Цветотерапия (хромотерапия)
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Мнение о том, что цвета можно использовать в лечении, восходит к древности и основывается на эмоциях, с которыми мы связываем разные цвета: боевой красный — и «покраснеть от гнева», спокойный зеленый — и «тоска зеленая». Эта техника развилась до статуса полноценной псевдотерапии в XX столетии. Одна из известных ее разновидностей — спектрохромотерапия полковника Диншаха Гадиали. Как только вы выясните, чем больны, все, что нужно сделать, — это поместить правильно окрашенное стекло во взятую напрокат спектрохромомашину, включить яркие лампочки за стеклом, откинуться и греться в целительных лучах цветного света. Поскольку это, может быть, кажется слишком простым, нужно также ограничить свой рацион, в особенности отказаться от всего, что вам нравилось есть или пить. Заявлялось, будто спектрохромотерапия исцеляет даже такие заболевания, как диабет и аппендицит. Пожалуй, наистраннейший вариант цветотерапии был предложен Уильямом Эстепом (1920–2000), который, направляя разноцветные лампочки на воду, мог, подобно Христу, превратить ее в лекарство. Биоритмы Идея биоритмов оказалась на пике популярности в 1970-1980-е годы, но сегодня о ней мало что слышно. Ее корни восходят к берлинскому хирургу-отоларингологу Вильгельму Флиссу (1858–1928). Какое-то время Флисс был связан с Фрейдом, и в течение этого времени он пришел к идее периодичности жизни: жизненные процессы цикличны, и цикл равен 23 дням у мужчин и 28 дням у женщин. (Это приводит к грустному выводу, что супружеские пары будут переживать совместные пики жизненной активности лишь раз в 644 дня.) Более долгие циклы занимали период, являющийся сочетанием 23 и 28 базовых величин: например 51 (23 + 28) день. Позднее, в 1920-х годах, австрийский инженер и математик Альфред Тельтшер (о котором мало что известно — см. ниже) предположил, что на первые два цикла налагается третий, 33-дневный, который связан с интеллектом: Тельтшер скорее всего вывел этот 33-дневный цикл, наблюдая за студентами на своих лекциях. Так, на каждого человека влиял 23-дневный цикл, связанный с такими предположительно мужскими качествами, как физическая сила; 28-дневный цикл, связанный с такими предположительно женскими качествами, как интуиция, творчество и чувствительность; и 33-дневный цикл, связанный с такими негендерными качествами, как способность рассуждать и амбиции. Венский психолог Герман Свобода (1873–1963) развил эту идею, добавив, что все три цикла начинаются с рождения, так что, зная дату рождения любого человека, относительно легко рассчитать состояние его жизненной силы.
Сам Флисс был непреклонен в своем убеждении, что женский 28-дневный цикл не следует приравнивать к менструальному циклу: единственной общей их чертой, утверждал он, является их схожая эволюция. По правде говоря, в этом случае возникает закономерный вопрос: а какова тогда эволюционная основа 23-дневного и 33-дневного циклов? Поскольку биомедицинские исследования не выявили следов какого-либо из трех циклов, биоритмы в конце концов исчезли из сознания широкой публики и… осталась лишь одна загадка: кто такой Альфред Тельтшер? Его часто упоминают в литературе как сотрудника Инсбрукского университета, но это, похоже, относится к Фридриху Тельтшеру, который работал там, в 1918 году опубликовал брошюру по электрическим свойствам ртути и который, таким образом, приблизительно подходит под это описание, но только приблизительно. Нельзя утверждать, что Альфред Тельтшер был выдумкой, возможно, Свободы (который кроме прочего имел привычку заявлять об «открытии» Флиссом первых двух циклов как о собственном), но ситуация вырисовывается, мягко говоря, странная.
Упражнения для глаз Биологи ошибаются насчет того, как фокусируется глаз. Они полагают, что глазной хрусталик утолщается, когда человек фокусируется на близко расположенных объектах (чем толще хрусталик, тем короче его фокальная длина), в то время как на самом деле хрусталик двигается вперед-назад, чтобы фокусироваться на изображениях объектов, расположенных на разных от нас расстояниях, и спроецировать их на роговицу глаза — во многом так же, как камера фокусируется, перемещая линзу вперед-назад. Во всяком случае, так утверждали доктор Уильям Бейтс (1860–1931) и его последователи. По правде говоря, именно так фокусируются глаза некоторых животных, в частности рыб; и в этом человек как раз отличается от этих животных. В глазу, фокусирующемся по принципу камеры, мышцы сжимают все глазное яблоко целиком, таким образом увеличивая расстояние от линзы до роговицы, или растягивают, уменьшая это расстояние. По Бейтсу, зрительные нарушения исправляются благодаря не очкам, а частым упражнениям для глаз, предназначенным для расслабления внешних мышц, которые задействуются в сжатии или растягивании глазных яблок. Он вместе со своими последователями разработал бесчисленное множество вариантов таких упражнений, но некоторые из них опасны — например рекомендация Бейтса по укреплению глаз путем созерцания Солнца. Увы, бейтсовские упражнения для глаз все еще популярны. В моей книге, опубликованной в 1981 году, я заметил, что сомневаюсь, чтобы выполнявший эти упражнения смог прочесть мою книгу. В почте, полученной мной после выхода книги, ни один читатель мне не возразил. Совершенно другой школой псевдомедицинской мысли, связанной с глазами, является иридодиагностика, то есть врачи якобы могут диагностировать болезнь пациентов, просто уставившись им прямо в глаза. Иридодиагностика — псевдомедицинский метод диагностики, который был изобретен ближе к концу XIX века — основана на идее, что радужка делится на некие 40 зон, каждая из которых соотносится с определенным участком тела. Пристальное изучение радужки, таким образом, может показать, какая часть организма пациента не в порядке.
Акупунктура Наука все еще не подвела итог практике акупунктуры, которая, похоже, действенна в тех случаях, когда результаты нельзя объяснить просто эффектом плацебо. Однако в целом лежащая в ее основе теория, которой объясняют результаты акупунктуры, полностью отрицается западной наукой, и кажется, что у нее куда больше общего с метафизикой, нежели с реальностью. Одна гипотеза, выдвигавшаяся в надежде объяснить полученный акупунктурой и подтвержденный благотворный эффект, заключалась в том, что укалывание тела стимулирует выработку эндорфинов, которые являются естественными болеутоляющими средствами организма. Конечно, простое ослабление боли не означает, что акупунктура хоть как-то влияет на болезнь, вызвавшую боль: нужно провести гораздо больше исследований, чтобы понять, действительно ли акупунктура способствует исцелению или это просто болеутоляющее, которое всегда под рукой. Метафизическое обоснование предполагаемой пользы от акупунктуры связано с древней китайской концепцией инь и ян — двух начал, которые, как считается, управляют потоками Вселенной. В здоровом теле инь и ян полностью уравновешены, и в этом контексте инь связано (в сущности) с хроническими состояниями, а ян (снова упрощенно) — с острыми: так, состояние вроде «болезни яппи» (синдром хронической усталости) укажет на переизбыток инь, а глазная мигрень будет симптомом переизбытка ян. Жизненная сила Вселенной, как верили древние китайцы, протекает через тело по точно определенным путям, которые сегодня известны на Западе под названием меридианов; определенные точки (узлы) этих меридианов ведут к определенным частям тела. Несколько веков назад китайские врачи составили карту меридианов и узлов. Специалисты по акупунктуре верят, что, втыкая иголки в тело в узлах и активизируя их (физическими манипуляциями или, как часто делают в наши дни, проведением через иглы слабого электрического тока), можно настроить поток жизненной силы таким образом, чтобы восстановить равновесие инь и ян.
Имея, подобно акупунктуре, китайское происхождение и основываясь на тех же философских и метафизических предпосылках, акупрессура включает массаж различных заранее определенных областей тела — по существу, это акупунктура без иголок. Из Китая эта практика дошла до Японии, где она процветала до XIX века, пока ее не запретили: дескать, это обычный массаж, только под другим соусом, то есть относится к индустрии развлечений, а не к сфере врачевания. Этот закон был отменен в 1955 году, и практика снова стала популярной, вскоре распространившись и на Запад. Разновидностью акупрессуры является аку-йога: как подсказывает название, к акупрессуре добавляется йога. Здесь человек, а не врач или массажист, надавливает на нужные точки, принимая предписанные йогой позы; здесь задействуются пол и/или стены, так что давление можно оказывать на те части тела, которых рукой или ногой не достать. Зональная терапия, очевидно, основывается на принципах, схожих с акупунктурой; основные различия между ними заключаются в том, что зональная терапия гораздо проще и совершенно точно неэффективна. Организм делится на 10 зон, каждой из которых соответствует палец руки и ноги (а иногда и язык). Боли в организме можно облегчить, а болезнь — исцелить, если надавливать на правильное сочетание пальцев рук и ног (и при необходимости на язык). Френология Френология была придумана — хотя сам он не употреблял этого термина — Францем Иосифом Галлем (1758–1828) до 1800 года и стала необыкновенно модной в XIX веке; сегодня мало кто ее практикует. В пик расцвета среди ее сторонников были и Альфред Рассел Уоллес (1823–1913), и Уолт Уитмен (1819–1891): их горячая поддержка основывалась на уверенности, что их собственная форма черепа свидетельствует о всесторонней одаренности. Система Галля базировалась на следующих гипотезах: Мозг — обиталище разума. Разум — не единое целое, он состоит из ряда отдельных свойств. Каждое из этих свойств имеет собственный центр — «орган» — в мозгу, совокупность форм которых определяет общую форму мозга. Как правило, чем больше орган по сравнению с другими органами, выполняющими похожую функцию, тем он мощнее. Поскольку череп принимает форму мозга, поверхность черепа можно «читать» как карту мозга и, следовательно, различных «органов», а значит, по ней можно определять качества человека. Галль разделил мозг на 27 зон, каждой из которых соответствовали человеческое качество или характеристика. Естественно, интеллектуальная зона в мозгу, скажем, сверхумного человека будет больше, чем у остальных людей, и Галль полагал, что это проявится в виде шишки в соответствующей области черепа.
К сожалению, хотя сенсорные центры и некоторые функции мышления действительно расположены в мозге, к человеческим качествам это не имеет никакого отношения. Более того, форма человеческого мозга не влияет непосредственно на форму черепа, даже на внутреннюю его поверхность, поскольку мозг нигде не контактирует с костью. В ходе эволюции с течением времени форма черепа могла измениться, чтобы приспособиться к изменениям в мозге, но в случае черепа отдельного человека это невозможно. Галль и его выдающийся ученик Иоганн Гаспар Шпурцгейм (1776–1832) горячо отстаивали свою новую науку, но лишь в 1815 году, когда в газете «Edinburgh Review» появились яростные нападки на эту теорию, френология нашла дорогу к сознанию масс. Шпурцгейм опубликовал яркую статью в защиту френологии, опровергающую статью в «Edinburgh Review», и в результате в Эдинбурге в 1820 году появилось первое френологическое общество, а эдинбургский юрист Джордж Комб (1788–1858) на десятилетия стал важной фигурой во френологии. По обеим сторонам Атлантики стали создаваться все новые и новые френологические общества. Термин «френология» ввел доктор Томас И.М. Форстер (1789–1860) в 1815 году. В пик расцвета френологии, несмотря на то, что она всегда подвергалась нападкам со стороны традиционных ученых-медиков, большая часть общества приняла ее весьма серьезно. Некоторые работодатели стали требовать, чтобы новый работник проходил френологический анализ для проверки, достаточно ли он умен и добронравен. Френология применялась и в криминалистике, но с тем же ужасающим результатом, что и физиогномика Ломброзо. И хотя большинство френологов были убеждены, что занимаются действительно наукой, френология привлекла на свою сторону и некоторое число христиан-креационистов: поскольку Галль включил в 27 зон органы, отвечающие за почитание и удивление, им казалось, что эти «духовные» зоны созвучны с верой в Творца. Френология более или менее угасла в Великобритании к началу 1850-х годов, но в США была по-прежнему чрезвычайно популярна, в основном благодаря усилиям двух братьев, Орсона Сквайра Фаулера (1809–1887) и Лоренцо Найлса Фаулера (1811–1896). Их карьера началась в Нью-Йорке в 1830-е годы, и они успели сколотить большое состояние. Лоренцо приехал в Великобританию в 1860 году, чтобы ездить по городам и читать лекции; поездка заняла около двух лет. В 1862 году он переехал туда совсем и в 1863 году основал в Лондоне Институт Фаулера. Он также начал широко продавать принадлежности для френологии, и практика «чтения головы» вновь стала последним писком моды в английской бульварной прессе. Большинство френологических скульптур, которые встречаются до сих пор, были продукцией Лоренцо Найлса. К сожалению, у этой новой разновидности френологии были неприятные расистские замашки. Френологический анализ почти всегда был субъективным, что бы там ни думали об этом сами френологи: если большая шишка, отвечающая за какое-то качество, на практике явно противоречила настоящему характеру человека, то существовало много разных признанных способов обойти это противоречие. Если френолог мог прочесть все, что хочет, в шишках человеческого черепа, это открывало дорогу предрассудкам френологов; предрассудки вполне подтверждались — на удивление последовательно — «читаемыми» ими черепами. Расистская подоплека, несмотря на то, что она была заметнее на поздней стадии развития френологии, то есть в период ее возрождения, появилась не впервые. В 1827 году в книге «The Constitution of Мап» (Строение человека) Джордж Комб писал о черепах африканцев, что они чрезмерно развиты в области органов плодовитости и способности к умственным сосредоточениям (отвечающих за приписываемую африканцам любовь к детям и склонность к малоподвижным занятиям) и недоразвиты в зонах добросовестности, осторожности, индивидуальности и рефлексии. Френология вновь сошла на нет в начале XX века — скорее всего потому, что вышла из моды, а не потому, что общественность отдала предпочтение истинной науке. Но отголоски этой псевдонауки по-прежнему звучали в области физической антропологии, и слишком часто именно по расистским причи-нам. Однако некоторые (хотя и очень немногие) ее основные открытия оказались ценными, особенно предположение, что виды мыслительной деятельности могут иметь разные центры в мозге: это справедливо в отношении по крайней мере некоторых из них (другие распределены по всему мозгу), и истина заключается в том, что эти зоны могут увеличиваться в размерах при частом и постоянном использовании, о чем и догадались френологи. Физиогномика Френология на самом деле — лишь некоторая версия физиогномики, древней веры в то, что о характере человека можно судить по внешнему виду, в частности по чертам лица. Эта вера относится ко временам Аристотеля (он играл этой идеей, но, похоже, не уделял ей много времени) и была популярна в Средневековье. Псевдонаукой ее считали Джамбаттиста делла Порта (1535–1615) в Италии и сэр Томас Браун (1605–1682) в Англии, пока в XVIII веке ее не возродил к жизни Иоганн Каспар Лафатер (1741–1801) — швейцарский богослов, основавший свои идеи на их работе. Его сочинения были переведены на многие европейские языки. Существуют два основных варианта физиогномики. В ее наиболее полном варианте считается, что черты лица непременно отражают качества человека: если форма носа укажет, что вы преступник, то вы и есть преступник. В менее абсурдном варианте этой теории утверждается, что физические свойства — лишь указание на склонность характера: существует статистическая взаимосвязь между формой носа и уголовными наклонностями (допустим), но далеко не все люди с такой формой носа — преступники, и далеко не у всех преступников такая форма носа. Я не случайно привел склонность к преступлениям в качестве примера определяемых физиогномикой качеств, поскольку эта псевдонаука достигла своего апофеоза в работе итальянского криминалиста Чезаре Ломброзо (1835–1909). Его криминологическая теория основывалась в первую очередь на физиогномике, хотя в ней задействованы и некоторые идеи евгеники. Именно Ломброзо утверждал, что преступниками рождаются, а не становятся: они отбросы эволюции, атавизмы. Поскольку можно считать, что они развились до более примитивного эволюционного состояния человечества, следовало ожидать, что это должно отражаться в «антропологических стигматах» на их чертах лица. Ломброзо провел весьма широкую кампанию точного измерения физиологических особенностей многих осужденных преступников с целью доказать свои тезисы, которые, конечно, подтвердил его статистический анализ. Несмотря на кажущуюся мрачность теории Ломброзо, мотивация этих криминалистических исследований была на самом деле удивительно милосердной: будучи противником смертной казни и других драконовских наказаний, популярных в его время, Ломброзо был убежден, что выявив преступника по его чертам, нужно попытаться излечить его от уголовных наклонностей или по крайней мере обращаться с ним так, чтобы смягчить эти наклонности. Позднее те криминалисты, которые приняли идеи Ломброзо, были гораздо менее гуманны и полагали, что физиогномика — инструмент, который следует использовать для как можно более точной оценки преступников, настолько точной, что благодаря профессионализму и удаче их можно будет поймать еще до того, как они совершат преступление. Не меньший интерес представляет антропометрическая система под названием «бертильонаж», разработанная шефом парижской полиции Альфонсом Бертильоном (1853–1914). Парижская полиция, а вскоре и полиция во многих других странах провели систематические измерения по 11 категориям; сопоставленные измерения человека, утверждал Бертильон, являются уникальной «подписью». Где бертильонаж оказался ценен, так это не в выявлении типов преступников, а в ведении документации о тех, кто уже подвергался аресту, хотя это был довольно громоздкий и ненадежный метод — ненадежный потому, что, как очевидно, ни один замер нельзя было сделать с высокой степенью точности. Несмотря на это, лежащая в основе бертильонажа идея привела людей к дактилоскопии, которую для проведения расследований независимо друг от друга разработали шотландский врач Генри Фолдс (1843–1930) в 1890 году (благодаря ей он помог полиции раскрыть преступление, когда работал в токийской больнице, но это открытие было проигнорировано, когда он вернулся домой в Великобританию) и английский евгеник сэр Фрэнсис Гальтон (1822–1911) в 1892 году. Отпечатки пальцев, конечно же, оказались действительно полезным инструментом расследований. В статье под названием «Ugly Criminals» (Уродливые преступники), опубликованной в 2006 году ежегодным собранием Американской экономической ассоциации, X. Наси Мокан из Колорадского университета в Баулдере и Эрдал Текин из Государственного университета Джорджии доказывали, что на самом деле взаимосвязь между физической некрасивостью и уголовными наклонностями существует, хотя дело здесь не в наследственности человека, а скорее в искаженной общественной структуре, где по иррациональным причинам физическая красота считается добродетелью. Некрасивые люди, не обладающие этим незаслуженным преимуществом, по статистике, чаще становятся преступниками[30]. Однако это не то, о чем говорил Ломброзо. Животный магнетизм Гипноз родился из идеи животного магнетизма, сформулированной Францем Антоном Месмером (1734–1815). В свою очередь Месмер основывал свои выводы на работе отца Максимилиана Хелла (1720–1792), придворного астролога Марии-Терезы, который заявлял, что некоторых пациентов можно вылечить, прикладывая магниты к соответствующим частям тела. Работа Хелла была в свою очередь основана на работах Парацельса, который верил в то, что если обвешать пациентов всевозможными материалами, можно исцелить некоторые болезни. Так что идея эта была не нова: подобно многим великим истинам, она уже довольно давно была объектом как внимания, так и насмешек. Работа Месмера могла быть принята значительно раньше, если бы он не был прирожденным позером и шарлатаном. Первое, что видел прибывший пациент, — это большой закрытый овальный контейнер, наполненный железными опилками, измельченным стеклом и водой, и бутылки, в которых вертикально стояли сплетенные друг с другом железные пруты; эти пруты выходили из дырок в крышке контейнера. Пациент стоял там, держась за прут, пока не появлялся сам Месмер в одежде, больше похожей на одеяния сказочного волшебника, сжимая железный жезл: им он касался больных частей тела страдальцев, пристально глядя им в глаза. Иногда лечение оказывалось успешным, и Месмер приписывал это существованию некой «субстанции», которую он назвал животным магнетизмом и которой манипулировал. «Магнетическая» составляющая, возможно, родилась из астрологических воззрений (напомним, что Хелл был астрологом). Если звезды и планеты влияли на людей, то, предположительно, существовали силы, простирающиеся от них к нам через просторы космоса. Было известно, что у Земли есть магнитное поле, и потому думали, что оно имеется и у небесных тел. Могла ли в таком случае эта межпланетная сила быть магнетизмом? Если да, то в человеческом организме должно быть нечто, что отвечало на магнитные указания звезд, то есть животный магнетизм. Месмер считал, что он сам полон животного магнетизма, всю целебную силу которого он мог излить на других людей, прикоснувшихся к его железному жезлу. Его контейнер на самом деле был резервуаром животного магнетизма, помещенного туда, чтобы использовать для усиления его собственных действий. Людовик XVI (1754–1793) создал комиссию по расследованию. Комиссия обнаружила, что субъект протягивал руку месмеристу, лишь если знал (или думал, что знает), что тот протянул руку ему; если людям завязывали глаза и говорили, что руки нет, то они не протягивали руку, но когда говорили, что рука есть, то протягивали, даже если ее не было! Один человек, который в прошлом содрогался в конвульсиях под месмерическим влиянием, так же бился, когда его подводили к дереву и говорили, что оно «магнетизировано», независимо от того, был рядом месмерист или нет. Это было занимательное явление, требовавшее, чтобы его изучили глубже. Но комиссия лишь сообщила, что животный магнетизм — плод богатого воображения, и на этом остановила свое расследование. Конечно, в некотором смысле этот вердикт был верным, но вместе с тем ужасно ошибочным. Насколько ошибочным, выяснил в 1841 году доктор Джеймс Брейд (ок. 1795–1860), который, будучи сначала настроен скептически, доказал, что эффекты, связанные с животным магнетизмом, можно воспроизвести без «магнетического» вмешательства: неподвижный взгляд и уверенное поведение — вот все, что требовалось. Конечно, его действия указывали на явление внушения. Именно он назвал этот процесс гипнозом. Мэри Бейкер Эдди (1821–1910) была одной из тех, кто верил в животный магнетизм в гораздо более позднее время. Она не только верила, что ее муж умер из-за «месмерического яда», но и настаивала, чтобы при путешествии поездом впереди шел еще один паровоз, чтобы убрать любой «вредоносный животный магнетизм», который мог скрываться в рельсах. Крионика Сначала немного терминологии: криогеника — наука о чрезвычайном холоде, зачастую имеющая дело с температурами лишь на несколько градусов выше абсолютного нуля (примерно -273 °C — температура, холоднее которой, по физическим законам, быть не может); криобиология — часть криогеники, касающаяся влияния интенсивного холода на биологические структуры. Крионика — некий мутант, технологический отпрыск этих двух наук, имеющий дело с использованием сверхнизких температур в сочетании с другими, довольно отталкивающими процедурами с целью (по крайней мере теоретически) криоконсервации мертвых тел или их частей до той поры, когда научная медицина достаточно разовьется, чтобы их оживить. Это заблуждение процветало в конце XX века, но еще в 1773 году Бенджамин Франклин (1706–1790) манипулировал очень похожей фантазией, хотя «по всей вероятности, мы живем в век слишком мало просвещенный, и очень недалеко ушли от детства науки, чтобы увидеть, как возникшее в наше время искусство достигнет совершенства». К концу XIX века идея о том, что для остановки жизни можно использовать замораживание, а не «бальзамирование» Франклина, набирала силу, потому что технология восполняла все больше и больше пробелов, расширяя горизонты. Расцвет крионики начался с публикации в 1966 году (примерно в то же время Карл Вернер ввел сам термин «крионика») бестселлера Р.Ч.У. Эттингера «The Prospect of Immortality» («Перспективы бессмертия»). В этой книге описывалась вполне реальная, на первый взгляд, возможность того, что технология скоро позволит замораживать или иным образом временно прекращать жизнедеятельность смертельно больных таким образом, чтобы они пребывали в состоянии покоя, пока научная медицина не сможет их вылечить. По сути, ничего невозможного в этой идее нет, за исключением того, что она ориентирована на технологию, которой у нас нет. Крионику быстро признали те, кто готов был поверить в любой вид магии, если она даст им надежду на бессмертие, но предпочтительно — в технологическую магию. Почти сразу же распространился миф, что тело Уолта Диснея (1901–1966) после его смерти было заморожено и размещено где-то в недрах Диснейленда или в каком-то другом месте. На самом деле Дисней не был заморожен, но спустя три десятилетия, в 1996 году, Тимоти Лири (1920–1996), который одно время был философским гуру поколения ЛСД, будучи менее скептически настроен, чем дядя Уолт, до самого последнего момента твердо намеревался организовать все так, чтобы его тело сразу передали в криогенную компанию «Сгуосаге», пока друг его не отговорил. Где-то около 100 других людей, однако, не остановились на последних метрах перед финишем, и в той или иной форме за их телами (по крайней мере, за головами) тщательно ухаживают в каких-то подвалах. На самом деле эта цифра на удивление невелика, поскольку по подсчету, сделанному Алексом Хердом для своей развлекательной книги об американцах, верующих в конец света, «Apocalypse Pretty Soon» (Апокалипсис уже близок) (1999), есть подозрение, что большинство этих фирм, скорее всего, уже не существуют и являются компаниями лишь на бумаге; это подозрение подтверждается моим собственным поиском таких компаний в сети Интернет, когда я снова и снова находил веб-сайты, не поддерживаемые с середины 1990-х годов. Современное направление крионики предлагает свои клиентам две возможности: сохранение всего тела или одной головы, содержащей наиважнейший орган — мозг. Преимущество второго варианта (нейрозаморозки) заключается исключительно в цене: необходимая хирургическая процедура и другие приготовления перед заморозкой стоят примерно одинаково, какой бы вариант клиент ни выбрал, но гораздо дешевле поддерживать одну голову, чем все тело. Можно предположить, что люди верят, будто после оживления трансплантация мозга будет процедурой заурядной… а кому захочется застрять в морщинистом старом теле на всю оставшуюся вечность, когда вокруг будет столько красивых клонированных тел, которыми можно будет воспользоваться? Обезглавливание, необходимый процесс при остановке деятельности нервной системы, привело крионистов по меньшей мере к одному неприятному столкновению с законом (закон вообще смотрел на всю эту деятельность с некоторым подозрением). В декабре 1987 года престарелая жительница Калифорнии по имени Дора Кент умерла, и с ее полного предварительного согласия тело было обезглавлено, и голову заморозили. К сожалению, это было сделано настолько оперативно, что во время обезглавливания, несмотря на то, что она находилась в состоянии клинической смерти, по закону она еще не умерла. Подозревали, что голова находится в ведении криогенной компании «Аlсог»; полиция и помощники коронера совершили несколько рейдов по их офисам и в ходе одного из них арестовали служащих компании (все обвинения были сняты почти сразу). В течение многих лет компанию замучили судебные иски, прежде чем ей удалось вырваться из лап законодательной системы, затратив средства только на защиту в суде и ремонт (в ходе полицейского обыска было попорчено оборудование); к счастью, ни одно из имеющихся тел не оттаяло и не было каким-либо иным образом повреждено. Другой компании в 1981 году повезло меньше: уменьшение напряжения в электросети привело к тому, что несколько тел оттаяли, и компанию буквально задушили бесконечные судебные процессы. Что бы человек ни выбрал (сохранять все тело или только голову), обработка останков не сводится исключительно к тому, чтобы запихнуть их в морозильную камеру. Первый этап подготовки во многом напоминает методы искусственного дыхания, применяемые в больницах, и преследует ту же цель: поддерживать уровень кислорода в крови и кровообращение, чтобы клетки получали кислород. Одновременно тело постепенно охлаждается, в него вводятся различные химические вещества, и все это время тело как можно быстрее перевозят к криогенному устройству. Здесь начинается процесс перфузии: это означает, что кровь из тела выкачивается и заменяется «криозащитными» жидкостями, задача которых — выполнять функцию крови по транспортировке кислорода по телу при температурах, намного ниже тех, при которых кровь замерзает. Как только это сделано, можно начинать долгий, медленный, строго регулируемый процесс охлаждения, пока тело не достигнет температуры примерно -79 °C. Наконец когда достигнута эта температура, тело помещают на долгий покой в камеру с жидким азотом, чтобы достичь температуры -196 °C и поддерживать ее. Все это кажется абсолютно научным. Трудность заключается в том, что жидкость в клетках человека нельзя легко заменить так же, как кровь, и по мере падения температуры эта жидкость замерзает до состояния кристалликов льда, которые протыкают стенки клеток и разрушают их целостность. Это не совсем правда, будто оживить замороженного человека — все равно что превратить гамбургер обратно в корову, как однажды остроумно заметил криобиолог Питер Мазур, но вы, наверное, смогли представить себе масштаб вставшей перед крионикой проблемы. Здесь полные надежд крионисты должны искать спасения у другого направления технологий будущего — нанотехнологий. Хотя обычными методами невозможно починить миллионы отдельных поврежденных клеток, задача эта, конечно, будет детской забавой для миллионов субмикроскопических машин, разработанных нанотехнологами, которые смогут «починить» организм. Однако нет никаких доказательств того, что нанотехнологии разовьются до такого уровня в ближайшем будущем. Другой возможностью, на которую крионическое братство делает больше ставок, является остекловывание. Оно было разработано в 1980-х годах для поддержания банков органов и хранилищ других, более простых биологических структур. Остекловывание позволяет успешно охлаждать жидкости до стеклоподобного состояния, минуя промежуточную стадию кристаллизации, таким образом избегая повреждения клеточных стенок. Этот процесс недоступен для криогенных компаний по двум очень простым причинам: он в равной степени адски труден и адски дорог; ни у одной криогенной компании нет суммы, необходимой для исследований. Поскольку банки органов также не проводят исследований (вместо этого они полагаются на более дешевые и, как они считают, лучшие методы достижения своих целей), не похоже, чтобы остекловывание когда-либо достигло уровня сложности, позволяющего сохранить все тело или хотя бы одну голову. Можно вкратце подвести итог, почему крионика оказалась в опале. Существуют два этапа всего криогенного процесса: а) подготовка, охлаждение и сохранение; б) оживление. Крионисты заявляют, что достигли в первом случае каких-то минимальных успехов. Но и они вынуждены признать, что даже не догадываются, что потребуется для второго этапа. Танатология Изучение вопросов жизни и смерти само по себе не является псевдонаукой, но множеству недавно принятых обоснований в этой области, по-видимому, отрицание все же угрожает. Бесспорным первопроходцем в этом вопросе была родившаяся в Швейцарии Элизабет Кюблер-Росс (1926–2004), которая начала свою карьеру как доброволец, помогающий жертвам Холокоста, получила медицинскую степень и приехала в США, где в начале 1960-х годов стала фактически адвокатом для умирающих и очень искренне убеждала своих коллег-профессионалов признать, что умирающий тоже нуждается в помощи. Кюблер-Росс заявляла, что существует пять стадий, через которые все умирающие люди неизбежно проходят: отрицание, гнев, попытка выторговать себе время, депрессия и наконец «положительное смирение» (то есть принятие). Медицинские круги и даже широкая аудитория приняли эту схему, но на самом деле не существует явных научных свидетельств, что умирающий неизбежно проходит через эти стадии или что он проходит их в этом порядке: поверив в эту схему, наблюдатель легко может стать предвзятым и убедить себя, что так оно и происходит. Единственный человек, который мог бы это сказать наверняка, вскоре, конечно же, уже не сможет ответить. Или все так и есть? Позднее, примерно с 1980-х годов, Кюблер-Росс начала выступать с некоторыми все более и более странными заявлениями, и не последней среди них была мысль о том, что смерти не существует, что смерть — всего лишь фонтан молодости: «Люди после смерти вновь становятся совершенными. Слепые смогут видеть, глухие — слышать, увечные перестанут быть калеками после того, как все жизненные функции вернутся к ним вновь». Понятно, что за этими высказываниями скрыта своего рода поэтическая и/или метафизическая правда, но, к сожалению, Кюблер-Росс начала воспринимать ее буквально и вскоре уже взаимодействовала с тем, что она называла «посмертными сущностями». Она начала проводить семинары в Шанти Нилайя — ее «целительный центр» располагается вблизи Эскондидо, штат Калифорния, где потерявшие близких люди могут вступить в контакт с «посмертными сущностями», обращаясь к своим любимым покойникам; эти семинары совершенно не похожи на спиритические сеансы. Все эти странности вылились в скандал. Среди аттракционов в Шанти Нилайя есть «целители и спиритуалисты» Джей и Марти Берхэм. Благодаря проводнику Берхэм «посмертные сущности» могли материализоваться, принимая человеческую форму, не только чтобы вступить в контакт с осиротевшими родственниками, но также и для занятий любовью, скажем, с безутешными вдовами. Подозрения возникли после того, как несколько женщин заразились одной и той же венерической болезнью. Когда одна из этих женщин включила свет, чтобы получше разглядеть своего дорогого усопшего супруга, а вместо этого увидела Джея Берхэма полностью обнаженного, не считая тюрбана на голове, подозрения усилились, несмотря на его заявления, что «посмертные сущности» могли притягивать молекулы из его тела, таким образом клонировав его точную копию. Последней каплей стал случай, когда полицию призвали расследовать сексуальные домогательства по отношению к десятилетнему ребенку, и полицейские отказались поверить, что домогавшийся был «посмертной сущностью». Примечания 42 — ответ, полученный на вопрос, разрешающий все проблемы Вселенной (из книги Дугласа Адам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|