Таможенные органы Российской Федерации
Частью сил обеспечения безопасности России являются таможенные органы РФ. Защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства они осуществляют путем ведения таможенного дела, представляющего собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса). Таможенное дело относится к исключительной монополии государства, которая обеспечивается принципами единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ, отнесением таможенного регулирования к исключительному ведению Российской Федерации и запрещением установления на территории РФ таможенных границ (ст. 8, 71, 74 Конституции). Монополия государства в данной сфере обеспечивается также проведением единой таможенной политики, единством таможенной территории, таможенной границы, таможенного права, единой системой таможенных органов.[36, стр. 373] Согласно закону таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Оно осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 1 Таможенного кодекса). Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория России ее территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. На территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ (ст. 2 Таможенного кодекса).
Таможенной границей РФ является линия, ограничивающая ее таможенную территорию (ст. 2 Таможенного кодекса). На территории РФ не допускается установление таможенных границ, препятствующих свободному перемещению товаров (ст. 74 Конституции).[14, стр. 255] Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей (п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса). Таможенное законодательство РФ состоит из Таможенного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения в области таможенного дела могут регулироваться также указами Президента РФ (п. 2,3 ст. 3 Таможенного кодекса). В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции вправе издавать правовые акты в области таможенного дела (п. 1 ст. 5 Таможенного кодекса).
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: — ФТС России, уполномоченная в области таможенного дела; — региональные таможенные управления; — таможни; — таможенные посты (ст. 402 Таможенного кодекса). ФТС России имеет в ведении таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения профессионального высшего и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия (п. 1 ст. 421 Таможенного кодекса). Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса). На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела (п. 3 ст. 3 Таможенного кодекса). Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела (Минэкономразвития России), в соответствии с законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, а также в пределах своей компетенции обеспечивают единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории РФ (п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса). ФТС России обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела (п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса). В настоящее время действует Положение о таможенной службе, в котором конкретизированы полномочия деятельности ФТС России. В соответствии с Положением она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим согласно законодательству РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС России находится в ведении Минэкономразвития России. Возглавляет ФТС России руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра экономического развития и торговли РФ.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России по согласованию с Минэкономразвития России. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются Минэкономразвития России, а таможенных постов — ФТС России по согласованию с данным министерством (п. 2 ст. 402 Таможенного кодекса). На таможенные органы возложены следующие основные функции: — осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу; — взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию; — обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; — обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; — обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности; — ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
— осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 403 Таможенного кодекса). Для выполнения возложенных на них функций таможенные органы вправе: — принимать меры, предусмотренные Таможенным кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ; — требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом; — проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность; — требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела; — осуществлять ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности; — осуществлять в пределах своей компетенции неотложные следственные действия и дознание; — осуществлять в соответствии с законодательством производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений; — использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении; — задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в ОВД лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ; — получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с Таможенным кодексом; — выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований;
— предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления: о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и другими федеральными законами; — осуществлять иные правомочия, предусмотренные Таможенным кодексом и иными федеральными законами (ст. 408 Таможенного кодекса). Порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». В соответствии с ним служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов. Должностными лицами таможенных органов являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания («сотрудник таможенных органов») или квалификационные разряды. Законом предусмотрено, что сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.[31, стр.249]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|