррациональный момент или творческую интуицию.[9] Гетцельс и Джексон (1962г.) исследовали отношение между интеллектом и творчеством, а также между дивергентным формами проявления творчества и интеллектуальными конвергентными способностями. И обнаружили следующее: у двух групп детей, коэффициент интеллекта которых отличался на 20 пунктов, академические показатели были одинаковыми, причем дети с более низким коэффициентом интеллекта имели высокий уровень творческих способностей. Следует различать детей с высоким интеллектом и детей, у которых очень рано проявляются особые дарования в определенной области. Ранние достижения являются следствием определенных способностей, которые в процессе развития ребенка еще могут измениться. Если происходит слишком ранняя концентрация на определенные способности, это может привести к интеллектуальной ограниченности.
Способность к творчеству нужно сопоставлять с интеллектом не как противоположность, а как дополнение и расширение существующих понятий интеллекта. Структуру творчества можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности, которая определяется по трем основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности. Таким образом, структура творческого процесса состоит из трех основных составляющих: .обладания необходимыми качествами интеллекта и творческими операциями для осуществления поисков способов передачи того нового, что музыкант стремится передать слушателям; .умения контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве от интеллектуальной инициативы; .умения опираться на свои индивидуальные особенности, находить способы воплощения задуманного в конкретной деятельности; Таким образом, специальные способности тесно переплетаются с творческими и личностными образованьями. Потребность делать нужное для других, ориентировка на будущее, почти автоматически порождает способность творить, высвобождая ее от пут стандарта и шаблона. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит процесс познания, то вместе с творческой деятельностью осуществляется и когнитивная (познавательная) деятельность. Процесс творчества протекает в трех основных фазах - подготовительная, поисковая, искательная. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям, и имеет свой “продукт”. Как об этом говорилось выше, первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть “необходимости”, “потребное будущее”, ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поиском способов решения проблемы. Третья - с воплощением найденного решения в конкретный продукт. Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз - учении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт. Творческие способности же, как личностная характеристика, проявляются главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческий музыкант, например, может быть одновременно и столь же творческим исследователем, организатором, педагогом. Творческая личность проявляет творчество во всем - в одежде, приготовлении пищи, организации отдыха, во взглядах на мир, в постоянном стремлении к самосовершенствованию и совершенствованию окружающей среды.[2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|