Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование ЗОЖ через интеграцию учебных дисциплин




 

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея ЗОЖ - формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных и социальных факторов. В школе нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек - часть природы и его жизнь зависит от неё.

Среди школьных предметов особое место в формировании ЗОЖ занимает биология. Изучение биологии позволяет не только знакомить школьников с компонентами здорового образа жизни, но и объяснить эти компоненты с биологической, психологической и социальной точек зрения, способствует формированию ценностного отношения к здоровью, развивает стремление сохранить здоровье, вооружает научными знаниями и практическими умениями здорового образа жизни.

При изучении компонентов здорового образа жизни в школе следует придавать особое значение самопознанию, самоконтролю, самоанализу, самооценке и другим приемам активного воздействия, позволяющим культивировать потребность в здоровье, ценностное к нему отношение и параллельно на базе приобретенных знаний создавать положительную мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Эффективность формирования здорового образа жизни, согласно ряду авторов, находится в прямой зависимости от психологии человека, уровня его сознания и оказываемых на него педагогических воздействий [3]. При этом считается, что педагогическое воздействие не должно быть прямой апелляцией к сознанию учащихся, а должно влиять через убеждения, стимуляцию внутренней работы по переосмыслению учащихся, себя и окружающего мира. Важную роль играет в этом процессе формирование у учащихся осознанной потребности в здоровье, которая, проявляясь в мотивах, определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья [12].

Осознанная потребность в здоровье является внутренним стимулом, приводящим к сознательному овладению знаниями и их трансформации из «внешне заданных во внутренне принятые и реально действенные».

Под знаниями о здоровом образе жизни мы понимаем знания о сохранении, укреплении и приумножении индивидуального здоровья человека и считаем их результатом интеграции достижений из разных наук, позволяющих расширить представления о путях формирования здоровья человека.

В содержании учебного предмета должны быть не только знания, но и выработка адекватных им умений, соподчиненных общей логике развития. Согласно авторам, исследующим данную проблему, «свободное владение умениями по укреплению здоровья является показателем высокого и стабильного уровня общей грамотности и одновременно надежным критерием готовности школьников к оздоровительной деятельности, определяющей её эффективное исполнение». Овладение умениями здорового образа жизни является конечным звеном педагогической стратегии, осуществляемой в направлении знания - убеждения - деятельность [10]

Психолого-педагогические направления умений отождествляются с эффективным выполнением многообразных и упорядоченных действий. Именно в действиях, элементах деятельности происходит усвоение, развитие знаний и выработка адекватных им умений.

Таким образом, умения здорового образа жизни - это такие умения, овладение которыми позволит учащимся оценивать поведение в аспекте сохранения и оптимизации здоровья, а также осуществлять в отношении своего организма несложные оздоровительные действия. Они являются жизненно важными умениями и необходимы каждому человеку для сохранения резервов здоровья, адаптации организма к современной социокультурной среде без ущерба для него. [9, 11]

Умения вести здоровый образ жизни должны подчиняться ряду требований:

нацеливать учащихся на осуществление самоанализа и оценку физического и психического состояния и образа жизни человека,

гибкие и мобильные умения и навыки ведения здорового образа жизни должны служить деятельной основой реального поведения человека и компонентом общей культуры.

наличие данных умений определяет нормы поведения человека по отношению к себе, близким, окружающим, а также ориентирует на осознание здоровья в качестве первостепенной ценности.

Умения, необходимые учащимся объединяем в практические и теоретические.

К теоретическим относятся умения, связанные с аналитико - синтетической деятельностью учащихся, усвоение знаний невозможно без их переосмысления и преобразования при помощи мыслительных операций.

В свою очередь, теоретические умения включают три группы:

познавательные, направленные на отбор, интерпретацию и переработку информации в соответствии с заданными целями, умения устанавливать нормы и правила здорового образа жизни;

аналитико - оценочные, нацеливающие на осмысление поступков, явлений, образа жизни человека; это умения осуществлять анализ, оценку, самооценку, обосновывать ценности здоровья;

прогностические умения, связанные с моделированием, прогнозом последствий ситуаций того или иного действия человека в отношении здоровья.

Практические умения помогают определить подлинный уровень резервных возможностей, а также навыки, помогающие контролировать своё физическое состояние. Их можно подразделить на физиометрические, оздоровительные и умения по обеспечению безопасности.

К физиометрическим умениям относится наблюдение, измерение, сравнение и оценка фактических и должных антропо и физиометрических параметров человека, соматических признаков, дающих информацию о возможности и необходимости их последующей коррекции. Они является средством познания индивидуальных особенностей развития человека с помощью методов соматометрии, физиометрии и психометрии.

Оздоровительные умения - это конкретные способы действий по овладению учащимися приемов саморегуляции здоровья, гарантирующие его поддержание и укрепление. К ним относятся приемы массажа, аутотренинга, зрительной гимнастики и т.д.

Умения по обеспечению безопасности направлены на обучение школьников своевременному выявлению потенциальных опасностей и, по возможности, их устранению, а также владение приемами транспортировки пострадавшего, спасения утопающего, оказания экстренной медицинской помощи [11].

Таким образом, формирование здорового образа жизни предполагает овладение учащимися определенными знаниями по вопросу сохранения и укрепления здоровья, а также выработку на их основе адекватных умений. Анализ литературных источников показал, что знания о здоровом образе жизни являются междисциплинарными [5,4], поэтому считаем целесообразным использовать интеграцию содержания предметов: «биология», «физическая культура» и «основы безопасности жизнедеятельности», для воспитания у школьников потребности в ведении здорового и безопасного образа жизни.

В основе интеграции лежат межпредметные взаимодействия. Интеграция способствует «развитию личности, её мировоззрения, ценностных ориентаций, способности к самоуправлению, саморазвитию, самообразованию». Интеграция не только дает возможность объединять знания и умения учащихся по разным предметам, но и усиливает практическую ориентацию обучения, повышает интерес к знаниям, стимулирует творческую активность учащихся. Интеграция - это «синтез всех знаний, убеждений, навыков и умений относительно конкретной цели» [15].

В школьной биологии материал о здоровом образе жизни представлен в виде детального рассмотрения функционирования систем органов, их строения в зависимости от воздействия факторов, укрепляющих или разрушающих организм человека. Понятие «здоровый образ жизни» отражено в содержании этого учебного предмета в виде гигиенических правил и профилактических процедур.

Предмет ОБЖ освещает вопросы охраны здоровья через жизнедеятельность людей, их быт, досуг, привычки. Особое внимание уделено индивидуальному подходу к рассмотрению компонентов здорового образа жизни, формированию ответственного отношения учащихся к вопросам личной безопасности.

На физической культуре вырабатываются умения самоконтроля за состоянием организма, развитие резервных возможностей с помощью физических упражнений, отработка приемов оказания экстренной помощи. При этом теоретическому изложению знаний, отводится незначительное количество времени в начале или конце урока.

Таким образом, при интеграции данных учебных дисциплин происходит взаимодополняемость содержания, а также формируется целостное представление о здоровом образе жизни. На мой взгляд, было бы целесообразно построить систему, отражающую формирование здорового образа жизни на основе интеграции содержания учебных предметов для воспитания у школьников ответственного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Интеграция биологии, ОБЖ и физической культуры способствует пониманию школьниками сложности взаимодействия человека и окружающей среды, основанного на его социальной природе, формирует ответственное отношение учащихся к своему здоровью, здоровью окружающих, к природной среде.

При интеграции данных предметов формирование знаний о здоровом образе жизни, выработка на их основе умений оказания первой помощи и проведение оздоровительных процедур позволяет учащимся осмыслить систему мероприятий, способствующих оздоровлению организма и сохранению здоровья.[]

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...