Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование интеграции содержания учебных предметов для формирования ЗОЖ




 

Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей, при изучении биологии, условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация.

Под актуализацией мы понимаем создание на уроке такой ситуации, когда в памяти учеников обновляются необходимые знания. Однако, обновленные знания из смежных наук еще не есть реализованные межпредметные связи. Необходимо конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения конкретной темы по биологии и смежных наук. Большое значение в выборе того или иного методического приема имеет уровень подготовленности учеников и объем межпредметной информации.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

·   научиться познавать;

·   научиться делать;

·   научиться работать в коллективе.

Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление, - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах оного предмета и даже урока.

Интегрированные уроки можно проводить в течении всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два - три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео - художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.

Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, но позволяют использовать различные технологические методы и формы, что решает не менее важную проблему в условиях школы - это здоровьесберегающий подход в обучении.

Как было сказано выше, для воспитания у школьников ответственного отношения к своему здоровью и окружающей среде считаем целесообразным построить систему, отражающую формирование здорового образа жизни на основе интеграции содержания учебных предметов по биологии, ОБЖ и физической культуры.

Для внедрения интеграции содержания учебных предметов в процесс обучения на занятиях по биологии, ОБЖ, физической культурой определены следующие условия:

.   - включение в учебные темы курса биологии материала о значении компонентов здорового образа жизни для здоровья, который был представлен в виде конкретных фактов и примеров, раскрывающих характер и степень влияния факторов риска (благоприятных факторов) на организм, терминов соподчиненных понятий;

.   - реализацию межпредметных связей, проявляющуюся в интеграции биологических, экологических, анатомо-физиологических, социально-экономических понятий, знаний по основам обеспечения безопасности;

.   - акцентирование внимания учащихся на современных проблемах, связанных со здоровьем и имеющих актуальность для родного города, края, страны или всей планеты на уроках ОБЖ;

.   - практика и отработка навыков, направленных на укрепление организма, развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости);

.   - проведение опытов, наблюдений, обучение элементарным оздоровительным навыкам - на занятиях физической культурой.

Занятия проводятся по такой схеме:

·   - формирование знаний на уроках биологии;

·   - определение индивидуального уровня состояния систем организма в курсе ОБЖ;

·   - коррекция с помощью физических упражнений физиологических отклонений показателей организма от нормы на занятиях физической культуры.

При этом важно согласовать учебный материал интегрируемых курсов, понимая под этим совместную деятельность учителей-предметников, которая дает возможность избежать дублирования в содержании тем, разделов и экономит учебное время. Отбираем такой теоретический материал, на примере которого можно формировать навыки ведения здорового образа жизни.

Например, на уроках биологии при изучении темы «Опорно-двигательная система» сообщаем учащимся, о строение мышц человека и их основных группах, об особенностях работы мышц и какое значение для нашего организма имеет тренировки мышц.

На уроке по ОБЖ изучаем приёмы оказания первой помощи при повреждении.

На занятиях по физической культуре учащимися узнают о влиянии физических упражнений на здоровье человека.

Подобный подход позволяет усваивать физиологический материал более осмысленно, а организм человека воспринимать как целостную живую систему.

Для акцентирования внимания на материале о здоровом образе жизни предлагаем использовать разнообразные методы и приемы обучения:

·   - словесные: рассказ, беседа, дискуссия, лекция;

·   - наглядные: схематизация, демонстрационные опыты;

·   - практические: наблюдения, эксперимент, лабораторные работы, измерения:

·   - тренировочные упражнения: работа с литературой, таблицами, рентгенограммами, анализ фактов, взятых из жизни, решение логических и экспериментальных задач, задач на диагностику травм, обсуждение мер первой помощи.

 


Заключение

 

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Однозначно, современные проблемы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения трудно решить только за счет сообщения ученикам знаний, которые сами по себе не решат комплексных задач воспитания и развития здорового поколения

Поэтому задача любого учителя воспитание у школьников потребности в здоровом образе жизни, формирования у них научного понимания приоритета здорового образа жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

Актуальность и важнейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Уроки биологии в школе являются благоприятной почвой для формирования у учащихся полезных привычек. Однако мнение, что здоровьесберегающая технология применима только на уроках биологии ошибочно. Понятно, что ни один школьный предмет не имеет такой возможности, как биология, в раскрытии данной проблемы, но научить ребенка осознать ценность здоровья, управлять собственным здоровьем - задача каждого учителя-предметника.

Цель здоровьесберегающих технологии - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Данные технологии позволяют реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих.

И так, основные направления использования здоровьесберегающих технологий это правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д; обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе; индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно-ориентированному обучению.

Главная задача педагога - это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения, использование ведущих каналов восприятия информации, а так же персонализированный подход к учащимся.

Создавая условия для включения ребенка в процесс творчества и применяя методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, мы добиваемся таких результатов, как снижение утомляемости; повышение продуктивности и работоспособности; формирование позитивного мышления ребенка и его отношение к собственному здоровью.

Формирование здорового образа жизни предполагает овладение учащимися определенными знаниями по вопросу сохранения и укрепления здоровья, а также выработку на их основе адекватных умений.

На основе анализа можно сделать вывод, что знания о здоровом образе жизни являются междисциплинарными, поэтому целесообразно использовать интеграцию учебных предметов. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподавании разнообразных предметов. Систематическое и органическое подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к формированию у учащихся умений и желания использовать ранее полученные знания

Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, но позволяют использовать различные технологические методы и формы, что решает не менее важную проблему в условиях школы - это здоровьесберегающий подход в обучении.

Для воспитания у школьников ответственного отношения к своему здоровью и окружающей среде целесообразно построить систему, отражающую формирование здорового образа жизни на основе интеграции содержания учебных предметов по биологии, ОБЖ и физической культуры.

Проведение интегрированных уроков по биологии, ОБЖ и физической культуры позволяет усваивать физиологический материал более осмысленно, а организм человека воспринимать как целостную живую систему.

здоровый школьник педагог воспитание


Список литературы

1. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Человек. Анатомия, физиология, гигиена: Учебник для 9 класса средней школы. - М., 1991.

. Анастасова Л.П., Цехмистренко Т.А., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков. Методическое пособие для учителей.// Биология в школе. 2000г. №40-43

. Валеология: Учебное пособие / Под общей редакцией В.П. Соломина, Ю.Л. Варшамова. - СП.: Образование, 1995. - 205с.

. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи: В помощь лектору. - М.: О-во «Знание» РСФСР, 1987.- 40с.

. Еременко В.Л. Образ жизни и здоровье человека // Философские вопросы медицины и биологии. Киев. - 1985. - Вып.17. - С.54.

. Занков Л.Г. О предмете и методах дидактических исследований. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. - 148 с.

. 62. Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М.:Мысль, 1989. - 270с.

. Отношение населения к здоровью / Под ред. И.В. Журавлевой. - М.: ИСРАН, 1993. - 178с.

. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. - 95с.

. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Петроградский и Кº, 1995. - 352с.

. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. - М.: Знание, 1987. - 79с.

. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука,1989.-136с.

. Биология: Человек, Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А.С. Батуева. - М.: Просвещение, 1994. - 240с.

. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.

. Зверев И.Д., Калашникова Н.И. Взаимосвязь курсов анатомии и физиологии человека и физической культуры. - М.: Изд - во Академии пед.наук РСФСР, 1959. - 35с.

. Сонин Н.И. Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004.

 


Приложение

 

Урок в 7 классе «Внешнее строение рыб в связи с водным образом жизни».

Класс делится на экипажи. В каждом выбирается командир, который будет организовывать работу группы, и штурман - помощник командира. Экипажи получают свои задания, которые выполняют в течение определенного учителем времени.

Группа.

1.Из каких отделов состоит тело рыбы? Подпишите рисунок.

.Как обозначены границы между частями тела?

.Есть ли резкие переходы между частями тела?

.Какова форма тела рыб?

.Какое значение имеет такая форма тела?

Группа.

1. С помощью, каких органов передвигается рыба?

.   Как называются плавники?

.   Какую функцию выполняет каждый вид плавников?

.   Какие плавники парные, какие непарные?

.   раскрасьте красным цветом парные, а синем непарные плавники.

Группа.

1. Чем покрыто тело рыбы?

.   Каково значение покровов тела?

.   Как располагается чешуя на теле рыбы?

.   Что можно узнать по чешуе?

.   Где образуется слизь?

Группа.

1. Какова окраска рыб?

.   Приведите примеры окраски рыб разных мест обитания?

.   От чего она зависит?

.   Может ли меняться окраска?

.   Покажите иллюстрации классу демонстрирующие разнообразные окраски?

Группа.

1. При помощи, каких органов чувств рыбы ориентируются в водном пространстве?

.   Какую роль выполняет каждый из органов чувств?

.   Где располагаются и какого их строение?

.   Почему рыба даже в мутной воде не натыкается на препятствия?

.   Подпиши рисунок, пользуясь, рис.170 учебника.

После подготовки ответов на вопросы, работы с иллюстрациями. рисунками проводится беседа. Штурман зачитывает вопросы, а пилоты отвечают на них. Для проверки усвоения материала командир задает контрольный вопрос другим командам.

Подведение итогов (рефлексия):

Каждая команда обсуждает, что узнали нового, командиры заполняют путевые листы, учитель называет оценки за урок.

Преимущество этого вида работы в том, что к обсуждению привлекаются даже слабые ученики, им дается посильное задание и складывается ситуация успеха, что благотворно влияет на самооценку.

Для эффективного обучения в моем арсенале имеются дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Например:

Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для “слабых” ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы.

 


Например,11 класс. Тема “Основы генетики”

Задание: «3» Запиши признаки модификационной и мутационной изменчивости. «4», «5» Сравни и сделай вывод об их отличии и сходстве.

Вопросы для сравнения Модификационная изменчивость Мутационная изменчивость
1. Под влиянием каких факторов происходит?2. Какое влияние оказывает на фенотип?3. Какое влияние оказывает на генотип?4. Наследуется или нет?5. Какое значение имеет для организма?6. Какое значение имеет для эволюции?    

 

Задания для таких работ подбираются адресно (с учетом индивидуальных наклонностей и способностей детей) или предлагается свободный выбор. Оцениваются такие задания по степени сложности или степени самостоятельности выполнения. Таким образом, удачное сочетание разных самостоятельных работ, учет индивидуальных особенностей детей способствует лучшему усвоению учебного материала, особенно у ребят с низким уровнем мышления. Кроме того, самостоятельные работы способствуют развитию таких умений и навыков, как систематизация, обобщение, самообучение, самоанализ деятельности.

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

Цель урока: раскрыть особенности работы мышц.

Задачи:

-совершенствование умений обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов;

-совершенствовать знания об условиях, повышающих работоспособность мышц

-развитие умений и навыков пользоваться различными источниками информации, работать в малых группах, сопоставлять и классифицировать, применять и обобщать полученные знания на практике;

-формирование навыков здорового образа жизни и умений в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждений;

-воспитание осознанного отношения к своему здоровью

Оборудование:

-учебник биологии 8 кл. Человек. Н.И.Сонин.

бинты, лангетки.

Оформление:

-таблица “Работа мышц”.

упрощенная схема “оказание первой помощи при повреждении мышц”.

Подготовка учащихся к уроку: за 7 дней до урока двум группам учащихся даётся задание подготовить материал:

Спортивное долголетие (материал учебника биология 8 кл “Человек” под ред. Н.И.Сонина)

Первая помощь при травмах (учебник “Основы безопасности жизнедеятельности” под ред. Фролова М.П.).

С двумя учащимися (по желанию) учитель физкультуры разучивает необходимые движения: 2-3 танцевальных или спортивных упражнения.

При подготовке предлагается учащимся обратиться за помощью к учителям ОБЖ и физической культуры.

Ход урока

Изучение новой темы.

Учитель: в теме “Опора и движение”, мы изучили строение мышц человека, их основные группы. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть работу мышц, её особенности, повторить приёмы оказания первой помощи при повреждении, а так же выяснить значение тренировки мышц для нашего организма.

Как вы знаете, наше тело способно выполнять огромное количество разнообразных движений. Мы можем танцевать, бегать и прыгать, делать взмахи руками, поднимать тяжести. Все эти перемещения в пространстве, сокращаясь или напрягаясь, обеспечивают мышцы.

. Рассказ о работе мышц (табл. “Работа мышц”):

Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них как рычаги. Кости начинают двигаться вокруг точки опоры, под влиянием приложенной к ним силы. Движение обеспечивается двумя видами мышц, действующими в обратных направлениях. Их называют мышцы - сгибатели и мышцы - разгибатели.

 

 

.Самостоятельная работа по тексту учебника “Условия работы мышц. Рефлекторный характер мышечной деятельности”.

Результаты оформляются в рабочей тетради.

Учитель: постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объёма мышц, возрастанию их силы и работоспособности. Без работы мышцы быстро атрофируются. Но если они работают без перерыва, наступает утомление. После отдыха работоспособность восстанавливается. Утомление связано с процессами, происходящими в нервной системе и накоплением в мышцах продуктов обмена веществ. Во время отдыха кровь уносит эти вещества, восстанавливается работоспособность нервных клеток. Скорость работы зависит от тренированности организма. Сейчас ребята нам расскажут о спортивном долголетии (выступление учащихся одной из групп).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...