Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор факторных признаков для построения регрессионной модели на основе анализа матрицы коэффициентов корреляции.




Для построения матрицы парной корреляции всех переменных с помощью пакета SPSS необходимо выполнить следующие действия:

1. Выбрать в верхней строке меню Анализ – Корреляция – Парные.

2. Переменные, относительно которых проверяется степень корреляционной связи, поочередно переместить в поле тестируемых переменных справа (Рис.2.1-.2.2).

3. Начать расчет путем нажатия ОК.

 

 

Рис.2.1.

 

 

 

 

Рис. 2.1 - 2.2. Построение матрицы парной корреляции в SPSS.

 

В результате в выходной области появиться матрица парной корреляции всех переменных (Таблица 2.1). Полученные результаты содержат: коэффициент корреляции Пирсона, вероятность ошибки, соответствующая предположению о ненулевой корреляции, и количество использованных пар значений n=16.

Коэффициент корреляции R между двумя переменными указывает на силу связи между ними и принимает значения между -1 и +1. При этом, если значение находится ближе к 1, то это означает наличие сильной связи, а если ближе к 0, то слабой.

 

Таблица 2.1. Корреляции

    Объем реализации Время Реклама Цена Цена конкурента Индекс потребительских расходов
Объем реализации Корреляция Пирсона   .678(**) .646(**) .233 .226 .816(**)
Знч.(2-сторон)   .004 .007 .385 .399 .000
N            
Время Корреляция Пирсона .678(**)   .106 .174 -.051 .960(**)
Знч.(2-сторон) .004   .695 .520 .851 .000
N            
Реклама Корреляция Пирсона .646(**) .106   -.003 .204 .273
Знч.(2-сторон) .007 .695   .990 .448 .306
N            
Цена Корреляция Пирсона .233 .174 -.003   .698(**) .235
Знч.(2-сторон) .385 .520 .990   .003 .380
N            
Цена конкурента Корреляция Пирсона .226 -.051 .204 .698(**)   .031
Знч.(2-сторон)
.399 .851 .448 .003   .910
N            
Индекс потребительских расходов Корреляция Пирсона .816(**) .960(**) .273 .235 .031  
Знч.(2-сторон) .000 .000 .306 .380 .910  
N            

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

Анализ матрицы коэффициентов парной корреляции показывает, что зависимая переменная, т.е. объем реализации имеет тесную связь с индексом потребительских расходов (ryx5= 0.816), с расходами на рекламу (ryx2 = 0.646) и со временем (ryx1 = 0.678). Однако факторы Х2 и Х5 тесно связаны между собой (rх 1x5 = 0.96), что свидетельствует о наличии мультиколлинеарности. Из этих двух переменных оставим в модели Х5 - индекс потребительских расходов.

На основе анализа матрицы коэффициентов парной корреляции делаем вывод о целесообразности построения двухфакторного регрессионного уравнения Y=f(X2, X5).

Построение линейного уравнения регрессии.

По заданию необходимо было построить регрессионную модель со значимыми факторами в линейной форме.

Оценка параметров регрессии осуществляется по методу наименьших квадратов. Для проведения регрессионного анализа с помощью пакета SPSS выполним следующие действия:

1. Выберем в верхней строке меню Анализ – Регрессия – Линейная.

2. Поместим переменную Y в поле для зависимых переменных, объявив переменные X1, X2, X2, X4, X5 независимыми (Рис. 2.3).

3. Используется установленный по умолчанию в поле «Метод» Исключение.

4. В полях панели Статистики следует отметить флажками Оценки, Согласие модели и критерий Дурбина-Уотсона (в нашей литературе – критерий Дарбина-Уотсона) (Рис. 2.4), затем нажмите Продолжить.

5. В полях панели Сохранить отметьте необходимые поля (Рис. 2.5) и нажмите Продолжить.

6. Не меняйте значения, установленные по умолчанию в полях панели Параметры. Они будут использованы для определения критерия Фишера с доверительной вероятностью 0,95.

7. Начните вычисления нажатием ОК.

 

 

 

Рис. 2.3. Диалоговое окно Линейная регрессия.

 

Рис. 2.4. Диалоговое окно Линейная регрессия: Статистики.

 

Рис.2.5. Диалоговое окно Линейная регрессия: Сохранить.

 

Результаты регрессионного анализа приведены в следующих таблицах.

 

При последовательном подборе переменных в SPSS предусмотрена автоматизация, основанная на значимости включения и исключения переменных.

В табл. 2.2 перечислены переменные, которые были последовательно исключены на каждом шаге.

Регрессия

Таблица 2.2. Включенные/исключенные переменные

Модель Включенные переменные Исключенные переменные Метод
  Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Цена товара (руб.), Время(a) . Принудительное включение
  . Цена товара (руб.) Исключение (критерий: вероятность F-исключения >=.100).
  . Средняя цена товара у конкурентов (руб.) Исключение (критерий: вероятность F-исключения >=.100).
  . Время Исключение (критерий: вероятность F-исключения >=.100).

a Включены все запрошенные переменные

b Зависимая переменная: Объём реализации (млн. руб.)

 

В табл. 2.3 приведены значения коэффициента детерминации, коэффициента множественной корреляции, стандартная ошибка, коэффициент Дарбина – Уотсона последовательно для всех моделей. В последней строке приводятся данные для окончательной модели.

Таблица 2.3. Сводка для модели

Модель R R квадрат Скорректированный R квадрат Стд. ошибка оценки Дурбин-Уотсон
  .944(a) .891 .836 41.649  
  .943(b) .889 .848 40.044  
  .939(c) .882 .852 39.537  
  .927(d) .859 .837 41.473 1.357

a Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Цена товара (руб.), Время

b Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Время

c Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Время

d Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Расходы на рекламу (тыс. руб.)

e Зависимая переменная: Объём реализации (млн. руб.)

 

В табл. 2.4 приведены результаты дисперсионного анализа и значения F-критерия, полученные на каждом шаге.

 

Таблица 2.4. Дисперсионный анализ(e)

Модель   Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат F Знч.
  Регрессия 141371.778   28274.356 16.300 .000(a)
Остаток 17346.660   1734.666    
Итого 158718.437        
  Регрессия 141079.525   35269.881 21.995 .000(b)
Остаток 17638.912   1603.537    
Итого 158718.437        
  Регрессия 139960.250   46653.417 29.845 .000(c)
Остаток 18758.188   1563.182    
Итого 158718.437        
  Регрессия 136358.334   68179.167 39.639 .000(d)
Остаток 22360.104   1720.008    
Итого 158718.437        

a Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Цена товара (руб.), Время

b Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Средняя цена товара у конкурентов (руб.), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Время

c Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Расходы на рекламу (тыс. руб.), Время

d Предикторы: (константа) Индекс потребительских расходов (%), Расходы на рекламу (тыс. руб.)

e Зависимая переменная: Объём реализации (млн. руб.)

 

В табл. 2.5 в первом столбце указан номер модели, во втором – перечисляются используемые в модели независимые переменные, а в третьем столбце содержаться коэффициенты уравнения регрессии. В четвертом столбце содержаться стандартные ошибки коэффициентов уравнения регрессии, в пятом – стандартизованные коэффициенты, а в шестом – t- статистика, используемая для проверки значимости коэффициентов уравнения регрессии.

Таблица 2.5. Коэффициенты(a)

Модель   Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты t Знч.
    B Стд. ошибка Бета    
  (Константа) -3017.396 1094.485   -2.757 .020
  Время -13.419 10.378 -.621 -1.293 .225
  Расходы на рекламу (тыс. руб.) 6.672 3.009 .319 2.218 .051
  Цена товара (руб.) -6.477 15.779 -.067 -.410 .690
  Средняя цена товара у конкурентов (руб.) 12.238 14.410 .136 .849 .416
  Индекс потребительских расходов (%) 30.476 11.525 1.337 2.644 .025
  (Константа) -2914.326 1024.234   -2.845 .016
  Время -12.569 9.778 -.582 -1.285 .225
  Расходы на рекламу (тыс. руб.) 7.125 2.691 .340 2.648 .023
  Средняя цена товара у конкурентов (руб.) 7.930 9.492 .088 .835 .421
  Индекс потребительских расходов (%) 29.151 10.637 1.279 2.740 .019
  (Константа) -2957.613 1009.969   -2.928 .013
  Время -14.316 9.431 -.663 -1.518 .155
  Расходы на рекламу (тыс. руб.) 7.229 2.654 .345 2.724 .018
  Индекс потребительских расходов (%) 30.951 10.285 1.358 3.009 .011
  (Константа) -1471.314 259.766   -5.664 .000
  Расходы на рекламу (тыс. руб.) 9.568 2.266 .457 4.223 .001
  Индекс потребительских расходов (%) 15.753 2.467 .691 6.386 .000

a Зависимая переменная: Объём реализации (млн. руб.)

 

Уравнение регрессии зависимости объема реализации от затрат на рекламу и индекса потребительских расходов, полученное на последнем шаге можно записать в следующем виде:

y = -1471.314 + 9.568х1 + 15.754х2

 

Коэффициенты уравнения регрессии показывают, что при увеличении Затрат на рекламу на одну тыс. руб. Объём реализации увеличится на 9,568 млн. руб., при увеличении Индекса потребительских расходов на один % Объём реализации увеличится на 15,754 млн. руб.

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МОДЕЛИ

Оценка качества всего уравнения регрессии.

Оценка качества уравнения регрессии производится с помощью коэффициентов детерминации R и множественной корреляции R. Их значения можно найти в табл. 2.3 Сводка для модели.

Коэффициент детерминации R = 0,859 показывает долю вариации результативного признака под воздействием изучаемых факторов. Следовательно, около 86% вариации зависимой переменной учтено в модели и обусловлено влиянием включенных факторов.

Коэффициент множественной корреляции R = 0,927 показывает тесноту связи зависимой переменной Y со всеми включенными в модель объясняющими факторами.

Проверка значимости уравнения регрессии по F-критерию Фишера.

Проверку значимости уравнения регрессии произведем на основе F-критерия Фишера. Значение критерия Фишера F = 39.639 можно найти в табл. 2.4 Дисперсионный анализ.

Вероятность ошибки , соответствующая расчетному значению F-критерия, выводится в правой колонке под заголовком "Значимость". Ее величина свидетельствует о значимости уравнения регрессии (р < 0,001).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...