Перспективные направления совершенствования рынка платежных услуг
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Важность создания национальной платежной системы обусловлена необходимостью модернизации российской экономики, обеспечения международных стандартов в рамках членства России в Комитете по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, развития современных информационно-коммуникационных технологий, появления новых участников рынка платежных услуг, а также с учетом перспективы формирования в России международного финансового центра. Действующее законодательство Российской Федерации не формирует системной правовой базы, регулирующей весь комплекс отношений в сфере функционирования национальной платежной системы, а ограничивается регулированием лишь отдельных вопросов. Ни один из действующих законов не дает представления о структуре национальной платежной системы, всех видах ее субъектов, требованиях к деятельности отдельных операторов, организации и функционированию платежных систем на территории Российской Федерации, использованию платежной инфраструктуры, функциях Банка России по надзору и наблюдению в национальной платежной системе. Кроме того, необходимы правовое обеспечение платежных инноваций, учет их технологической специфики. Ассоциация российских банков уделяет пристальное внимание созданию правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование национальной платежной системы, и принимает активное участие в работе над соответствующими федеральными законами, в частности проектами федеральных законов "О национальной платежной системе", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе", "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 45 Федерального закона "О связи", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Подавляющее большинство предложений банковского сообщества было учтено в ходе разработки и ведомственного согласования законопроекта. Вместе с тем в законопроектах все еще сохраняются положения, по которым, по мнению Ассоциации российских банков, требуется серьезная доработка. Система электронных платежей Восточной Европы Платежный регион Восточной Европы за прошедшие 5 лет занял второе место среди растущих быстрыми темпами рынков, на которых происходит постоянный рост объемов платежей, которые совершаются при помощи пластиковых карт. Этот рост происходит в основном за счет использования дебетовых карт типа Maestro, на которые переводится заработная плата в большинстве компаний. Вместе с этим ростом добавляется хлопот у держателей карт в связи с мошенничеством. К этому региону, по классификации ООН, относятся практически все страны бывшего социалистического содружества, исключая прибалтийские республики- это Болгария и Белоруссия, Чехия и Словакия, Россия и Польша, Румыния и Венгрия, Молдова и Словения, а также Украина. В этом анклаве уже сейчас насчитывается более чем 131 миллион пользователей всемирной паутины. Объем транзакций, совершенных в системе электронных платежей, в этом регионе превысил 20 миллиардов евро, что значительно уступает аналогичным рынкам Германии, Франции или Великобритании. Суммарный объем транзакций этих крупнейших европейских рынков составляет 70% от общеевропейского, а в деньгах эквивалентен 175 миллиардам евро. Доля транзакций в системе электронной торговли, совершенных в странах Восточной Европы составляет лишь 9-10 % от общеевропейской.
Тем не менее, тенденция к росту объемов транзакций обеспечивается такими крупными рынками, как российский, где проведено транзакций на сумму 5 млрд. евро, польский, обеспечивший транзакций на 4.5 млрд. евро и чешский, на котором совершено транзакций на сумму 1.4 млрд. евро (данные 2012 года). Объём онлайн-платежей в США возрос на 20%. В Штатах, согласно недавно проведенным исследованиям, было отмечено стабильное увеличение различных онлайн-платежей, а также рост доходов в среднем на 20 %. Согласно недавнему исследованию, это объясняется существенным перемещением спроса на продукцию из оффлайна (из обычных магазинов) в онлайн торговлю или, иными словами, в разные интернет-магазины, предназначенные для розничной торговли. В исследовании также было отмечено, что спрос на онлайн-сервисы, которые призваны обрабатывать платежи, напрямую связан с применением сети розничной торговли, а также разных аукционных сайтов. По данным проведенного исследования, растущие доходы будут все больше стимулировать рядового потребителя тратить больше средств в Интернете, тем самым помогая промышленным доходам увеличиться приблизительно на 28% в текущем году и достигнуть 11 млрд долларов. Стремительный рост доходов в итоге привел к увеличению прибыли для больших игроков в данной отрасли, а также к росту числа различных поступлений (или, инвестиций) в данную отрасль. В докладе было также отмечено, что за последние 5 лет количество компаний США в сфере разработки всевозможного программного обеспечения, предназначенного для обработки онлайн-платежей, возрастало в среднем на 16% ежегодно, и, как ожидают аналитики, также будет расти в среднем на 14% ежегодно в течение последующих 5 лет (28 июня 2011, 10:38).
Заключение
Для нормального функционирования экономики ее субъекты должны иметь возможность осуществлять между собой расчеты за поставленные товары и услуги, в качестве авансирования будущих поставок, а также осуществлять платежи в счет выполнения своих обязательств перед государством. При этом важно обеспечить скорость перевода средств из одного банка в другой, между разными городами, регионами, странами. Расчеты можно охарактеризовать как систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. В экономической литературе иногда понятия расчетов и денежного платежа практически отождествляются, то есть под расчетами понимаются не товарно-денежные, а только денежные отношения. Это не совсем верно, так как в современных условиях рыночной экономики, при широком развитии авансирования, или предоплаты, завершением расчетов нередко является получение покупателем ранее оплаченного товара.
В России работа по организации расчетов и управлению денежным оборотом возложена на Центральный банк РФ, который регламентирует правила их ведения и осуществляет контроль за их соблюдением. Что касается безналичных расчетов, они, являясь преобладающими (до 90% всех денежных расчетов), осуществляются в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов. Безналичные расчеты являются результатом экономических отношений между предприятиями, организациями и учреждениями, а также между ними и населением. Они зависят от непрерывности осуществления платежей, связанных с распределением и перераспределением национального дохода. Для этого необходимо, чтобы созданный общественный продукт был реализован и его стоимость приобрела денежную форму. Безналичные платежи в сравнении с платежами наличными имеют следующие преимущества: - позволяют увеличивать кредитные ресурсы банковской системы, развивать кредитные отношения; - способствуют укреплению наличного денежного обращения, поскольку уменьшают сумму наличных средств, необходимых для совершения оборота; - ускоряют оборот денежных средств и в результате - материальных ресурсов. Регулярному осуществлению платежей мешает ряд факторов: - недоверие населения к банкам; - низкий уровень доходов населения; - техническая неграмотность населения; - недостаточное проникновение интернета; - низкая привлекательность услуги для клиентов;
- слабая защита от мошенничества и значительное «цифровое неравенство»; - слабая информированность населения в целом; - привычка рассчитываться наличными. Однако все эти проблемы можно решить, развивая партнерскую сеть и планомерно разъясняя пользователям удобства применения таких платежей. Ассоциация российских банков уделяет пристальное внимание созданию правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование национальной платежной системы. И принимает активное участие в работе над соответствующими федеральными законами. В частности над проектами федеральных законов "О национальной платежной системе", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе", "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 45 Федерального закона "О связи", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Подавляющее большинство предложений банковского сообщества было учтено в ходе разработки и ведомственного согласования законопроекта. Вместе с тем в законопроектах все еще сохраняются положения, по которым, по мнению Ассоциации российских банков, требуется серьезная доработка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|