Рекомендации по эффективному слуховому восприятию
Поддерживайте здоровье слухового аппарата и тренируйте уши. Сознательно практикуйте "аналитическое слушание". Оно состоит в возвращении себя в "природное состояние", в котором ваш мозг и уши настроены на все звуки окружающей среды, в то же время концентрируясь на самом важном.
Слушайте критически. Даже когда вам приходится слушать что-то скучное, пытайтесь найти для себя ответ на вопрос: "Что здесь может быть для меня интересно?", а не просто автоматически отбрасывайте это. Довольно часто там, где мы меньше всего ожидаем найти для себя нечто ценное, обнаруживается что-то полезное.
Слушайте дольше. Говорят: чем мудрее человек, тем меньше он говорит и больше слушает. Каждый раз, слушая, попытайтесь воздержаться от суждения, пока говорящий не окончит говорить и вы не добьетесь полного понимания. Старайтесь избегать делать выводы до тех пор, пока у вас не будет полной картины.
Слушайте оптимистически. Если вы слушаете с внутренней установкой на то, что приобретете что-то полезное, то значительно увеличите вероятность того, что ваш ум найдет ценные взаимосвязи. Кроме того, весь процесс слушания станет намного более приятным.
Вызов вашему мозгу. Вы можете стимулировать свой мозг, иногда подвергая его воздействию более сложного материала. Старайтесь не поддаваться унынию и внутренне не сопротивляйтесь такому трудному материалу, а погрузитесь в него.
Слушайте сознательно. Убедите себя, что умение слушать становится одной из ваших отличительных особенностей. Слушая, добивайтесь действительно активного состояния ума и тела, а не симулируйте внимание.
Используйте синестезию. Синестезия - это способность объединять различные каналы, по которым поступает информация. Когда вы слушаете, пытайтесь "включить" и другие ваши органы чувств. Чем больше каналов вы можете связать единой целью, тем лучше будет ваш слух, внимание, понимание и общее знание.
Держите ум открытым. Когда произносятся слова, которые действуют на вас как эмоциональные раздражители, старайтесь интерпретировать их в наиболее объективном свете и понять перспективу, о которой говорит оратор. Даже если вы не согласны, представьте себе, что точка зрения, услышанная вами, так же заслуживает право на существование, как и ваша собственная.
Используйте скоростные качества мозга. Ваш мозг может думать в десять раз быстрее, чем льется речь среднего человека. Поэтому, пока вы слушаете, воспользуйтесь вашими исключительными умственными способностями, чтобы предвидеть, организовать, обобщить, взвесить и сравнить аргументы, услышанные между строк, и выразить их человеческим языком.
Судите о содержании, а не о способе его подачи. Когда вы слушаете, старайтесь избавиться от "комплекса превосходства" относительно любой неадекватности подачи и стиля, которые, возможно, присущи оратору. Полностью сконцентрируйтесь на содержании.
Прислушивайтесь к мыслям. Ваш мозг работает более эффективно, если он может схватывать общую идею. Поэтому прислушивайтесь к центральным темам, а не к отдельным фактам. Если вы последуете этому совету, то факты сами о себе позаботятся, легко увязываясь с главной структурой, которую конструирует ваш мозг, воспринимая эти идеи.
Рисуйте мозговую карту. Степень вашего понимания, осмысления, запоминания и воспроизведения будет значительно большей, если вы конспектируете сказанное с помощью мозговой карты, а не стандартных линейных записей. Обозначения, используемые на мозговой карте, включают в работу и правое, и левое полушария вашего головного мозга и, следовательно, резко улучшают общее качество слухового восприятия.
Не заостряйте внимания на рассеянности. Если вы страдаете рассеянностью, не сосредоточивайтесь на этом. Осознайте, что это исправимо, и еще раз напомните себе, что ум имеет способность блокировать, если пожелает, практически всё, на что не хочет обращать внимания. Сконцентрируйтесь на позитивном.
Делайте перерывы. Когда это возможно, обеспечьте себе перерывы в процессе слушания через каждые 30-60 минут. Эти перерывы дадут вашему мозгу время, которое ему потребуется для обобщения, создавая при этом больший эффект свежести и новизны информации.
Используйте ваше воображение. Когда вы слушаете слова, попытайтесь представить, насколько это возможно, умственные образы идей, воспринимаемых вами.
Слушайте в удобной позе. Когда вы слушаете, принимайте позу равновесия и внимания, подобную той, которую принимают животные. Напряженная и неудобная поза автоматически уменьшает качество слухового восприятия.
Помните, что ваш слух может постоянно улучшаться с возрастом. Умение слушать будет улучшаться, если оно развивается в ментальной среде позитивного отношения к возрасту.
Мы проводим 50-80% нашего времени бодрствования в общении. По крайней мере, 45% этого времени мы слушаем. В учебных заведениях этот процент даже выше: обучающиеся проводят 60-70% времени занятий, слушая. Если вы начнете заботиться о слухе, вы обязательно почувствуете прогресс. И больше не заметите явления, описываемого поговоркой "в одно ухо влетает, а из другого вылетает". Вся информация останется в уме.
Восприятие информации Восприятие - это не разовое событие, а длительный процесс, который можно разбить на несколько этапов, что позволит составить общую картину процесса в целом и сфокусировать внимание на том, что нуждается в совершенствовании. Восприятие информации состоит из нескольких этапов: · ассимиляция (усвоение); · опознание; · понимание; · осмысление; · запоминание; · воспроизведение; · использование (сообщение кому-либо).
Для облегчения запоминания можно использовать аббревиатуру АОПОЗВИ.
· Ассимиляция. Это физиологическая способность органов чувств (например, уха) получать информацию (например, звуки) из окружающей среды, преобразовывать ее в форму, удобную для восприятия мозгом и передавать ее в мозг для аналитической обработки. · Опознание. Способность мозга расшифровывать данные, поступившие через органы чувств. Это имеет отношение к базовому уровню, на котором вы способны узнавать, например, что звуковой сигнал, поступивший в мозг, является словом, пением птицы, шумом проезжающего автомобиля и т. д. · Понимание. Способность мозга точно интерпретировать поступающую информацию. Это, например, способность понимать значение сказанной вам фразы. · Осмысление. Осмысление относится к способности вашего мозга после ассимиляции и понимания информации связать ее с ранее полученными знаниями. · Запоминание. Способность мозга складировать услышанную информацию. Запоминанию способствует развитию умения структурировать и переструктурировать идеи и мысли по мере их поступления. · Воспроизведение. Способность мозга извлекать уже заложенную информацию. · Использование (сообщение кому-либо). Это последний этап процесса восприятия, когда весь процесс проходит полный круг, и вы используете полученную информацию для сообщения ее кому-либо другому.
Информация может быть представлена четырьмя способами: · устный; · письменный; · изобразительный; · разговор с самим собой (мышление).
Как только вы станете по-настоящему восприимчивым человеком и разовьете в себе связанные с этим умения, вы сможете построить общение таким образом, чтобы ваши люди могли наиболее эффективно воспринимать вашу речь. Иными словами, вы сможете построить межличностное общение, при котором каждый его участник будет воспринимать информацию, понимать ее и общаться самым лучшим образом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|