Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация досуговой деятельности школьников как средство развития творческой личности




 

Проблема развития творческих способностей школьников, поддержка и развитие ярких, нестандартных, мыслящих личностей в ниши дни приобретает особую актуальность. Важность активного использования человеком отдыха, способность его приносить большую пользу рассматривалась еще в трудах К.Д. Ушинского: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а заключается в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портятся голова, сердце и нравственность». Из этого следует, что свободное время школьников содержит в себе не просто большие возможности для отдыха, но является непременным условием развития личности.

Проблемой творческого развития школьников занимались П.П. Блонский, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Е.Л. Яковлева и др.

В результате исследований, авторы отмечают, что творческие дети более автономны, честны, обладают чувством юмора и склонностью к игре.

Первым и основным психологическим условием развития творческой личности Е.Л. Яковлева считает трансформацию когнитивного содержания в эмоциональное. При развитии творческого потенциала личности, по мнению автора, необходимо систематически осуществлять обращение человека к собственным эмоциональным переживаниям, целенаправленно трансформируя интеллектуальную проблему в эмоциональную.[10]

Вторым психологическим условием развития творческого личности Е.Л. Яковлева считает организацию взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии. Когда «Я» развивается, индивид стремится к любви, у него имеется потребность в позитивном отношении со стороны других. Желание нравиться может привести к полной диссоциации между своим образом «Я» и базовым внутренним опытом. Следовательно, необходимым условием является безусловное позитивное принятие.

И третьим условием является процесс развития в соответствии с принципом развивающего обучения. Суть проблем развивающего обучения и воспитания сформулированы в работах В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и основывается на известном положении о том, что обучение ведет за собой развитие.

Наиболее благоприятен для развития творческих способностей младший школьный возраст. Уже в этом возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх.

По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка представляет пример самого подлинного, самого настоящего творчества. Дети в своих играх многое воспроизводят из того, что видели, однако игра ребенка - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование из них новой действительности. Эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности, в психологии называется воображением или фантазией.

Широкий простор для проявления творческих способностей детей заложен в художественно творческой деятельности. Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей, клубы, студии, дома творчества и т. д. ставят своей задачей развитие у детей способностей, направленных на предметную деятельность в области изобразительного искусства, музыки, танца, театрального искусства, одновременно являясь и образовательными учреждениями и прекрасной базой для организации творческого досуга детей. Л.С. Выготский, исследуя своеобразие воображения у детей и подростков, отмечает, что художественное творчество является постоянным спутником детского развития. Связывая свои размышления с детским творчеством и необходимостью его воспитания у детей, он писал: «Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях» [8].

Изучая механизмы творческой деятельности в детском возрасте, Л. С. Выготский рекомендовал находить всевозможные связи между воображением и реальностью.

Б.М. Теплов, изучая психологические вопросы художественного воспитания, говорил о том, что всякая способность должна формироваться и развиваться в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности и не может без нее осуществляться. Он считал, что наиболее непосредственно художественное воспитание влияет на те сферы психики, затрагивающиеся в первую очередь образной и эмоциональной природой искусства. Таким образом, занятия искусством являются школой воображения и чувств, и воображение должно занимать центральное место в процессе художественного творчества.

Одним из распространенных видов искусства, посредством которого происходит развитие творческих способностей ребенка, является музыка. Исследователи детского музыкального творчества, наблюдавшие за творческими проявлениями детей в различных ситуациях и видах деятельности, использовали соответственно и разные термины - детское музыкальное творчество, сочинительство, импровизация, музицирование. Авторы считали, что элементы творчества должны быть неотъемлемой частью разнообразной музыкальной деятельности: пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах, музыкальных сочинениях.

Еще одним видом деятельности, характерной для младшего школьного возраста является рисование. Рисуют все дети охотно, и стадии, через которые проходит эта деятельность, являются общими для детей одного возраста. Любимыми творческими занятиями в этом возрасте также являются лепка из пластилина, изготовление различных поделок из бумаги, резьба по дереву, аппликации, модели, макеты, шитье и др.

В период полового созревания ребенка, как считает Л. С. Выготский, доминирует литературное творчество. Именно в этом возрасте только и можно говорить о словесном творчестве, ведь нужен определенный словарный запас, личный опыт общения с людьми, умения анализировать отношения, чтобы создавать в слове нечто свое.

В. А. Левин в своей работе «Воспитание творчества», говоря о развитии у детей понимания литературного творчества, подчеркивает: «В попытках создавать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами искусства (и это позволяет ему при восприятии узнавать их и открывать заключенное в них значение), приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности.

И самое главное, что до сих пор не привлекало к себе того внимания, какого заслуживает: в творческом опыте школьника формируются эстетические ценностные ориентации и особая потребность в общении средствами искусства, необходимая для развития художественного восприятия» [5].

Ближе всего к литературному творчеству стоит театральное. Оно представляет собой самый частый и распространенный вид школьного творческого досуга. Театр более всего связывает художественное творчество с личными переживаниями. Драма ближе, чем всякий другой вид, связана с игрой и сочетает в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, готовят декорации.

В.В. Лубенко, создавший программу нравственно-эстетическо-интеллектуального развития детей, считает, что главным направлением творческого развития ребенка должно быть его саморазвитие через синтез искусств. Причем саморазвитие рассматривается в данной программе для того, чтобы «вывести личность на новый, более высокий уровень творческой активности в решении жизненно важных для нее творческих задач и проблем» [7].

Подростковый и юношеский возрасты являются важными периодами в формировании творческой личности, когда растет общественная активность ребенка, появляются стремление занять новое положение во взаимоотношениях с товарищами, тяготение к групповым формам досуга. Такие формы дают возможность школьникам выработать навыки общения, удовлетворить те интересы, которые не реализованы в школе.

На содержание творческой досуговой деятельности школьников оказывают влияние не только возрастные особенности, но и традиции и особенности школы, класса, индивидуальные различия детей, интересы педагога. Содержание творческого досуга школьников исходит из задачи усвоения ими опыта старших, систематического накопления положительных черт личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...