Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансформация ощущения в восприятие




ПШЕНИЧНОВ М.В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

"Психология познавательных процессов"

Часть 1. "Ощущение, восприятие, внимание"

 

Познавательные психические процессы

Человек познает окружающий мир с помощью познавательных психических процессов - ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Процесс познания осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществ­ляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутрен­ней среды человек получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

 

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, не­посредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником знаний человека о мире и са­мом себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых су­ществ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощуще­ния имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состоя­ния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

 

Предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств, называются раздражителями.

Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из:

  • рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внеш­него воздействия в нервные сигналы;
  • проводящих нервных путей, по которым эти сигналы переда­ются в мозг и обратно к рецепторам;
  • корковых проекционных зон головного мозга.

 

Каждый рецептор приспособлен к приему только определен­ного вида воздействий - свет, звук и т.п., т.е. обладает специфи­ческой возбудимостью по отношению к физическим и химичес­ким агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.

 

Прием и обработка информации происходит в несколько этапов:

Р - ОЧ - НИ - ГМ - ОЩ - ЦВ - (ЭП) - ОП - (М) - (ОС).

Раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), возникают нервные им­пульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступа­ют в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). Затем складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем, при мысленном сопоставлении текущей информа­ции и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысленное понимание информации (ОС).

Следовательно, в процессе любой познавательной деятельнос­ти отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом - восприятие.

Информация, на основе которой складывается цело­стный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зри­тельных образов), кинестетическим (восприятие чувственных об­разов).

 

Ощущения

Ощущения бывают зрительные, слуховые, обо­нятельные, вкусовые, осязательные, двигательные и другие.

Зрительные ощущения вызываются воз­действием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор и бывают черно-белыми и цветными. Наружным воспринимающим "прибором" является сетчатка обо­лочки глаза.

Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты, силы и качества, например, музыкальные звуки, шумы и т.д. Они вызываются воздей­ствием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.

Обонятельные ощущенияявляются отражением запахов. Обоня­тельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц веществ в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, в слизистой оболочке носа,

Вкусовые ощущенияявляются отражением некоторых химичес­ких свойств веществ, растворенных в слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи.

Осязательные ощущенияявляются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним. Эти ощущения также отражают тем­пературу предметов окружающей среды и внешнее болевое воз­действие.

Перечисленные ощущения называются экстероцептивными и состав­ляют единую группу анализаторов, расположенных на поверхности тела. Эти ощущения подразделяются на контактные и дистантные.

Контактные ощу­щения вызываются непосредственным прикосновением к поверх­ности тела, дистантные - раздражителями, дей­ствующими на органы чувств на некотором расстоянии.

 

Отдельную группу составляют ощущения, которые от­ражают движения и состояния самого тела. Их называют двига­тельнымиили проприоцептивными.

Двигательные ощущения отра­жают положение конечностей, их движения и степени прилагае­мого усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их.

Ощущения положения, например равнове­сия, также играют важную роль в процессе восприятия, например, устойчивости.

 

Кроме того, имеется группа органических ощущении - внут­ренних, итероцептивных. Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошно­ты, внутренние болевые ощущения и др.

 

Различные виды ощущений характеризуются общими свойствами. К та­ким свойствам относятся:

качество -особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные варианты ощущений внутри вида (например, по цвету);

интенсивность -количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя;

продолжительность - временная характеристика ощущений. Определяется вре­менем воздействия раздражителя.

Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа.

 

Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражи­теля, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог ощуще­ний - максимальная величина раздражителя, которую анализа­тор способен воспринимать адекватно.

Диапазон чувствительнос­ти - интервал между нижним и верхним порогом ощущений.

Дифференциальный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавли­вается.

Оперативный порог - величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Величина оперативного порога в 10-15 раз больше величины диф­ференциального порога.

Временной порог - минимальная продолжительность воздей­ствия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Инерция - время исчезновения ощущения после окончания воздействия.

 

Для осуществления эффективного воздействия на человека не­обходимо учитывать характеристики его анализаторов.

Например, инерция зрения у нормального человека со­ставляет 0,1 - 0,2 сек, поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше вре­мени сохранения ощущений, равного 0,2 - 0,5 сек. Иначе будут замедляться скорость и точность реагирования, по­скольку во время прихода нового сигнала у человека будет еще оставаться образ предыдущего.

 

Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий. Орга­ны чувств обладают свойством приспособления.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздра­жителя и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Изме­нение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Вза­имодействие ощущений проявляется в повышении и пониже­нии чувствительности: слабые раздражители повышают чувстви­тельность анализаторов, а сильные понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсиби­лизации и синестезии.

Сенсибилизация - повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может раз­виться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слу­ховая чувствительность, у дегустаторов - обонятельные и вкусо­вые ощущения.

Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, при воздействии звуковых раздражите­лей у человека могут возникать зрительные образы.

 

Восприятие

Восприятие - это то, как мы смотрим на мир, как его структурируем, что учитываем при принятии решения.

Ощущения отражают отдельные качества реальности, а восприятие создает интегральную картину действительно­сти. То есть, восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающей среде.

Значит, восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их воздействии на органы чувств.

 

При восприятии происходит объединение основных признаков, получаемой информации и сопоставление их с прошлым опытом, возникает "самоорганизующаяся информационная систе­ма". Такие системы обеспечивают последовательность, в которой поступает информация, позволяя устанавливать шаблоны.

В результате этого возникает явление стереотипизации, или создания шаблонов, то есть устойчивое представле­ние о предмете или явлении.

Наше мышление затем остается в ловушке этих шаблонов. Поэтому нам нужны способы расширения и перемены восприятия (творчество).

 

Восприятие субъективно, потому что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, по­требностей, способностей и т.д.

 

Свойства восприятия

Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

Предметность - объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Обобщенность - отнесение каждого образа к некоторому клас­су.

Константность - постоянство восприятия об­раза.

Осмысленность - связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность - выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия.

 

Восприятие подразделяется по видам:

  • восприятие предметов и явлений окружающего мира;
  • восприятие человека человеком;
  • восприятие времени;
  • восприятие движений;
  • восприятие пространства;
  • восприятие вида деятельности.

 

Восприятия времени, движений и пространства, как сложные формы, имеют дополнительные характеристики:

· продолжительный - краткосрочный,

· большой - маленький,

· вы­сокий - низкий,

· далекий - близкий,

· быстрый - медленный.

 

Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предме­тов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (вос­приятие собственных мыслей и чувств).

 

Восприятие может быть ошибочным, иллюзорным.

Иллюзия - это искаженное восприятие реальности. Наиболее распространены зрительные и слуховые иллюзии, кото­рые имеют самые различные причины, например, вследствие того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий, чем движение по горизонтали, нам кажет­ся, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.

 

Почти все ошибки мышления - это ошибки вос­приятия. В реальной жизни логические ошибки довольно редки.

На заре развития вычислительной техники возник афоризм "мусор зало­жишь - мусор получишь", то есть, даже если компьютер работает безупречно, на выходе вы получаете ошибку, если закладываете ошибку на входе.

То же самое справедливо по отношению к мышлению. Если ва­ше восприятие ограничено, безупречная логика даст неверный ответ.

Психологам известен "синдром маленького цыпленка", который показывает, как неправильное восприятие ведет к ошибке.

Маленький цыпленок из сказки гулял по двору и ему на голову упал орех. От неожиданности он сразу сделал вывод, что на него упало небо, и с криками ужаса помчался, куда глаза глядят. Его разум готов поверить во все самое худшее. Он считает, что ужасное несчастье ожидает его повсюду. Он трепещет от ужаса и уверен не только в том, что произошла ужасная катастрофа, но и в том, что уже ничего нельзя сделать, поэтому полностью теряет над собой контроль. Будучи не в состоянии противостоять надвигающемуся концу света, он способен только бежать и кричать.

Поднятый им крик пугает его приятелей - утенка и индюшонка, и они вместе удирают от страшной опасности. Проходящая мимо лисичка-сестричка предлагает им спрятаться в самом безопасном месте - в своей подземной норке. В обычной ситуации никто из друзей и не подумал бы последовать предложению лисы, но сейчас больше всего на свете они озабочены спасением от падающего небосвода. Поэтому они без рассуждений следуют за спасительницей. Так неправильное восприятие приводит к реальной катастрофе.

 

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффек­тивным. Например, установлено, что уровень вос­приятия текста при его чтении вслух гораз­до ниже, чем при чтении про себя. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

Плохая логика ведет к ошибочному мышлению. С этим со­гласится всякий. А вот обратное заключение совершенно неверно. Хорошая логика не обязательно ведет к хорошему мышлению. Если восприятие ошибочно, хорошая логика дает ложный ответ.

Поэтому, развитие восприятия имеет большое значение для учебной де­ятельности, т.к. помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Следовательно, ощущения и восприятие необходимо настойчиво развивать, выполняя серии специальных уп­ражнений.

Внимание

На человека постоянно воздействует множество самых различ­ных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить их одновременно с достаточной ясностью. Из множе­ства окружающих его объектов человек вы­деляет те, которые представляют для него интерес.

Внимание - это сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.

Если человек не внимателен, то в восприятии неизбежны ошибки. Не сосредоточив внимания, человек может смотреть и не видеть, слу­шать и не слышать, есть и не ощущать вкуса.

Направленность и избирательность по­знавательных процессов также связаны с вниманием. С помощью внимания обеспечивается точность и детализация восприятия, работа памяти, продуктивность мышления.

В межличностных отношениях внимание способствует лучшей адаптации людей, их взаимопониманию, пре­дупреждению кон­фликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.

 

Основными функциями внимания являются следующие:

· отбор значимых воздействий и игнорирование несуществен­ных;

· сохранение в сознании необходимых обра­зов до завершения деятель­ности;

· контроль за протеканием деятельности.

 

Внимание неразрывно связано с сознанием. Эта связь рас­крывается в наиболее известных теориях.

Согласно теории Т.Рибо,интенсивность и продол­жительность внимания обуслов­лены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внима­ния сопровождается не только эмоциональными пережи­ваниями, но и изменениями состояния организ­ма. В качестве физиологического состояния внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, и двигательных реак­ций. Двигательный эффект внимания состоит в том, что ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность вследствие сосредоточения на них двига­тельной активности.

В соответствии с теорией А.Ухтомского, физиологической основой внимания является очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

П.Гальперин утверждает, что внимание явля­ется одним из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой контроль за содержанием образа, мысли, имеющихся в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного образца, позволяя сравнивать результаты действия и уточнять его.

 

Выделяют несколько видов внимания - непроизволь­ное, произвольное и постпроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает без намерения человека уви­деть или услышать что-либо, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или но­визной раздражителя, его подвижностью, контрастом меж­ду раздражителями.

Произвольное внимание - целенаправленное сосре­доточение сознания, преодолевающего более сильные воздействия. Раздражителем в этой ситуации является приказ, вызываю­щий возбуждение в коре головного мозга. Про­извольное внимание зависит от состояния нервной системы человека. От этого вида внимания зависит работоспособность.

Постпроизвольное вниманиенаступает после произвольного, но отличается тем, что возникает тогда, когда при решении задачи появля­ются позитивные результаты. При этом возникает интерес, выполнение работы уже не требует волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое зна­чение в учебной и трудовой деятельности.

 

Внимание может быть внешненаправленное и внутреннее.

Внешненаправленное направлено на окружающие объекты и явления, а внутрен­нее - на собственные мысли и переживания.

По направленности на объект внимание разделяется на: сенсорное, которое направлено на восприятие, интеллек­туальное, направленное на мышление и моторное, направленое на движение.

 

Основными свойствами внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения.

Объем внимания определяется количеством объектов, на кото­рые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Численная характеристика среднего объема вни­мания 5-7 единиц информации.

 

Под распределением внимания понимается возможность одновременного выпол­нения двух или более видов деятельности.

Следует иметь в виду, что это не озна­чает, что эти виды деятельности осуществляются параллельно. Подразумевается, что человек обладает способностью быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к прерванному действию до того, как наступит забывание.

Распределение внимания зави­сит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении область его распределения значительно сужается.

 

Переключаемость внимания - это способность быстро выключать­ся из одних видов деятельности и включаться в новые. Это может происходить как произвольно, так и непроизвольно.

Непроизвольная переключаемость внимания свидетель­ствует о его неустойчивости. Но иногда это бывает полезно, так как способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом.

Переключаемость внима­ния зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста.

Различные свойства внимания незави­симы друг от друга. Так, например, высокая сосредоточенность может соче­таться со слабой переключаемостью.

 

Внимание - сложная психическая функ­ция. Оно характеризует состояние психических процессов и явля­ется одной из сторон психической деятельности.

Внимание харак­теризует общий склад личности и социальную направленность человека. Оно может выражаться в наблюдательности, обеспечивая интеллекту­альные процессы и во внимательности, то есть, проявляться как нравственное свойство, позволяя человеку быть чутким и отзывчивым к другому человеку.

Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности.

 

Трансформация ощущения в восприятие

Информацию из окружающей среды человек получает при помощи органов чувств. Основными носителями информации являются зрение и слух.

Зрение

Человеческий глаз - чудо биоинже­нерии. На задней стороне глаза находится участок размером с ноготь большого пальца, содержащий 150 000 000 отдельных световых рецепторов. Эти световые рецепторы способны регистрировать ты­сячи миллиардов фотонов, то есть, единиц световой энер­гии, в секунду. О глазах накоплены большие запасы знаний, которые могут помочь понять и усо­вершенствовать процесс визуального получения ин­формации.

Вся ин­формация, поступившая в глаз, по зрительному не­рву передается в большой участок мозга, который называется затылочной долей.

Известно, что размер зрач­ка изменяется в зависимости от интенсивности осве­щения и близости объекта. Размер зрачка тем меньше, чем ярче свет и чем ближе предмет, на кото­рый вы смотрите.

Недавно была открыта за­висимость размера зрачка от эмоционального состо­яния. И если вы видите что-то такое, что вызывает у вас живейший интерес, например, представителя противопо­ложного пола, то зрачок автоматиче­ски увеличивается.

Подобные изменения в зрачке незначительны, но при внимательном наблюдении могут быть раз­личимы.

Например, китайские торговцы с не­запамятных времен, предлагая что-либо покупате­лю, обращают особое внимание на его гла­за, наблюдая, не увеличится ли зрачок. Если да, то торговец знает, что покупатель "клюнул", и назна­чает соответствующую цену.

 

Философов веками интересовал вопрос о том, одинаково ли люди видят одни и те же вещи. Если я скажу о цвете, что это - "крас­ный", и вы согласитесь, что это, действительно, - "красный", мы всё-таки не можем быть полностью уверены, что видим одно и то же. Нас обоих учили называть красным определенное световое колеба­ние, но ведь неизвестно, идентичен ли тот внутрен­ний образ, в который преобразуется у каждого из нас это световое колебание.

В разных душевных состояниях мы смотрим на одни и те же вещи совершенно различно. Убедитесь в этом на примере влюбленных, которые смотрят на мир "через розовые очки", или на примере чело­века в подавленном состоянии, которому все пред­ставляется в черном свете.

 

Проделайте маленькое упражнение: посмотрите прямо перед со­бой и представьте, что перед вами держат книгу стандартного формата в мягкой обложке на рас­стоянии примерно тридцати сантиметров от глаз. Указательным пальцем нарисуйте их движение, как оно вам представляется, соблюдая скорость, с кото­рой вы обычно читаете. Сделайте это прямо сейчас.

Большинство людей выводят пальцем плавную правильную линию, переходя с конца строки на на­чало следующей, что очень похоже на движение ка­ретки печатной машинки.

Однако идея плавного движения глаз неверна, так как обычно наши глаза могут четко фокусиро­ваться на чем-либо только тогда, когда они непо­движны относительно этого объекта. Если объект неподвижен, глаза должны быть почти неподвиж­ны. Если объект движется, глаза двигаются вслед за ним.

Чтобы продемонстрировать это самому себе, по­пробуйте выполнить еще одноупражнение. Сна­чала подержите кончик указательного пальца непо­движно перед глазами и сфокусируйте взгляд на нем, не выпуская при этом из внимания, что проис­ходит с вашими глазами. Потом сделайте круговое движение пальцем, движение вверх-вниз и зигзагом, напрягая зрение изо всех сил и все это время при­стально глядя на кончик пальца обоими глазами.

Вы заметите, что когда ваш палец был неподви­жен, совершенно неподвижны были и ваши глаза, а когда палец двигался, глаза, постоянно следя за ним, двигались тоже.

 

Попробуйте еще одно упражнение. Под­нимите руки вверх по обе стороны головы, как это обычно приказывают сделать жертвам нападения. Плавно и одновременно двигайте ими перед лицом так, чтобы предплечья образовали букву X, потом так же плавно верните руки в прежнее положение. Во время упражнения следите за каждой рукой по отдельности.

Вы заметите при выполнении этого упражнения, что следить одновременно за движениями обеих рук невозможно.

Это упражнение подтверждает тот факт, что для того, чтобы видеть что-то четко, глаза должны быть зафиксированы на объекте - примерно так же, как объектив фотокамеры нужно направлять на пред­мет съемки.

Например, если требуется сделать сни­мок движущегося автомобиля, камера должна дви­гаться вместе с ним. В результате изображение ав­томобиля получится очень четким, в то время как задний план - совершенно размытым. Этот факт может быть полезен в различ­ных бытовых ситуациях.

Многим пасса­жирам поездов с трудом удается рассмотреть назва­ния станций, мимо которых они проезжают не потому, что у них плохое зрение, а потому, что они не знают, как им правильно воспользоваться. Если бы они направили глаза на название в тот же миг, как увидели его, и фиксировали на нем взгляд всё то время, когда вывеска проносилась мимо, у них в запасе была бы целая секунда, которой было бы достаточно, чтобы удержать в памяти зрительный образ.

 

Офтальмологи всё чаще отмечают, что многие проблемы зрения по своему происхождению не ор­ганические, а являются результатом скуки или пе­ренапряжения. Долго "скучавшие" глаза слабеют и либо видят изображение не ясно, либо не фокуси­руются на объекте вообще. Напряженность также негативно влияет на зрение, принуждая глаза рабо­тать в более "жестком" режиме, что проявляется в нечеткости видимых объектов.

Известно, что в состоянии душев­ного покоя или эмоционального подъема зрение становится более острым. Например, у счаст­ливых людей глаза "блестят".

Кроме того, зрение, как и слух, имеет сложную систему связей с другими чувствами. Чем обширней вы пользуетесь своим зрением, тем "ост­рее" становятся и другие чувства. В этой тесной взаимосвязи чувств легко убедиться, если вспом­нить, какое ужасное неудобство причиняет несин­хронная подача изображения и звука по телевизо­ру или в кинотеатре.

 

Зрение - один из самых мощных ис­точников памяти. Важность хорошего зрения стано­вится понятна, если принять во внимание, что за­пасы памяти состоят из вложенной туда информа­ции. И если глаза пропускают через себя неясные изображения, память не сможет работать четко и ясно как положено. Взаимосвязь почти прямая: чем четче и точнее мы видим что-либо, тем четче и точнее потом это вспоминаем.

При­вычка закрывать глаза для того, чтобы что-либо вспомнить, наблюдается у многих людей, и часто можно видеть, как, напрягая зрительную память, кто-то закрывает глаза и пытается воспроизвести предмет как можно более ясно.

 

Можно рекомендовать серию упражнений, которые по­могут расширить возможности вашего зрения и под­держивать глаза в хорошем состоянии.

 

1. Моргание. Читая или стараясь что-то как сле­дует рассмотреть, многие напрягают зрение. В ре­зультате у них появляется привычка пристально вглядываться, не моргая. Это вызывает перенапря­жение и затрудняет необходимое увлажнение и кро­воснабжение глаз. Значит, нужно не забывать мор­гать, а также время от времени бросать взгляд в сторону, когда вы сконцентрировались на чем-либо.

2. Релаксация при помощи рук. Всякий раз, когда вам предстоит большая работа, помните, что нужно давать глазам отдохнуть через регуляр­ные промежутки времени - сомкнуть веки и при­крыть глаза ладонью, прислонив ее ко лбу в виде "падающего козырька". Рука не должна касаться носа, а просто образует поверх глаз как бы неболь­шой купол. В момент отдыха полезно представлять себе черный фон; таким образом, мозг получит воз­можность отдохнуть от обработки визуального ма­териала.

3. Дыхание. У людей есть привычка задержи­вать дыхание в минуты, когда они сосредоточены на чем-либо, как и в случае с морганием. Это вы­зывает автоматическое напряжение мышц в различ­ных частях тела, включая глаза. Поэтому всегда, когда вам приходится сосредоточиваться над чем-то долгое время, постарайтесь следить за тем, чтобы дыхание у вас было ровным и свободным. Это при­несет вашим глазам огромную пользу.

4. Свет. Максимально используйте дневной свет - самое лучшее освеще­ние. Из всех видов искусственного освещения худ­шим является флюоресцентное, так как оно факти­чески не дает тени, уничтожая кон­трастность, которая является частью наблюдаемых образов. Это вызывает максимальную нагрузку на глаза.

 

Слух

Ухо человека подобно замечательному му­зыкальному инструменту. Оно помогает мозгу увеличить звук любого источника, может проиграть целую симфонию, выбирать и отбрасывать звуки по желанию и сообщать все это мозгу.

Его возможности изумительны: ухо может распознавать около миллиона звуковых нюансов. Между барабанной перепонкой и воспри­нимающей частью мозга расположены десятки тысяч независимых структур, образующих единое целое.

Умение слушать, подобно другим нашим спо­собностям, гораздо более мудреное искусство,чем мы привыкли думать. Эксперименты показа­ли, что умение слушать имеет огромное значение для памяти и является одним из основных компонентов воображения и творчества.

Среди основных проблем в области умения слу­шать и слышать наиболее распространенными являются физиологические, рассеянность, скука и плохо различимые звуки.

 

За исключением тех случаев, когда физические отклонения не являются следстви­ем болезни, большинство слуховых патологий про­истекают от неумения обращаться с органом слуха.

Наше ухо постоянно бомбардируется звуками, которые намно­гопревосходят допустимый для негоуровень. Нужно стараться избегать контакта с механизмами, про­изводящими сильные звуки, а также звукоусилительной аппаратуры. Как показали исследования, если за слухом тщательно сле­дят, с возрастом не возникает никаких ухудшений.

 

Рассеянность обычно за­висит от окружающей обстановки и ваших собст­венных мыслей.

Одной из способностей мозга является способность отбрасывать звуки, ко­торые не представляют для него интереса. Таким образом, например, на вечеринке влюбленные мо­гут улавливать слова, произнесенные друг другу шепотом среди общего шума. Точно так же мать может различить крик своего ребенка среди шума большой толпы.

Это помогает нам не реагировать на посторонние звуки. Не обращая внимания на шум, который вас только отвлекает, сконцентрируйтесь на том, что вы хоти­те услышать, и ваш мозг автоматически перестанет воспринимать шумы, слышать которые вы не же­лаете. Как свидетель­ствуют многие люди, часто, когда их окликали во время разговора, они были настолько сосредоточены на репликах собеседника, что ничего друго­го не слышали.

Когда вы попадаете в шумное место, постарайтесь понять, что вы хотите услы­шать, а что слышать не нужно. Вы увидите, что способны, отбрасывая окружающий шум, обра­щать внимание только на звуки, которые вас ин­тересуют, или на разговор, который содержит интересную для вас ин­формацию. Используйте это, попадая в ситуацию, когда окружающий шум невыносим. Вы увидите, что такой шум не является непреодолимой помехой.

Ваш мозг может как "отключать", так и "под­ключать" свое слуховое восприятие. Многие люди могут спать, несмотря на ночной шум, и в то же время способны проснуться от ше­пота любимого человека или от мягкого звука бу­дильника. Эту способности следует постоянно тренировать: чем больше вы будете ее использовать, тем больше пользы она вам принесет.

Это вы можете делать, сознательно принимая решение слушать окружающие звуки. Если вы на шумной улице, попробуйте в первую очередь при­слушаться к звуку шагов по мостовой, потом к пес­ням птиц, потом к специфическим звукам, издава­емым транспортом. Точно также, если вы находи­тесь у себя дома, прислушивайтесь по отдельности к различным звукам: шуму воды, вою ветра, зву­кам уличного движения.

Втораяформа рассеянности проистекает от на­ших собственных мыслительных процессов. Это ча­сто случается, когда мы утомлены или страдаем от стресса. Одним из наиболее эффективных способов избежать подобной рассеянности является тренировка слуховой памяти для того, чтобы улуч­шить восприятие и воспроизведение. Если вы будете это делать, мозг научится концентрироваться на процессе слухового восприя­тия, а не будет "витать в облаках", утратив память и внимание.

Все это очень тесно связано с другой большой проблемой - скукой.

 

Скука обычно приходит тогда, когда мы обязаны быть внимательными, но ситуация не вызывает у нас интереса. В результате возникает рассеянность и практически полная потеря услышанной информации. Кроме попыток прило­жить все усилия и найти какой-либо интерес, рекомендуется способ, который применяется при совсем скучных ситуациях. Это резкая критика.

Если вы слушаете речь, которая вам крайне ин­тересна, вы полностью "превращаетесь в слух". Но речь столь же хорошо воспринимается, когда говорит человек, которому вам очень хочет­ся возразить.

Итак, "превратитесь в слух", когда вы будете слушать нечто скучное! Слушайте с вниманием, на­целенным исключительно на конструктивную кри­тику всего, что бы вы ни услышали. В этом случае, ваш мозг будет готов восприни­мать всю нужную информацию, которую вы услы­шите.

 

Проблема плохо различимых звуков имеет совсем другой характер и особенно беспокоит, когда вам не­обходимо уследить за содержанием сказанного, а проговаривается оно невнятно. Человек часто про­пускает основные элементы речи потому, что они до него не доходят из-за того, что оратор не говорит, а бормочет слова или слишком удален.

<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...