Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гностицизм и христианство. 7 глава




"царствием", сокровищу, "которое не гибнет, которое остается там, куда не

проникает моль, чтобы съесть, и (где) не губит червь". Опять звучит призыв к

поиску ("Вы также ищите его сокровище...").

Изречение 81 как бы обобщает сказанное ранее (см. 35). В нем Иисус

раскрывает свою сущность, называя себя светом, пронизывающим все,

объединяющим все, первопричиной всего. Это обнаружение Иисусом его сути

перед учениками представлялось, видимо, одним из звеньев того знания,

которое вело учеников к раскрытию их природы. О "свете" упоминается и в

других изречениях апокрифа (см. 12, 29, 55, 65, 87).

Это изречение связано с 82-м. Если в 81-м Иисус прямо говорит о своей

природе, то дальше он возвращается к иносказательной форме, предупреждая

слушающих его учеников, чтобы те сосредоточивали внимание не на внешних

моментах (ср.: 33-е: "я... явился им во плоти"), а на сути. Изречение 82 в

этом отношении перекликается и с изречением 36 - о пророке и враче.

Тот же подтекст можно различить и в изречении 83, построенном в форме

беседы (оно связано с предыдущим "ключевым словом": "истину" - 82, "в

истине" - 83). Женщина из толпы говорит о блаженстве, которое испытывает

мать Иисуса; этому Иисус противопоставляет иное понимание: "Блаженны те,

которые услышали слово Отца (и) сохранили его в истине". Затем он добавляет,

что наступят дни, когда и материнские узы как внешние по отношению к

духовности в том смысле, в каком она понимается в этом памятнике, будут

отринуты (ср.: 103, а также 60 и 105).

Тема отрицания "мира" - начала телесного звучит в изречении 84,

повторяя отчасти 61-е. И снова в изречении 85 - противопоставление "мира"

иному богатству, приобщающему к "царствию" (ср. 1 и 3). Вторая часть его

сравнима со 114-м.

Нить обрывается на изречении 86, которое как бы поясняет, о каком

царствии шла речь в предыдущем изречении, и снова возникает образ огня (ср.

10, 17). Оно связано с предыдущим "ключевым словом": "пусть царствует" (85),

"от царствия" (86).

Изречения 87 и 88 открывают новую тему, хотя переход к ней после

сказанного о "царствии" нельзя считать неожиданным. По мнению всех изучавших

эти изречения, они трудны для понимания. Исследователи сближали тексты с

новозаветной традицией и гностическими произведениями. Попытаемся и здесь не

отступать от принятого однажды принципа - прослеживать возможные границы

истолкования отдельного текста с точки зрения целостности памятника.

В этих изречениях евангелист повествует о том, о чем только упоминается

в 5-м ("...то, что скрыто от тебя, откроется тебе"). Речь идет о различных

формах знания, соответствующих разным объектам. О первой, общей для всех

людей, говорится в изречении 88 ("Когда вы видите ваше подобие, вы

радуетесь"). От этого "подобия", относящегося к видению материальной

оболочки, отличаются "образы", о которых сказано, что они "произошли до

вас", "не умирают и не являются" (88). "Образы являются человеку, и свет,

который в них, скрыт..." (87). По сравнению с видением "подобия" это более

высокая ступень знания, великое потрясение ("...сколь великое вы

перенесете?" - 88). Но свет, скрытый в образах, невидим людям. И последняя

ступень познания - откровение: "В образе света Отца он (свет) откроется, и

его образ скрыт из-за его света" - 87). Таким представляется смысл

изречений, посвященный вступлению человека в новое состояние {17}.

Они связаны между собой "ключевыми словами": "образы" (87), "ваши

образы" (88). Такая же связь наблюдается и между изречениями 88 и 89

("которые произошли" - 88, "произошел" - 89).

Изречение 89 зависит от предыдущих, поскольку знание, неведомое прошлым

поколениям, сулит ученикам Иисуса возможность жизни, делает их выше Адама,

который "произошел от большой силы и большого богатства". Слова "он

недостоин вас" (т. е. учеников Иисуса, коим доступно видение образов и

света) встречались в евангелии и раньше: тот, кто познал мир,

противопоставляется самому миру как началу низшему по отношению к познавшему

его (61). Восстанавливаемые издателями текста слова "[он] не [вкусил бы]

смерти" напоминают сходные из введения, относящиеся к тем, кто нашел

истолкование тайных слов Иисуса, из изречения 19 - о познавших вечное

начало, из 22-го - о познавших пять неменяющихся деревьев рая.

Больше, чем два предшествующих, настораживает изречение 90. По

справедливому замечанию комментаторов, оно повторяет слова из канона (Мф.

8.20; Л к. 9.58). Но едва ли его надо на этом основании понимать так же, как

соответствующие тексты синоптиков. Иначе говоря, нет необходимости видеть в

данном изречении вкрапленный в Евангелие от Фомы чужеродный для этого

памятника биографический элемент - из жизнеописания Иисуса. Выражение "Сын

человека" в 90-м сопоставимо с таким же в 110-м, где оно относится к тем,

кто верен учению Иисуса, изречение 91 можно истолковать как продолжающее

мысль, высказанную в 90-м, то есть предполагать, что и тут и там речь идет

об участи духовного в "мире".

Для комментирования изречения 92 привлекаются параллели со стороны. Но

полной ясности о его смысле они не дают. Если же исходить из общего

контекста, то и это изречение, и следующее за ним (видимо, непосредственно

направленное против обрядности - ср. 6, 15, 58) оттеняют противоположность

духовного, своего, внутреннего телесному, чуждому, внешнему.

Группа изречений - с 94-го до 99-го - подчинена развитию темы поисков,

которая по сути не что иное, как знакомая тема познания. Изречение 94,

открывающее группу, напоминает известное место из Евангелия от Матфея (11.

28-30): "Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас.

Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня. Ибо я кроток и смирен сердцем;

и найдете покой душам вашим. Ибо иго мое благо и бремя мое легко". Не

случайно текст у Фомы имеет иную редакцию. Изречение 94 заканчивается

словами "...и вы найдете покой себе" {18}, подчеркивающими активность

учеников Иисуса при достижении ими желаемой цели; в каноне центр тяжести

перенесен на Иисуса, который дарует покой ("...и я успокою вас").

В изречении 95 противопоставляется вера, нуждающаяся во внешних

доказательствах, иному пути познания. В 96-м снова, но уже яснее повторяется

мысль о поисках. Активность учеников предполагается и при проповеди Иисуса:

сообщаемое знание должно отвечать поискам слушателей. В 97-м говорится о

ценностях, которые надо не только искать, но и беречь.

Изречения 96-97 параллельны 98-му и 99-му. В первом опять речь идет о

поисках, которые будут увенчаны находкой, 99-е иносказательно дает понять,

что в сфере духовной должны быть иные установки, чем в обычной жизни {19}.

Р. Грант и Д. Фридман воспринимают изречения 96-99 как одно целое.

Впрочем, в конце концов не так важно, рассматривать ли текст как одно или

как четыре изречения, существеннее единство содержания, обнаруживаемое в

нем. Помимо внутренней связи между изречениями существует связь в "ключевых

словах": "ищите", "найдете" (96), "кто ищет, найдет" (98), "не давайте"

(97), "не давайте" (99). Такая же связь обнаруживается между 99-м и 100-м

("не возьмете их" - 99, "взяла" - 100).

Три последующих изречения (100-102) - притчи о "царствии Отца"

объединяются не только формально, но и по смыслу. "Царствие Отца"

раскрывается в сравнениях, имеющих в виду путь ищущих.

Притча 102 повествует об усилиях, затрачиваемых на борьбу с "миром", а

в изречении 103 отрицательное восприятие его дает знать о себе с помощью

переноса родственных уз в плоскость духовности (ср. 60 и 105).

Изречение 104 продолжает мысль, что активность, относящаяся к духовному

началу в человеке ("...то, что мое, дайте это мне!"), есть нечто иное по

отношению ко всему остальному в его жизни.

В известной степени изречение 105 повторяет 103-е. Построенное на

внутренней оппозиции, оно, однако, из-за порчи текста оставляет место для

сомнений.

Осуждение того, что связано с "миром", враждебность его к учению Иисуса

остается темой изречений 106-109. 106-е, перекликающееся по своему

содержанию с 44-м, подчеркивает негативное отношение "мира" (образ фарисеев)

к знанию, связанному с именем Иисуса. Проклятие фарисеям сменяется

восхвалением того, кто настороже к "миру" (107, ср. 25-е; "мир" как

разбойники).

Если изречения 103 и 105 осуждают родственные узы, а 104-е настаивает

на обособлении духовной активности от иных сфер деятельности человека, то

108-е снова говорит о молитве и посте, о которых уже шла речь в 6-м и 15-м.

В 109-м автор возвращается к теме враждебности "мира" к человеку,

узнавшему "отца и мать" (в духовном смысле), т. е. идущему путем гносиса.

Завершающие сочинение девять изречений как бы подводят итог сказанному

ранее, они касаются большинства тем, в той или иной степени уже затронутых в

апокрифе. Так, 110-е опять поднимает вопрос о единстве и разделенности (ср.:

4, 12, 28), 111-е снова заключено в форму притчи о "царствии" и, подобно

предыдущим, посвящено избранным, которые следуют "знанию".

В изречении 112 оттеняется особый характер этого знания. Слова "Тот,

кто напился из моих уст, станет как я" указывают на состояние, единое для

Иисуса и его учеников.

В 113-м (автор и тут прибегает к притче) повествуется о "царствии" как

о состоянии, достигаемом человеком. Это не тот, кто обладает тайным

сокровищем (духовным началом) и не подозревает о нем, а тот, кто

обнаруживает сокровище (т. е. осознает себя). Оно побуждает его к дальнейшей

деятельности (духовной).

Отрицательное отношение к "миру" еще раз отразилось в изречении 114,

содержащем призыв отказаться от богатства. Оно противопоставлено духовному

сокровищу, о котором говорит изречение 113. Между 114-м и 115-м существует

связь в "ключевом слове": "от мира" (114), "мир" (115).

И все от "мира", гласит изречение 115, ничто по сравнению с учениками

Иисуса, достигшими состояния "царствия". Опять слышна тема жизни и смерти:

"...и тот, кто живой от живого, не увидит смерти". В последний раз

настойчиво проводится мысль: "Тот, кто нашел самого себя, - мир недостоин

его".

За основной оппозицией "мир - царствие" идет другая - "душа - плоть"

(ср. 116-е с 34-м "дух - тело" и 91-м: "душа - тело").

Обратившись к теме "царствия" прямо, а не в форме притчи (117), автор

возвращает читателя к мысли, высказанной вначале (ср. 2), но тогда не до

конца понятной. Теперь в конце евангелия она звучит яснее. Иисус говорит:

"Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот, там! -

Но царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его". Ответ

Иисуса на вопрос учеников недвусмыслен: царствие принадлежит тем, "кто нашел

самих себя", кто стал "духом живым" (118). В этом изречении говорится о том

тождественном жизни духовном состоянии, которое не знает деления "мира"

(ср.: 27 и 42). Достигнуть - значит вступить в "царствие небесное".

Изречения 117 и 118 связаны "ключевым словом": "царствие" (117), "в

царствие" (118).

После 118-го в рукописи стоит название сочинения - Евангелие от Фомы.

Итак, помимо очевидной общности представлений, помимо "ключевых слов",

связывающих изречения, в апокрифе есть еще то, что можно обозначить как

стилевое единство памятника. Это не только повторяющиеся художественные

приемы, принцип оппозиции, с помощью которого изречения строятся и

соединяются друг с другом, но и способ передачи смысла отдельных изречений

через определенную их последовательность.

Хотя каждое из 118 изречений заслуживает более обстоятельного анализа,

внешних параллелей, которые в литературе продолжают расти, изучение текста в

его целостности - необходимая ступень для перехода к его исследованию под

другим углом зрения.

При таком изучении рассеивается и первое недоумение по поводу того,

почему евангелие было запрещено церковью. Несмотря на то что внешнее

сходство с каноном велико и только немногие из массы изречений не имеют

параллелей с новозаветными евангелиями, общая установка памятника

неканоническая. Если в каноне, по словам А. Гарнака, дают знать о себе три

идейные основы: учение о владычестве Бога, о любви к Богу и ближним, о

прощении грехов {20}, то здесь их заменяет учение о едином духовном начале,

о двух состояниях и о самопознании человека как о пути к спасению.

Тема избранничества сопряжена с идеей возможности преодолеть "мир" и

достигнуть "царствия", открытой людям, которые несут духовное начало. Однако

эту возможность реализуют лишь немногие.

Иисус в Евангелии от Фомы обрисован иначе, чем у синоптиков или Иоанна.

Нет подробностей, касающихся его жизни и смерти на кресте, совсем не

чувствуется историзирующая тенденция, столь сильная в каноне. Вместо того

образно переданы основы учения. Путь спасения мыслится здесь как путь

поисков, путь познания особого рода, ориентированного на экстаз, а не на

логическое мышление. Настроить человека на это - одна из целей евангелия.

Эстетическая цельность присуща сочинению, хотя евангелист, несомненно,

располагал большой традицией, вероятно и устной и письменной. Но одно не

противоречит другому. Апокриф - не компиляторская работа, а плод творчества,

переосмыслявшего материал и вносившего в произведение единство.

 

Евангелие от Фомы.

 

Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим

Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит

смерти.

1. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор,

пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен,

он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.

2. Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите,

царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам,

что оно - в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас.

3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы

- дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы -

бедность.

4. Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого

ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут

последними, и они станут одним.

5. Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и

то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, - откроется тебе. Ибо нет

ничего тайного, что не будет явным.

6. Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы

постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище?

Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все

открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет

ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.

7. Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет

человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет

человеком.

8. И он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою

сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый

рыбак нашел большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он

без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!

9. Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, он наполнил свою руку, он бросил

(семена). Но иные упали на дорогу, прилетели птицы, поклевали их. Иные упали

на камень, и не пустили корня в землю, и не послали колоса в небо. И иные

упали в терния, они заглушили семя, и червь съел их. И иные упали на добрую

землю и дали добрый плод в небо. Это принесло шестьдесят мер на одну и сто

двадцать мер на одну.

10. Иисус сказал: Я бросил огонь в мир, и вот я охраняю его, пока он не

запылает.

11. Иисус сказал: Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те,

которые мертвы, не живы, и те, которые живы, не умрут.

12. В (те) дни вы ели мертвое, вы делали его живым. Когда вы окажетесь

в свете, что вы будете делать? В этот день вы - одно, вы стали двое. Когда

же вы станете двое, что вы будете делать?

13. Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь от нас. Кто тот,

который будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы

пришли, вы пойдете к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и

земля.

14. Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я

похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей

сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста

никак не примут сказать, на кого ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин,

ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил.

И он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел

к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им:

Если я скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни,

бросите (их) в меня, огонь выйдет из камней (и) сожжет вас.

15. Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если

вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините

зло вашему духу. И если вы приходите в какую-то землю и идете в селения,

если вас примут, ешьте то, что вам выставят. Тех, которые среди них больны,

лечите. Ибо то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит

из ваших уст, это вас осквернит.

16. Иисус сказал: Когда вы увидите того, который не рожден женщиной,

падите ниц (и) почитайте его; он - ваш Отец.

17. Иисус сказал: Может быть, люди думают, что я пришел бросить мир

и они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Ибо пятеро будут в доме: трое будут против двоих и двое против троих. Отец против сына и сын против отца; и они будут стоять как единственные.

18. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не

слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце

человека.

19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус

сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало,

там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец,

и он не вкусит смерти.

20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.

21. Если вы у меня ученики (и) если слушаете мои слова, эти камни будут

служить вам.

22. Ибо есть у вас пять деревьев в раю, которые неподвижны и летом и

зимой, и их листья не опадают. Тот, кто познает их, не вкусит смерти.

23. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, чему подобно царствие небесное.

Он сказал им: Оно подобно зерну горчичному, самому малому среди всех семян.

Когда же оно падает на возделанную землю, оно дает большую ветвь (и)

становится укрытием для птиц небесных.

24. Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они

похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем.

Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они

обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле.

25. Поэтому я говорю: Если хозяин дома знает, что приходит вор, он

будет бодрствовать до тех пор, пока он не придет, и он не позволит ему

проникнуть

в его дом царствия его, чтобы унести его вещи. Вы же бодрствуйте перед

миром, препояшьте ваши чресла с большой силой, чтобы разбойники не нашли

пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено.

26. Да был бы среди вас знающий человек! Когда плод созрел, он пришел

поспешно, - его серп в руке его, - (и) он убрал его. Тот, кто имеет уши

слышать, да слышит!

27. Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам

своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в

царствие. Они сказали ему: Что же, если мы - младенцы, мы войдем в царствие?

Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете

внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю

сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и

женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной,

когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо

ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в [царствие].

28. Иисус сказал: Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять

тысяч, и они будут стоять как одно.

29. Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо

найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри

человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма.

30. Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как

зеницу ока твоего.

31. Иисус сказал: Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в

твоем глазе ты не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты

увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

32. Если вы не поститесь от мира, вы не найдете царствия. Если не

делаете субботу субботой, вы не увидите Отца.

33. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел

всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась

за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце

своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова

уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино,

тогда они покаются.

34. Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это - чудо. Если же

дух ради тела, это - чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое

большое богатство заключено в такой бедности.

35. Иисус сказал: Там, где три бога, там боги. Там, где два или один, я

с ним.

36. Иисус сказал: Нет пророка, принятого в своем селении. Не лечит врач

тех, которые знают его.

37. Иисус сказал: Город, построенный на высокой горе, укрепленный, не

может пасть, и он не может быть тайным.

38. Иисус сказал: То, что ты услышишь твоим ухом, возвещай это другому

уху с ваших кровель. Ибо никто не зажигает светильника (и) не ставит его под

сосуд и никто не ставит его в тайное место, но ставит его на подставку для

светильника, чтобы все, кто входит и выходит, видели его свет.

39. Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму.

40. Иисус сказал: Невозможно, чтобы кто-то вошел в дом сильного и взял

его силой, если он не свяжет его руки. Тогда (лишь) он разграбит дом его.

41. Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера до утра о

том, что вы наденете на себя.

42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы

увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете

ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их,

тогда [вы увидите] сына того, кто жив, и вы не будете бояться.

43. Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые я вам

говорю, и у вас нет другого, от кого (вы можете) слышать их. Наступят дни -

вы будете искать меня, вы не найдете меня.

44. Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они

спрятали их и не вошли и не позволили тем, которые хотят войти. Вы же будьте

мудры, как змии, и чисты, как голуби.

45. Иисус сказал: Виноградная лоза была посажена без Отца, и она не

укрепилась. Ее выкорчуют, (и) она погибнет.

46. Иисус сказал: Тот, кто имеет в своей руке, - ему дадут; и тот, у

кого нет, то малое, что имеет, - у него возьмут.

47. Иисус сказал: Будьте прохожими.

48. Ученики его сказали ему: Кто ты, который говоришь нам это? (Иисус

сказал им): Из того, что я вам говорю, вы не узнаете, кто я? Но вы стали как

иудеи, ибо они любят дерево (и) ненавидят его плод, они любят плод (и)

ненавидят дерево.

49. Иисус сказал: Тот, кто высказал хулу на Отца, - ему простится, и

тот, кто высказал хулу на Сына, - ему простится. Но тот, кто высказал хулу

на Духа святого, - ему не простится ни на земле, ни на небе.

50. Иисус сказал: Не собирают винограда с терновника и не пожинают

смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе

из своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного

сокровища, которое в его сердце, (и) он говорит плохое, ибо из избытка

сердца он выносит плохое.

51. Иисус сказал: От Адама до Иоанна Крестителя из рожденных женами нет

выше Иоанна Крестителя. <...> Но я сказал: Тот из вас, кто станет малым,

познает царствие и будет выше Иоанна.

52. Иисус сказал: Невозможно человеку сесть на двух коней, натянуть два

лука, и невозможно рабу служить двум господам: или он будет почитать одного

и другому он будет грубить. Ни один человек, который пьет старое вино,

тотчас не стремится выпить вино молодое. И не наливают молодое вино в старые

мехи, дабы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы

они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, ибо

произойдет разрыв.

53. Иисус сказал: Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме,

они скажут горе: Переместись! - и она переместится.

54. Иисус сказал: Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете

царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.

55. Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? - скажите им:

Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя. Он... в их

образ. Если вам говорят: Кто вы? - скажите: Мы его дети, и мы избранные Отца

живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? -

скажите им: Это движение и покой.

56. Ученики его сказали ему: В какой день наступит покой тех, которые

мертвы? И в какой день новый мир приходит? Он сказал им: Тот (покой),

который вы ожидаете, пришел, но вы не познали его.

57. Ученики его сказали ему: Двадцать четыре пророка высказались в

Израиле, и все они сказали о тебе. Он сказал им: Вы оставили того, кто жив

перед вами, и вы сказали о тех, кто мертв.

58. Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им:

Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но

истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу.

59. Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше - царствие небесное.

60. Иисус сказал: Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не

сможет быть моим учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих

сестер и не понес свой крест, как я, не станет достойным меня.

6!. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел

труп - мир недостоин его.

62. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, у которого [хорошие]

семена. Его враг пришел ночью, высеял плевел вместе с хорошими семенами.

Человек не позволил им (служителям) вырвать плевел. Он сказал им: Не

приходите, чтобы, вырывая плевел, вы не вырвали пшеницу вместе с ним! Ибо в

день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...