Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования




 

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

• художественно-эстетическое;

• научно-техническое;

• спортивно-техническое;

• эколого-биологическое;

• физкультурно-оздоровительное;

• туристско-краеведческое;

• военно-патриотическое;

• социально-педагогическое;

• культурологическое;

• экономико-правовое.

Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:

• личностный рост ребенка;

• совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно-деятельной сфере;

• повышение его функциональной грамотности.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию - одна из ведущих задач учреждений образования.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.[2]

При всем многообразии досуговых форм любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

отдых,

развлечение,

общение,

саморазвитие.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга:

досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

досуг формирует и развивает личность;

досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

досуг стимулирует творческую инициативу;

досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

досуг способствует самовоспитанию личности;

Творческие способности могут не только обогатить нашу жизнь, но и перенести нас в другую реальность или вооружить иным взглядом на мир. До недавнего времени многие считали способность к творчеству сверхъестественным даром, присущим лишь немногим художникам, музыкантам и ученым. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это всего лишь миф и что почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству.

Когда ребенок приходит в школу, от него требуется не придумывание нового и оригинального, а в большей степени усвоение им необходимых знаний, которые составят базис для последующего успешного обучения. Как способствовать не только успешному обучению, но и реализации творческого потенциала ребенка, составляет одновременно и проблему обучения, и проблему выявления творческих возможностей детей в целом.[4,с.65]

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие творческой личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

Творчество - это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.

Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения дополнительного образования и воспитания.

Деятельность ребёнка в учреждении дополнительного образования развивает интеллект и творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения, и развития детей. Творчество рождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или не определённости, имеет 3 составляющие: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Только при наличии всех 3-х факторов можно ожидать от ребёнка выдающихся достижений, т.к. в основе деятельности любой направленности преобладают желания, склонности, интересы, потребности связанные с их содержанием.

Таким образом, учреждение дополнительного образования направляют деятельность ребёнка на развитие, с одной стороны творческого мышления с опорой на логическое, и с другой - связано с воображением, оригинальностью и разнообразием идей.

Педагогическая ценность данных учреждений состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменение в потребностях и запросах детей и подростков.

 


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Анин Б. Родители за круглым столом/ Анин Б.- М.: Советская Россия, 2012.

. Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2009.

. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956

.Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей в школе/ Доронова Т.Н/ Методическое руководство- М.: Просвещение, 2010

. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

. Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания / Зеньковский В.В./ Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов.- М., 2007.

. Колесов Д.В. О психологии творчества / Колесов Д.В // Психологический журнал.- 2001. № 6.

. Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности / Кузнецов А. А. // Сборник статей по конфликтологии 2011.

.Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности/ Лосева А.А. - М.: Академический проект, 2004. - 151 с.

. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ Хуторской А. В./ - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...