Раздел 4. Особенности использования экспериментального метода
В РАЗНЫХ ОТРАСЛЯХ ПСИХОЛОГИИ Тема 20. Особенности применения экспериментального метода в исследовании проблем психологии личности Теория личности и разработка экспериментального и диагностического обследований. Программа А.Маслоу. Понятие личностного синдрома. Личностный синдром и медицинский синдром. Личностный синдром и гештальт. Характеристики синдрома: взаимозаменяемость и циркулярная детерминация, уровень и качество. Динамические тенденции: к самосохранению и сопротивлению изменениям; к самовосстановлению после изменения; к изменению в целом; к экстремальному уровню, к изменению под влиянием внешних воздействий. Культурная детерминация выражения синдрома. Организация личностного синдрома. Уровни увеличения. Концепция концентрации синдрома. Связи между синдромами. Личностный синдром и поведение. Практическое использование результатов экспериментальных исследований.
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 21. Особенности применения экспериментального метода
В социально-психологических исследованиях Проблематика экспериментальных исследований в социальной психологии. Исторические аспекты применения метода эксперимента в социально - психологических исследованиях. Разновидности независимой и зависимой переменной в социально - психологических исследованиях. Проблема экологической валидности лабораторного эксперимента в социально-психологических исследованиях. «Квазиэксперименты» в социальной психологии (Д.Кэмпбелл). Групповой эксперимент. Преимущества группового эксперимента. Схема межгруппового сравнения. Индивидуальные различия как источник нарушения внутренней валидности.
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 22. Применение метода эксперимента В психолого-педагогических исследованиях Влияние предмета психолого-педагогических исследований на особенности применения экспериментального метода. Виды независимой и зависимой переменных в психолого-педагогических экспериментальных исследованиях. Обучающий и воспитывающий эксперименты как разновидности формирующего психолого-педагогического эксперимента. Проведение формирующего эксперимента по методике поэтапного формирования действий и понятий. Изучение учебной деятельности школьников в экспериментальных исследованиях (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 23. Ассоциативный эксперимент в исследовании структуры
Лексической памяти Общее определение ассоциативного эксперимента. Типы ассоциативного эксперимента. Ассоциативное и категориальное значение. Психолингвистическая классификация ассоциативных словесных ответов. Психологические задачи, решаемые с помощью ассоциативного эксперимента. Построение ассоциативного поля. Количественные меры ассоциативного поля и построение зависимых переменных в ассоциативном эксперименте. Обоснование экспериментального плана для проверки гипотез о соотношении категориального и ассоциативного значения. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 24. Частные методы в психологическом исследова нии Систематизация и специфика традиционных экспериментальных исследований психических процессов (сенсорных, перцептивных, мнемических, аттенционных). Корреляционная структура как модель констелляции и как модель личностного синдрома. Метод рF - групп по Д. Олсону. Метод корреляционных плеяд по П. В. Терентьеву и его развитие. Максимальный корреляционный путь.
Графический и традиционный факторный анализ. Сущностное различие корреляционной структуры и факторной структуры. Анализ и интерпретация корреляционных структур: основные и дополнительные понятия, основания и границы формализации, некоторые примеры.
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 25. Эффективность решения задач в зависимости От ситуационной мотивации Влияние ситуационной мотивации на структуру и результативность решения задач. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза о влиянии познавательной мотивации и дефицита времени на эффективность решения Асимметричные эффекты последовательности и репрезентативность межгрупповой схемы. Комбинированные гипотезы и гипотезы с одним отношением. Проверка статистической гипотезы с точки зрения выдвинутой экспериментальной гипотезы и учетом тех знаний о структурном изменении мышления, которые были получены в исследованиях влияния мотивации на целеобразование. Связь операционной валидности предложенного эксперимента и пути обобщения его результатов.
Основная литература
Дополнительная литература 1. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М.: МГУ 1997. 2. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб., 1997.
3. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент /Под ред. М..Михалевской, Т.В.Корниловой. - М.: МГУ, 1985. Основная
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - М. - Воронеж, 1996 (Гл. 5). 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2002. 3. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. - М, 1977. 4. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и развития экспериментальной психологии в России. - М.: Наука, 1990. 5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб., 1997. 6. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. - М.: Аспект-Пресс, 2002. 7. Куликов Л. В. Психологическое исследование. - СПб.: Речь, 2001. 8. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб, 1999. (Приложение В). 9. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учеб. пособие для вузов. - М., 1998. 10. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. /Под ред. М.М.Михалевской, Т.В.Корниловой. - М.: МГУ, 1985. 11. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. - М.: Наука, 1983. 12. Практикум по общей психологии. /Под ред. А.И.Щербакова. - М.,1990. 13. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика /Ред. В.В.Столин, А.Г.Шмелев. - М., 1984. 14. Практикум по психологии. /Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М., 1972. 15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1996. 17. Рубинштейн С.Д. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959. 18. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М.: Мысль, 1974. 19. Рузавин Г.И. Научная теория: логический и методологический анализ. - М.: Мысль, 1978. 20. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов /Т.Г.Богданова, Ю.Б.Гиппенрейтер, Е.Л.Григоренко и др.; Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В.Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. Дополнительная
1. Вудвортс Г. Экспериментальная психология. - М., 1950. 2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М., 1994. 3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.:МГУ1982. 4. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М.: МГУ 1997. 5. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб: Питер, 2000. 6. Роговин М.С. Психологическое исследование. - Ярославль: ЯрГУ, 1979. 7. Роговин М.С. Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. - Томск, 1988. 8. Селье Г. От мечты к открытию. - М.: Прогресс, 1987. 9. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х, Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. - СПб., 2001. 10. Терентьев П.В. Метод корреляционных плеяд //Вестник ЛГУ, 1959, № 9. 11. Терентьев П.В. Дальнейшее развитие метода корреляционных плеяд //Применение математических методов в биологии. ЛГУ, 1960. 12. Экспериментальная психология. Т.1 /Редактор-составитель С.С.Стивенс. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. 13. Экспериментальная психология. Вып. 1-2. /Ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. - М.: Прогресс, 1966. – 1972. 14. 0lsоn D., Мillег R. Могрhоlоgicаl Intеgгаtiоn. - N.Y., 1958. (Сh. 1, 4, 5, 7).
Занятие 1. Методология психологии.
Вопросы для обсуждения 1. Понятие методологии. Методология психологии. 2. Понятия: метод науки, метод психологии, методика исследования, методический прием. 3. Взаимосвязь предмета психологии и ее метода. 4. Методологические принципы психологических исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|