Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многозначная природа слова




Чтобы принять решение или передать кому-то свои мысли, человек должен их вначале формализовать, то есть превратить в слова, свести к определенным алгоритмам - фразам. И передавать уже алгоритмы.

Из-за многозначности слов, при передаче многие детали останутся неучтенными, потому что главной характеристикой передаваемых алгоритмов должна быть их доступность другим. При этом теряются нюансы, передаваемые в ходе общения не вербально. Но это - единственный способ "передать" мысли.

Собственный опыт человека восполнит пробелы и упрощения, если переданные мысли ему нужны и интересны.

 

Каждое слово многофункционально. Любое слово можно представить в виде неболь­шого центра, от которого расходится много маленьких крючков. На каждый крючок можно прикрепить другое слово, и при этом каждое слово в новой паре приобретает слегка иное значение. Например, слово "стрела" может приобретать совершенно разные значе­ния, если к нему на крючок повесить словосочетание "мчаться, как стрела" или "не стой под стрелой".

 

Помимо того, что каждое слово многофункциональ­но, мозг каждого человека индивидуален. Жизненный опыт каждого человека также отличается от того, что переживает в данной ситуации другой человек. Значит и ассоциации, создава­емые одним человеком, будут отличаться от ассоциаций любого другого.

Например, простое слово "лист", будет вызывать разные серии ассоциаций у каждого, кто увидит или услышит его. Человек, для которого зеле­ный цвет является любимым, сразу представит зелень листьев; человек, любимым цветом которого яв­ляется коричневый, представит красоту осени; садовод испытает эмоции, связанные с радостью наблюдения за тем, как растут листья, и с мыслями о том, как он будет сгребать их после листопа­да, и т. п.

 

Головной мозг каждого человека по своей природе является творческим и смыслоорганизующим. Он имеет тенденцию расска­зывать интересные и занимательные истории, что и делает во время наших дневных видений и ночных снов.

При этом большая часть процессов воспроизведения основывается на природе ключевых понятий. Когда люди пересказывают книги, которые прочитали, или расска­зывают о местах, в которых побывали, они не "считывают" из памяти последовательности слов. Они просматривают ключевые понятия, относящиеся к описанию главных персонажей, мест, событий, и добавляют детали описательного ха­рактера. Значит, единственное ключевое слово или фраза могут вызвать целую гамму пережитых чувств и эмоций.

Однако, мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура постро­ения предложения является наиболее оптимальным спо­собом запоминания вербальных образов и мыслей. Так большинство студентов, со­ставляют конспекты в виде обычного текста. На самом деле 90% слов в таких конспектах совсем не нужны для целей воспроизведения из памяти.

 

На протяжении последних нескольких столетий было принято думать, что головной мозг человека работает по линейной схеме как по списку. Это убеждение преимущественно основывалось на все возрастающей роли двух основных видов коммуникации - устной речи и письма.

Во время устного разговора мы вынуждены произно­сить и воспринимать на слух одно слово за другим, что обусловлено пространственно-временными ограничени­ями. Поэтому устная речь рассматривалась как линейный процесс коммуникации между людьми.

Письмо еще более линейно. Помимо того, что человек вынужден воспринимать отрезки пись­менной речи в последовательном порядке, еще и сам письменный текст излагается на странице в виде серии линий, или строк. Каж­дого из вас учили в школе делать записи в форме предложений.

Однако современные данные показывают, что головной мозг работает намного более многомерно и схематично, и это позволяет предположить, что в линей­ном толковании речи и письма есть много недочетов.

Действительно, слова движутся от одного человека к другому в линейной после­довательности, но ведь мозг не рассматривает слова в порядке следования. Вы можете убедиться в этом, задумавшись над тем, как ра­ботает ваша собственная мысль во время разговора с кем-либо. И увидите, что хотя и произносите простую цепочку слов, но при этом на протяжении всего разго­вора в вашем мозгу не прекращается сложный процесс отбора и классификации. Целые сети слов и идей пере­бираются, перебрасываются, как мячи жонглера, со­единяются друг с другом, для того чтобы донести до слу­шателя определенный смысл.

Аналогичным образом и слушающий не просто "по­глощает" длинные списки слов. Он воспринимает каждое слово в контек­сте окружающих его слов. В то же время он интерпре­тирует каждое многозначное слово по-своему, как дик­тует ему его собственная структура информационных схем, и на протяжении всего процесса должен одновре­менно анализировать, кодировать и критически оцени­вать воспринимаемое.

Вы наверняка наблюдали, как у людей иногда возникает отрицательная реакция на слова, которые вам кажутся безобидными или даже нравятся. Они реагиру­ют таким образом потому, что ассоциации, которые вызывают у них эти слова, отличаются от ваших.

То же относится к письменной речи. Несмотря на то, что нас учат читать последовательно один отрезок письменной речи за дру­гим в виде ряда линий, или строк, такое линейное представление информации совсем не обязательно для понимания, а во многих слу­чаях и вредит ему. Наш мозг способен воспринять нелиней­ную информацию: фотографии, иллюстрации, диаграммы и т. п.

Значит, для обеспечения наиболее эффективного пути ис­пользования головным мозгом информации необходимо организовать ее структуру таким образом, чтобы она как можно легче "проскакивала". А по­скольку головной мозг работает преимущественно с клю­чевыми понятиями в их взаимосвязи и зависимости, то и наши конспекты и прочая вербальная продукция должны быть структурированы таким же образом, а не традиционно линейным.

 

Каждый из нас окружен скорлупой стереотипов и шаблонов.

Например, слово "умный". "Умный" не тот, кто умеет записывать лекции и полностью воспроизводить эти записи на экзамене. Для этого достаточно иметь качества магнитофона.

Быть умным значит уметь находить новые решения, подходящие к ситуации, как ключ к замку.

Следовательно, "глупый" - это человек, имеющий в запасе множество стандартных решений. Глупец перебирает ключи-решения и считает, что это и называется "думать". Подобрав похожий ключ, глупец начинает пихать его в замочную скважину. В большинстве случаев ключ не подходит, но виноватыми в этом оказываются замок, дверь, ключ - но не тот, кто дверь открывает.

Подбор ключей легко заметен по выражению напряженного размышления на лице, для нахождения решения нужно перебрать все ключи, а на это требуется время. Кроме того, набор ключей - это груда металлолома. Ее приходится постоянно носить с собой, а это отнимает энергию.

Умный человек не пользуется шаблонами, а создает решение интеллектуальным трудом, одним движением открывает дверь и идет дальше, тут же забыв о найденном решении. Ведь каждая ситуация уникальна!

 

Человек преобразует естественную среду своего обитания, делая ее комфортной и удобной.

А мир, созданный человеком, состоит из материализованных решений. Дома, дороги и вообще вся инфраструктура, сорта сыра, автомобили, вода в кране являются результатом кем-то принимаемых решений.

Даже пробки на дорогах, очереди, политические конфликты и вспышки болезней являются следствием чьих-то решений.

Действительно, наш мир хорош настолько, насколько хороши принимаемые решения.

 

Любое решение является изобретением. Если человек осуществляет выбор из двух альтернатив, скорее всего решение очень слабое, если правильный выбор делается из миллиона альтернатив, то это изобретение. Генерирование такого количества альтернатив - тяжкий труд, и не менее трудно сделать правильный выбор из такого количества вариантов.

 

Говорят, что правильная постановка проблемы - это 50 процентов ее решения и, если учесть, что мы часто, по ошибке, можем решать совсем не ту проблему, то постановка проблемы является более важным и более трудным делом, чем нахождение решения.

Обычно, при возникновении конкретной проблемы, участники обсуждения формулируют проблему немедленно и тут же предлагают варианты ее решения.

Попытка объяснить, что предложенная проблема может быть не той, которую следует решать, вызывает возражения: "Что тут мудрствовать - это же очевидно ".

Но постановка проблемы за несколько секунд часто приводит к тому, что решать ее потом приходиться месяцами.

 

Древняя китайская мудрость гласит:

То, что плывет - это лодка. Но то, благодаря чему можно плыть - это вода, а не лодка.

То, что движется - это повозка. Но то, благодаря чему можно двигаться - это вол, а не повозка.

Размышление - это разум. Но то, благодаря чему можно размышлять - это воля, а не разум.

 

Использованная литература.

1. Тихомиров А. "Трактаты". НПО МОДЭК 1993 г.

2. Панкратов В. "Психотехнология управления собой", "Сфера", Москва, 1998 г.

3. Бьюзен Т. "Максимально используйте свой разум", "Попурри", Минск, 2000 г.

4. Бьюзен Т. "Научите себя думать!", "Попурри", Минск, 2000 г.

5. Бендлер Р. "Используйте свой мозг для изменения", "Ювента", С-Пб., 1994 г.

6. Андреас К. "Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами", "Ювента", С-Пб., 1994 г.

7. Боно Э. "Нестандартное мышление", "Попурри", Минск, 2000 г.

8. Штернберг Р. "Отточите свой интеллект", "Попурри", Минск, 2000 г.

9. Депортер Б. Хенаки М. "Квантовое обучение", "Попурри", Минск, 1998 г.

10. Хьюитт В. "Тайные возможности вашей психики", "Питер", С-Пб, 2000 г.

11. Алдер Х. "НЛП современные психотехнологии", "Питер", С-Пб, 2000 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...