Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 4 Пришельцы среди нас




В 1609 году Галилео Галилей (1564–1642) направил свой примитивный телескоп в сторону Луны и сразу же понял, что это целый мир.

С того момента и начались всеобщие грандиозные дискуссии между теми, кто был убежден, что во всех других мирах должны существовать цивилизованные обитатели, и теми, кто откровенно сомневался: самые яростные споры о множественности обитаемых миров велись в религиозных кругах. О рвении сторонников этой идеи можно судить по тому факту, что и Доминик Араго (1786–1853), и Уильям Гершель (1738–1822) придерживались того мнения, что якобы само Солнце было домом для цивилизованной жизни. Еще в 1950-х годах русский технический журнал «Вопросы философии» предоставил «доказательство», что каждая планета во Вселенной обитаема: этого требовал диалектический материализм.

Споры продолжались долго. Сейчас лишь единицы считают, что во Вселенной нет других разумных и технологически развитых форм жизни. Но такая позиция далека от точки зрения многочисленных дилетантов в науке, которые все еще склоняются к мнению, что если мир есть, то в нем обязательно кто-нибудь живет.

Роберт Годдард (1882–1945), американский «отец ракетостроения» (его русским соперником был Константин Циолковский (1987–1935), сомневался в нашумевшей теории обитаемости Марса (и это похвально). Однако он был совершенно убежден, что у других звезд есть планеты и что на некоторых из них существует разумная жизнь. Но здесь воображение, очевидно, покидало его, и, пускаясь в рассуждения о том, какими странными могут быть существа со звезд, он мог сказать лишь следующее: «Вполне вероятно, что это могут быть похожие на нас человеческие существа, возможно, в странных костюмах и со столь же странными манерами».

Загадочный наскальный рисунок в Тассили, Сахара.

Христиан Пойгенс (1629–1695) считал, что наличие четырех лун у Юпитера (тогда были известны лишь четыре луны, открытые Галилеем) свидетельствует об огромных поставках пеньки на Юпитер. Его теория была рождена модой на поиск признаков разумного замысла во всех частях Вселенной. Ясно, что единственным назначением земной Луны было помогать навигации. Поскольку у Юпитера четыре луны, а не одна, это должно было означать, что там много моряков, а значит, много лодок. А раз много парусов, должно быть много веревок, которыми паруса поднимали и опускали. А чтобы сделать много веревок, нужно… много пеньки.

Обратил на себя внимание и далекий Плутон. Астрономы давно пришли к выводу, что Плутон, вероятно, — одно из самых безжизненных мест в Солнечной системе, но некоторые уфологи считают, что это не так. Планета согрета светом, химически образующимся в атмосфере (неясно, почему атмосфера не замерзла и не превратилась в твердь), и на нем есть обитатели, которые во многом похожи на нас, только страдают половыми извращениями. Интригует, что те же уфологи забывали упомянуть о довольно большой луне (спутнике) Плутона, Хароне, пока астрономы не обнаружили ее в 1978 году, и его двух меньших по размеру лунах, открытых в 2005 году. Сценарий, в котором инопланетяне не владеют астрономической информацией, пока она не станет известной человеческим ученым, повторяется снова и снова.

Наука ПВР (поиска внеземного разума, который обычно использует для связи радиоволны) относительно молода и родилась лишь во второй половине XX века. До сих пор этим ученым не удалось засечь радиосигналы от цивилизаций из других солнечных систем, но вряд ли можно ожидать, что это произойдет так быстро. Бесконечное количество звезд ждет своей очереди, когда на них наведут большие радиотелескопы (а время их использования стоит дорого), и каждый раз, наводя телескоп на звезду, радиоастрономы имеют чрезвычайно малые шансы, что мы случайно посмотрим на звезды как раз в тот момент, когда они будут отсылать сигнал в нашем направлении. Возможно, результативнее было бы искать вместо этого побочные эффекты их развитой технологии: межзвездные средства передвижения, например, можно обнаружить со значительного расстояния. Однако этот метод еще только зарождается.

Некоторые из теоретиков-любителей, конечно, немного забежали вперед. Нам рассказывали, что два русских астронома, Валентина Журавлева и Генрих Альтов, полагали, будто на Земле в 1882, 1894 и 1908 годах были получены радиосообщения со звезды 61-Сигни; затем они предположили, что второе из этих посланий было ответом на взрыв Кракатау в 1883 году: обитатели 61-Сигни, естественно, подумали, что взрыв был примитивным ответом Земли на их первое сообщение. Поскольку радиоастрономия появилась только в 1932 году, это заявление выглядит сомнительным и кажется еще более недостоверным, если учесть, что начало ему положила книга У.Р. Дрейка «Gods or Spacemen» («Боги или космонавты») (1964), и в особенности потому, что его авторы избегают радиоастрономического момента: создается впечатление, что оба астронома не вполне уверены, был ли этот сигнал радио или лазерным. Последний вариант, конечно, выпадает из исторического контекста: кто бы на Земле сумел засечь лазерный сигнал в 1882, 1894 или 1908 годах?

Древние астронавты

Основные тезисы гипотезы о древних астронавтах звучат так.

В далеком прошлом Землю посещали пришельцы из космоса; первобытные человеческие культуры сочли тех пришельцев богами, а их развитую технологию — чудом. Истории о «божественных» свершениях передавались из уст в уста, поэтому в процессе пересказа они были сильно искажены; целеустремленный исследователь сможет разобраться в этих разрозненных легендах и точно доказать, что пришельцы действительно жили среди людей.

Литературы о древних астронавтах очень много, и ее количество быстро увеличилось за последние двадцать лет после публикации в 1969 году на английском языке книги Эриха фон Дэникена «Chariots of the Gods?» («Колесницы богов?»). Проанализировать весь набор «свидетельств» фон Дэникена в данной книге невозможно, поскольку даже поверхностный их обзор занял бы еще одну книгу. И в самом деле, несколько книг посвящены именно этому вопросу; наиболее известна, из них, пожалуй, книга Рональда Стори «The Space-Gods Revealed» (Разоблачение космических богов) (1976).

Фон Дэникен далеко ушел от первых сторонников идеи о древних астронавтах. Одним из его предшественников был У.Р. Дрейк, книга которого «Gods or Spacemen» (Боги или космонавты) (1964) относится к самым неправдоподобным из когда-либо издававшихся. В ней Дрейк пытается буквально истолковать некоторые мифические сражения между богами Сатурном, Юпитером, Ураном и т. д. Он предполагает, что если, скажем, древние упоминали бога Юпитера, они на самом деле говорили об обитателях планеты Юпитер. Он ступает на еще более зыбкую почву, когда развивает этот довод, говоря о чем-то с Урана. Допуская, что Уран был открыт (или «заново открыт», как он считает) лишь в 1781 году, он тем не менее убежден, что древние эту планету знали — в то время, когда, возможно, планеты располагались вокруг Солнца теснее. Это рассуждение кажется довольно логичным… пока вы не вспоминаете, что название «Уран» планета получила только при ее «повторном открытии» сэром Уильямом Гершелем в 1781 году. Сам Гершель хотел назвать планету Георгиум Сидус.

Инопланетяне захватили Землю в доисторические времена с помощью «ужасного звездного (!) и ядерного оружия». Дрейк указывает на любопытную вероятность того, что пояса Ван Аллена могут быть радиоактивными обломками, оставшимися после той древней ядерной войны.

Еще одним «дофондэникеновским» теоретиком был Десмонд Лесли (1921–2001), который в 1953 году в соавторстве с Джорджем Адамски (1891–1965) выпустил бестселлер «Flying Saucers Have Landed» (Летающие тарелки приземлились). Он сказал, что астронавты прибыли с Венеры в 18 617 841 г. до н. э. в день, который он установил, расшифровав древние таблички браминов». Поскольку человеческой расе в лучшем случае 4 миллиона лет, трудно понять, откуда взялась эта дата у браминов: кто же ее мог записать?

Сам фон Дэникен, по всей видимости, полагает, что если одна теория достаточно убедительна, то три разные теории вместе будут более чем убедительными. Взять хотя бы вопрос о предках человека. В «Колесницах богов?» он говорит, что мы произошли от скрещивания гоминидов и пришельцев; генетическая неправдоподобность этого налицо[20]. Возможно, поскольку фон Дэникен и сам об этом думал, в книге «Gods from Outer Space» (Боги из космоса) (1970) он сообщает, что пришельцы вместо этого просто изменили «генетический код» человека, сделав наших предков умнее. А в «Gold of the Gods» («Золоте богов») (1973) описывается еще одна версия. Инопланетяне скрылись на Земле от другой группы пришельцев. «Наши» пришельцы спрятались в гигантской системе туннелей, которую все еще можно отыскать (если вы Эрих фон Дэникен) под Эквадором и Перу, и хитро разместили на Пятой планете (см. стр. 80) разное оборудование, чтобы обмануть противника. Враждебные орды пришельцев-захватчиков, попавшись на эту уловку, разнесли Пятую планету на мелкие кусочки и продолжили свой путь. После этого «наши» пришельцы вылезли на поверхность Земли (на них были дыхательные аппараты, что запечатлено на многих древних рисунках) и заинтересовались ужимками полуразумных приматов, эволюцию которых они ускорили из филантропических соображений.

Фон Дэникен лично побывал в туннелях, в которых прятались инопланетяне, в сопровождении одного лишь Хуана Морица; там он увидел прекрасные золотые предметы быта и тому подобные вещи. Увы, позднее Мориц заявил, что он в такой экспедиции с фон Дэникеном не был, и тот был вынужден немного подкорректировать свою информацию, утверждая, что в действительности все было так: а) он на самом деле был в пещерах вместе с Морицем, но не в главной части; б) он не был в пещерах, а просто немного «приукрасил» свой рассказ, чтобы было интереснее. Последнее замечание подсказывает ортодоксальным ученым прекрасную возможность, которую они слишком часто игнорируют.

Фон Дэникен много чего может поведать нам о пришельцах и древних египтянах. Например, мумифицирование — это типичная «сверхнаука», которую, как следовало ожидать, пришельцы передали аборигенам: они запланировали вернуться через несколько тысячелетий, чтобы оживить мумифицированные трупы. Процесс мумифицирования включал извлечение из трупа мозга — это, несомненно, приведет к различным осложнениям в ходе любого оживления.

Пришельцы также научили египтян строить пирамиды, безвозмездно помогая им своими «сверхтехнологиями». Их помощь сыграла важную роль, как говорит фон Дэникен, потому что египтяне не знали веревки (на самом деле веревки у них были) и дерева (лес поставлялся в изобилии); им не хватало еды, чтобы прокормить всех рабов (невзирая на то, что Египет был житницей древнего мира), и не было средств, чтобы вырезать «кирпичи» из цельной породы (порода была известняковая, и используемые египтянами инструменты были просто сделаны из более твердого камня; на самом деле в некоторых карьерах даже остались следы орудий). Фон Дэникен, желая произвести эффект, вопрошает: как могли древние египтяне научиться решать такие архитектурно сложные задачи, как строительство пирамид? Может, им помогли пришельцы со своей математикой? Поскольку, говорит фон Дэникен, если умножить высоту пирамиды Хеопса на один миллиард, то получится примерно 158 миллионов километров, а это очень близко к точному расстоянию от Земли до Солнца — 150 миллионов километров. Конечно, уверяет он, это не может быть простым совпадением!

Кеннет Л. Федер в своей книге «Frauds, Myths, and Mysteries» (Обманы, тайны и мифы), посвященной исследованию археологической псевдонауки, третье издание которой вышло в 1999 году, предлагает свое объяснение, почему кажется, что на многих из демонстрируемых фон Дэникеном иллюстрациях вроде бы при-ведены свидетельства о древних технологиях и/или астронавтах, хотя они расплывчаты до тех пор, пока их не разъяснит фон Дэникен. Федер описывает этот процесс как эффект «чернильного пятна» (научное название этого эффекта — парейдолия). Знаменитый тест Роршаха заключается в том, что человеку показывают чернильное пятно любой формы и спрашивают, что он там видит, и таким образом выясняют, что происходит у человека в сознании. Все мы проходим в некотором роде через этот процесс, когда например смотрим на облака и «видим» в них лошадей или замки. Как указывает Федер, мы уже знаем, что происходит в мозгу фон Дэникена: неудивительно, что он видит доказательства существования древних астронавтов каждый раз, как его взгляд падает на изображение, смысл которого неочевиден.

На протяжении всей книги фон Дэникен терзает читателей маленькими любопытными побочными гипотезами. Он многое выжимает из известного видения Иезекииля (см. стр. 231), которое, очевидно, было примитивной попыткой описать космический корабль или, по словам бывшего инженера NASA Джозефа Блумрича (1913–2002) в книге «The Spaceships of Ezekiel» (Космические корабли Иезекииля) (1974), разновидность вертолета, оборудованного четырьмя роторами. Фон Дэникен предполагает, что даже Сатана — пришелец с другой планеты. Другие писатели тоже размышляли на библейские темы. Среди них был Герхард Р. Штайнхаузер, автор книги «Jesus Christ, Heir to the Astronauts» (Иисус Христос, наследник астронавтов), которая была переведена на английский язык в 1974 году.

Еще одним явлением, возбудившим сторонников теории о древних астронавтах, были таинственные линии в пустыне Наска в Перу. Нам говорят, что это взлетные полосы международного или даже межпланетного аэропорта. Если не принимать во внимание, что на всех уважающих себя НЛО установлены средства вертикального взлета и посадки, и если бы их колеса не должны были увязнуть в мягкой почве этих «взлетных полос», трудно представить, какого рода древние летчики использовали этот «аэропорт». «Взлетные полосы» расположены совсем не так, как можно было бы ожидать, а в форме животных, птиц и геометрических фигур. А где же другие аэропорты пришельцев? Один аэропорт сам по себе не так много значит.

Когда эти доводы стали достоянием общественности, сторонники теории о древних астронавтах отступили к тому, что лучше всего назвать планом Б. Рисунки, образованные линиями в пустыне Наска, полностью были видны лишь с воздуха, так что доисторическим коренным американцам должна была потребоваться помощь пришельцев как для того, чтобы воплотить свои замыслы, так и для того, чтобы оценить результаты своих трудов.

Члены организации под названием «International Explorers Society» (Международное общество исследователей) заинтересовались этой проблемой и высказали предположение: что, если индейцы из Наска изобрели воздушный шар, поднимавшийся вверх от горячего воздуха? В 1975 году два члена общества пролетели на высоте примерно в 180 метров над равниной Наска на шаре, сооруженном из материалов, которые, как известно, были у древних насканцев. Высота была достаточной, чтобы линии рисунков были видны; эксперимент, конечно, не доказывал, что древние делали то же самое, но он, безусловно, опровергал любые доводы, что они не могли этого сделать. Кроме того, даже если насканцы не знали, как летать над равниной, есть ли причина предполагать, что они не могли выработать наземный способ создания огромных рисунков? Было найдено то, что совершенно точно является остатками моделей рисунков, так что кажется правдоподобным, что древние работали именно по ним. Но почему же насканцы размахнулись на такие масштабы рисунков, которые сами не могли увидеть? По одним рассуждениям, они это сделали по религиозным причинам: для них было неважно, что они так и не смогут по достоинству оценить собственную работу, потому что она выполнялась для богов — небо в конце концов было их традиционным обиталищем. Другое предположение заключается в том, что линии представляли собой колоссальный календарь-обсерваторию (наподобие Стоунхенджа) огромного масштаба, увековечившего его.

Еще одно важнейшее доказательство из копилки теорий о древних астронавтах — карта Пири-реиса, датированная 1513 годом и найденная в 1929 году в Стамбуле. На первый взгляд кажется, что на ней изображена береговая линия Антарктики — а континентальная суша побережья Антарктики на сегодняшний день полностью скрыта под снегом и льдом. О карте подробно рассказывал Чарльз Хэпгуд (1904–1982) в книге «Maps of the Ancient Sea Kings» (Карты древних морских королей) (1966); он предположил, что могла существовать очень древняя морская культура, и лодки ее представителей периодически плавали вдоль берегов Антарктики во времена, когда там еще не было льда. Как информация от них дошла до Пири-реиса, жившего в XVI веке, не особенно ясно, но, возможно, в этом предположении Хэпгуда есть смысл.

С точки зрения многих сторонников теории о древних астронавтах, карта была впервые составлена десятки миллионов лет назад и показывает Антарктическое побережье в точности в таком виде, в каком оно было открыто совсем недавно. Прямые сравнения карты Пири-реиса с современным изображением подлинного Антарктического побережья доказывают полную ошибочность этой теории. Возможно, инопланетяне были просто плохими картографами, поскольку на карте Пири-реиса есть и такие ошибки, как оконечность Южной Америки, соединенная с Антарктикой, и две реки Амазонки вместо одной. Заявление, что они составили карту прямо с воздуха 70 миллионов лет назад, когда динозавры еще ходили по Земле, опровергается тем фактом, что в середине Тихого океана не нарисована Индия, а именно там в то время располагался этот субконтинент.

В общем, очень похоже, что Пири-реис составлял карту на основе ряда источников, подгоняя карту там, где данные были противоречивыми. Какая-то часть полученной им информации была вполне достоверна, какая-то — совершенно ошибочна. Не столь уж невероятной представляется возможность того, что уже в 1513 году европейские исследователи Южной Америки открыли, что к югу лежит огромный материк и что их картографы просто провели извилистую линию по карте, чтобы его обозначить: в истории картографии есть множество примеров, когда составители карт таким образом обозначали места, о которых они ничего не знали, кроме того, что они расположены где-то в том направлении.

Прежде чем закрыть этот вопрос, следует заметить, что в книге «The Morning of the Magicians» («Утро магов») в 1960 году Луи Повель и Жак Бержье сообщили, что Пири-реис сам передал свою карту в Библиотеку Конгресса США.

Поразительную гипотезу выдвинули Крейг и Эрик Умланд в своей книге «Mystery of the Ancients» (Загадка древности) в 1974 году. Они считали, что древние майя изначально были исследователями из другой Солнечной системы. Их основная база располагалась на Пятой планете (см. стр. 80), но когда та взорвалась, им пришлось поселиться на Земле — хотя и не раньше, чем они добрались до ядра Луны. Причина, по которой колонизаторы-майя основали базу посреди южноамериканских джунглей, заключалась в том, что они не хотели чем-нибудь заразиться от отвратительных Homo sapiens: их организм не справился бы с вирусами и бактериями наших предков. Это вызывает некоторое недоумение. Даже если им удалось полностью изолироваться от контакта с нашими предками, они все равно не смогли бы остаться неуязвимыми для бесчисленного множества других микробов, обитающих в джунглях. В любом случае, как сообщают Умланды, майя, несмотря на предосторожности, естественным образом заразились венерическими болезнями (эта проблема, между прочим, не помешала богам вступать в «межрасовые связи» у фон Дэникена).

Следующий момент, вызывающий удивление: почему такие сверхсложные существа, как путешествующие в космосе майя, не отказывают себе в удовлетворении таких варварских привычек, как регулярное человеческое жертвоприношение? Умланды дают очевидный ответ: это были не человеческие жертвоприношения, а всего лишь вскрытия, а примитивные люди, которые их наблюдали, совершенно не поняли разницы (возможно, потому, что довольно странно быть вскрытым заживо). Майя (конечно же!) делали все эти вскрытия, чтобы попытаться что-то сделать с венерическим заболеванием, распространившимся среди них.

Что до их обычая грубо вырывать сердце из груди живого человека, то это еще одно действие, которое, К прискорбию, было понято неверно: они просто совершали операции по пересадке сердца.

Еще одна сомнительность гипотезы Умландов связана со временем: в частности, они очень изящно обошлись с датами. Как вам это: «Почему майя выбрали антарктическую часть континента Гондваны в качестве основной базы, мы, возможно, никогда не узнаем. Но эта ошибка дорого им обошлась. С 40 000 000 лет назад и до начала ледникового периода условия на полюсе постоянно ухудшались». Что ж, может быть, это не так уж глупо: майя целых 35 миллионов лет или даже больше наслаждались относительным покоем, прежде чем им пришлось сняться с места.

Крушение воздушного корабля: набросок очевидца, 1896–1897.

Еще одно свидетельство того, что майя достигали неизмеримых высот в поисках тяжелых металлов, представлено в геологическом контексте: «Понятно, что дрейфующие континенты затрудняли попытки майя прорыть туннель через внешнюю кору Земли и мантию с целью достижения расплавленного ядра». Представьте себе: майя только-только установят буровую вышку, как рядом немедленно появляется дрейфующий континент и все портит.

В своей книге «The Mayan Factor: Path Beyond Technology» («Фактор майя: внетехнологический путь») (1987) Хозе Аргуэльес сообщает дополнительную информацию о майя. Майя пришли с планеты, расположенной около звезды Арктур. Они прибыли сюда не в космических кораблях, а передав ДНК в закодированной форме. Они закрепились в ольмеках, научив их такому искусству, как письмо, которое с тех пор стало известно всему человечеству. Когда майя совершат свой второй визит на Землю (предполагаемое время прибытия — 21 декабря 2012 года), произойдет какое-то невероятное духовное изменение реальности, а наш вид совершит эволюционный скачок и никогда уже не станет прежним, или что-то вроде того. Тем временем для многих людей чрезвычайно важно пойти к святым местам в выходные дни 16–17 августа 1987 года; это «гармоничное единение» покажет пришельцам, что мы готовы к их прибытию. Конечно, если пришельцам не удастся прибыть на Землю 21 декабря 2012 года, Аргуэльес всегда может сказать, что мы сами виноваты: слишком мало людей последовали его призыву участвовать в «гармоничном единении».

Возможно, наиболее увлекательной частью книги «Mystery of the Ancients» (Загадка древности) является раздел под названием «Майянская угроза». Майя, которые остались на своей родной планете, придут к нам спустя много миллионов лет, чтобы спасти тех, кто остался здесь и не может выбраться, и тогда эти вновь прибывшие сотрут нас с лица Земли. Но от чего действительно холодеет сердце, так это от рассказов о каких-то странных радиоисточниках, которые русские открыли в начале 1970-х годов, в то время полагая, что это могут быть сигналы внеземных цивилизаций. После этого Умланды заявили, что правительства США и Советского Союза участвуют в опасном состязании, пытаясь расшифровать майянский шифр.

Почему?

Потому что эти сигналы «явно на майянском языке».

Возможно, единственная теория в общей мешанине популярных теорий о древних астронавтах, которая стоит более пристального изучения, была предложена Робертом К.Г. Темплом (р. 1945) в книге «The Sirius Mystery» (Тайна Сириуса) в 1976 году. Темпл сосредоточился на антропологической информации о вере догонов — североафриканского племени, на которое западная цивилизация оказала сравнительно небольшое влияние, и многое сумел получить из имеющихся у догонов описаний эллиптических орбит планет в Солнечной системе и белого карлика под названием Щенок, спутника Сириуса; Щенок был открыт с помощью телескопа лишь в 1862 году, хотя ученые уже в 1834 году определили, что он существует. Догоны тоже знали, что Щенок обращается вокруг Сириуса примерно за 50 лет. Это совершенно потрясающе: информация о том, что планеты вращаются вокруг звезд, достаточно сложна для нетехнологической культуры, а чтобы определить, что эти орбиты скорее эллиптические, чем круглые, требуется не только развить более сложное мышление, но и совершить квантовый скачок в понимании. Однако этот довод был опровергнут предположением, что эта информация отражает лишь тот факт, что догонам нравится эллипс (они используют его форму во всех видах искусства), так что в их культуре естественным будет предположить эллиптические орбиты так же, как для нас естественно предположить круглые. Конечно, это палка о двух концах: эллипс может быть важен в культуре догонов именно потому, что пришельцы научили их основам астрономии, и таким образом догоны поняли фундаментальную важность этой формы в природе.

Также в вере догонов присутствует знание о том, что у Юпитера четыре луны (предположительно, это галилеевские луны), а у Сатурна есть кольца; но всю эту информацию невозможно получить без помощи телескопа. И вот забавный анахронизм: как мы теперь знаем, у Юпитера больше четырех лун, а кольца кроме Сатурна есть и у других гигантских планет. Наверное, пришельцы с других планет рассказали бы догонам правду, а не ту астрономическую информацию, которая бытовала среди людей когда-то в прошлом? (Справедливости ради следует заметить, что, конечно, может быть и так, что исследователи-антропологи попросту не озаботились тем, чтобы записать «ерунду», которую догоны говорят про Уран и остальные планеты с кольцами, сочтя все это просто примитивной фантазией, экстраполяцией имеющихся знаний о Сатурне.)

То, что Щенок, спутник Сириуса, — очень маленькая плотная звезда с высокой поверхностной температурой, было доказано в 1915 году американским астрономом Уолтером Адамсом (1876–1956); то, что Сириус А и В (так их официально называют) обращаются друг вокруг друга примерно за 50 лет, было известно задолго до этого. Первые записанные антропологические исследования догонов были проведены Марселем Гриолем (1898–1956) в 1930-1940-х годах. Карл Саган (1934–1996) и другие задавались вопросом: не могло ли получиться так, что какой-то исследователь или миссионер побывал у догонов до Гриоля, и когда его спросили о Сириусе, который является самой главной звездой ночного неба для догонов (и этого же мнения придерживались египтяне — по сельскохозяйственным причинам), рассказал им о последних научных открытиях? Такая информация затем легко могла стать частью красочной мифологии догонов.

Но если дело обстоит именно так (а такое случалось в меньшем масштабе и в течение более коротких промежутков времени в других местах), тогда странно, почему в мифологии догонов нет, скажем, элементов христианства. Почему нет например упоминаний о мифических монстрах на колесах, которые сильно шумят и передвигаются быстрее, чем человек бежит? Отсутствие таких упоминаний указывает на серьезный недостаток в обычном объяснении того, что Темпл, вполне возможно, правильно называл загадкой. И все-таки, если хорошо подумать, наиболее прозаичный сценарий, в котором пришелец был с запада, а не с небес, кажется проще.

Темпл, конечно, упоминает легенду об Эа (Энки), или Оанне — странном существе, которое, согласно легенде, в 4 тысячелетии до н. э. или непосредственно перед ним дало цивилизацию шумерам. У Оанна форма рыбы, но под рыбьей головой есть еще одна, гуманоидная, и наряду с хвостом имеются ноги. Он пришел из моря. В изложении Александром Полихистором (расцвет в 70 г. до н. э.) записей, сделанных вавилонским жрецом Беросом (расцвет в 260 г. до н. э.), Оанн дал людям

понимание письма, наук и всех видов искусства. Он научил людей строить дома, возводить храмы и составлять законы и объяснил им принципы геометрии… Словом, он научил их всему, что смягчает нравы и что могло сделать их человечнее. И такими всеобъемлющими были эти знания, что с тех пор никто ничего превосходящего уже не изобрел.

С тех пор время от времени некоторые так называемые человеки-амфибии — соотечественники Оанна — выходили из моря, чтобы помочь шумерам в их жизни. Конечно, шумерская цивилизация слишком быстро, чтобы это было естественным, достигла процветания, буквально от нуля дойдя до высокого культурного и социального уровня всего за несколько поколений, так что легенда далека от археологических находок, свидетельствующих об обратном.

Некоторым кажется очевидным, что Оанн и его сотоварищи были инопланетянами, которые действовали с подводной базы. Поскольку они не дышали атмосферой, их всегда видели в космических скафандрах, шлемы которых напоминали, без сомнения, рыбью голову. Из-за этого могло казаться, что у них две головы; в ином случае описание одной головы поверх другой могло быть просто образным выражением, чтобы с помощью отличной от принятых у нас художественных метафор изобразить одну голову внутри другой. Как бы то ни было, в остальном инопланетяне были весьма похожи на людей. Хотя они были примерно одного с нами роста, большая часть их тел волочилась по земле. (Излишне говорить, что несмотря на это, Оанны были, по утверждению Умландов, типичными майя.)

Однако все три существующих древних источника информации об Оаннах основаны на одном оригинале — записи Бероса; но Берос жил спустя тысячи лет после этого события — по сути, их разделяло куда большее время, чем нас и Христа. Берос мог записать распространенный в его время миф или своего рода древний эквивалент трудов Гальфрида Монмутского (ок. 1100–1154), богатое воображение которого подарило нам подробную легенду об Артуре.

Даже если это и так, описания Оаннов, которые у нас есть, очень напоминают мужчин-русалок, и нельзя полностью отрицать идею, что мужчины и женщины-русалки могут быть искаженной памятью людей о таких существах, как Оанны. Но нужно быть осторожными с такого рода допущениями: ведь может оказаться и так, что именно миф о русалках породил легенду об Оаннах.

На «древнеастронавтскую» версию теории разумного замысла (см. стр. 190) с элементами гипотезы панспермии (см. стр. 197) похожа гипотеза о вмешательстве, выдвинутая выпускником психологического факультета и бывшим офицером военной разведки США Ллойдом Паем, который развил свою теорию, создав очаровательную смесь не всегда точной эрудиции и ироничного, зачастую самокритичного, юмора. Его мнение, изложенное в книге «Everything You Know is Wrong» (Все ваши знания — неправильны) (1998), состоит в том, что чудесные существа на современной Земле не могли появиться в ходе случайной эволюции: где-то в этой цепочке должен был присутствовать творец. Однако, в отличие от сторонников теории разумного замысла, он не считает, что это был сверхъестественный творец, и полагает, что «вмешательство» было гораздо более радикальным, чем копошение в микроскопических структурах. В своем воображении он нарисовал древних пришельцев с далеких звезд, которые по мере развития нашей Солнечной системы поняли, что это подходящее место для жизни, и «оплодотворили» ее планеты

набором из двух разных форм одноклеточных бактерий, которые, как они знали, выживут в любой среде (экстремофилы). Но у бактерий было назначение: в процессе метаболизма производить кислород. Почему? Потому что жизнь во всей Вселенной почти наверняка обладает теми же основными компонентами и функциями. В ее основе лежит ДНК, и «высшим» организмам требуется кислород для подпитки метаболизма. Следовательно, сложную жизнь нельзя «заселить» куда-либо, пока уровень кислорода в атмосфере планеты не станет достаточно высоким.

Примерно миллиард лет спустя «формирователи земли» вернулись, чтобы посеять на планетах вторую партию прокариотов, и после этого наносили периодические визиты, чтобы проверить, как идут дела. Спустя примерно два миллиарда лет после запуска этого проекта они поняли, что жизнь процветает лишь на третьей от Солнца планете, так что с тех пор сосредоточили свое внимание на ней; единственной планетой кроме Земли, на которой зародилась какая-то жизнь, была четвертая (то есть Марс), но она показалась не очень перспективной, так что пришельцы от нее отказались.

Отныне на молодой Земле в изобилии были суша и вода, так что для пришельцев настало время населить ее эукариотами — более крупными и сложными соединениями, чем прокариоты; они были менее прочными и требовали более подходящей среды, зато могли производить куда больше кислорода. Примерно 1,4 миллиарда лет назад пришельцы решили, что Земля готова для первого заселения многоклеточными организмами — группой загадочных (для нас) организмов, которую мы знаем лишь в виде палеонтологических останков и называем эдиакаранами. И так процесс продолжался, а пришельцы раз в десятки или сотни миллионов лет что-то высаживали в этот земной сад.

Если на самом деле за развитием жизни на Земле стояли формирователи земли, то все остальное бессмысленно. С другой стороны, если все, что произошло здесь, произошло лишь по слепой случайности и совпадению, это наиболее поразительная удача, какую только можно себе представить. Все произошло именно так, как должно было, именно так, как должно было, именно так, как должно было! Если это не настоящее чудо, тогда я не знаю, что это такое.

До сих пор гипотеза Пая не была бессмысленной — возможно, невероятной, но не бессмысленной. Однако здесь он при-водит в качестве доказательств некоторые очень сомнительные и неявные допущения. Невероятность того, чтобы эти события произошли случайно, поразительна — если считать, что Земля изолирована. Но Земля — лишь одна из миллиардов планет. В конце концов эти существа сами должны были случайно где-то возникнуть, иначе не было бы внеземных формирователей земли. Во-вторых, пришельцам не было необходимости привносить эукариоты и эдиакараны, если земная среда была для них готова. Жизнь развивается, заполняя новую экологическую нишу, когда та становится пригодна для этого, а изменяющаяся среда на Земле создавала множество новых экологических ниш.

Пай заявляет, что пришельцы все еще посещают нашу планету, хотя со времени последнего их посещения прошло много времени (в нашем понимании). Во время своих посещений они совершили много генетических подвигов, конструируя формы жизни на Земле и согласуя их с неизвестным планом. Пай делает особый упор на необычный мех гепарда, который на большей части тела похож на собачий, но на пятнах напоминает кошачий: ясно, что это результат экспериментов с клонированием. Ну и, конечно же, мы: именно на человечестве была сосредоточена инженерная мысль генетиков.

Также остается открытым вопрос касательно «черепа звездного ребенка» («Старчайлд»). Его в 1998 году передала Паю супружеская пара из Техаса, и вот уже несколько лет он находится в одной из британских лабораторий на анализе. Если он подлинный, а не был выполнен человеком, то это явно череп млекопитающего (возможно, примата); ориентировочно его возраст составляет 900 лет, и на самом деле он не такой уж странный. Принадлежал ли он пришельцу — это, конечно, другой вопрос. Пай указывает, что научный анализ занял ужасно много времени, потому что ученые поняли, что он внеземной, и боятся это признать.

Гипотеза о вмешательстве, предложенная Паем, — возможно, наиболее сложное изобретение из того, что обычно называют бутстрап-гипотезами о происхождении жизни. Мы медленно подходим к пониманию того, как появилась жизнь, а еще несколько десятилетий назад от ученых-эволюционистов вполне можно было услышать, что это пограничное, но тем не менее вполне серьезное конкурентоспособное предложение, которое нельзя полностью сбрасывать со счетов и которое обладает значительным преимуществом, поскольку в нем не требуется хитроумных органических и физических соединений, необходимых для воплощения какой-либо стадии между неорганическими веществами и живыми организмами.

Представьте себе «пришельца» на первобытной Земле. Он приземляется, выбирается, чтобы осмотреться, не находит ничего интересного, возвращается в свой космический корабль и улетает. Но микроорга

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...