Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроке биологии




 

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».[14]

В этой связи целесообразно определить с помощью психолога природный интеллектуальный потенциал ученика. Это означает, что каждый ребенок - индивидуальность, личность, сочетающая в себе определенные характеристики, которые помогают ему в его образовательном процессе. Ведь сюда входит и воспитание, и развитие и обучение.

Поэтому считаем, что учителю важно знать, кто перед ним на уроке:

·   сенсорик или интуатив;

·   экстраверт или интроверт;

·   левополушарный или правополушарный тип;

·   сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;

·   каков уровень его познавательной потребности (УПП);

·   какая степень мотивации к обучению вашему предмету.

Это можно сделать с помощью тестов. При этом ребенку самому интересно знать про себя все. А вот когда у учителя будут такая информация о каждом его ученике, тогда он сможет подобрать, спланировать для него индивидуальный стиль образовательной деятельности.

Направления использования здоровьесберегающих технологий:

·   Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д.

·   Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.

·   Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно-ориентированному обучению.

Поэтому преподавателю на своих уроках необходимо отслеживать здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).

Главный упор, который педагог должен делать на уроках - это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.

Например, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к не восприятию материала. [Таб. 1]

 


Таблица 1 Гигиенические критерии рациональной организации урока по Н. К. Смирнову

Факторы урока Гигиенически рациональный урок
Плотность урока Не менее 60% и не более 80%
Число видов учебной деятельности 4-7
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут
Частота чередования различных видов деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут
Наличие эмоциональных разрядок 2-3
Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами
Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Физкультминутки Две за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений).
Психологический климат Преобладают положительные эмоции
Момент наступления утомления учащихся Не ранее чем через 40 минут

 

Кроме того Н.К. Смирнов отмечает необходимость использования ведущих каналов восприятия информации (аудиовизуальный, кинестетический и др.), а так же необходимость персонализированного подхода к учащимся.[14]

Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

Урок остается основной формой образовательного процесса в школе. Но урок, на котором не было мыслительной деятельности учащихся, теряет всякий смысл. Очень важно определить место, цели (образовательные, воспитательные, развивающие) для каждого урока в отдельном классе, для отдельного ученика или группы детей. Определить его практическую направленность. Структура урока должна отвечать содержанию учебного материала, реализации намеченных целей. Необходима дифференциация для данного класса. Поэтому поурочный план должен быть разным для разных классов, даже параллельных. Должны быть приемлемые именно в этом классе, приемы, методы, формы представления учебной информации. Необходимо тщательно продумать формы контроля, оценки ЗУНОв, способные продвинуть обучающихся на анализ деятельности, использование знаний в новых условиях.

Задания дифференцируются по трем уровням:

·   - I. базовый, нормативный, соответствует оценке “удовлетворительно”;

·   - II. компетентный - соответствует оценке “хорошо”;

·   - III. творческий - соответствует оценке “отлично”.

Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.

Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материал, анализировать, применять по алгоритму.

Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.

В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует.

Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне.

Для эффективного обучения можно использовать дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Например: часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для “слабых” ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы.

Задания для таких работ подбираются адресно (с учетом индивидуальных наклонностей и способностей детей) или предлагается свободный выбор. Оцениваются такие задания по степени сложности или степени самостоятельности выполнения. Таким образом, удачное сочетание разных самостоятельных работ, учет индивидуальных особенностей детей способствует лучшему усвоению учебного материала, особенно у ребят с низким уровнем мышления. Кроме того, самостоятельные работы способствуют развитию таких умений и навыков, как систематизация, обобщение, самообучение, самоанализ деятельности.

Еще один из аспектов здоровьесьерегающих технологий - это применение видеоматериалов, которые способствуют переключению каналов восприятия информации.

Физиологи утверждают, что:

·   в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга;

·   прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;

·   в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний;

·   однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.

Наука доказала, что в процессе закрепления связей, а стало быть, упрочения знаний, велико значение наглядных пособий, особенно - динамичных.

Чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма, ученики должны не просто смотреть фильм, а принимать в нём активное участие: спорить, размышлять, оценивать.

Например:

. При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний по теме урока, можно написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра и которые должны предусматривать главным образом осмысление учащимися наиболее существенных фактов и выявление связей между ними.

. Учителем может быть дан план предлагаемого для просмотра фильма. Но полезно активизировать работу с планом, например, его лучше записывать на левой стороне доски или в тетради. В ходе просмотра (во время пауз) или после него учащиеся делают записи по содержанию фильма на правой (свободной) стороне листа, отмечают отдельные факты, детали, иллюстрирующие или доказывающие положения плана, составляют, заполняют схемы.

. Это могут быть проблемные задачи, поставленные учителем перед просмотром фильма, ответ на которые можно проверить в конце урока или на следующем занятии, в зависимости от степени подготовленности класса и сложности самого задания.

На уроках с использованием видеофильмов учитель выступает, прежде всего, как организатор самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Восприятие фильма - сложный процесс, требующий одновременного напряжения и слуховых, и зрительных анализаторов. Если эти анализаторы работают одновременно над одной задачей, эффект обеспечен.

Таким образом применение видеофильмов на уроках не противоречит задачам интенсификации обучения и соответствует требованиям здоровьесберегающих технологий.

Итак, применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия, мы не только сохраняем здоровье учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...