Глава 2 Методические основы изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих подростков с умственной отсталостью
Характеристика психодиагностической программы по изучению детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
Семья – это психологическая среда, в которой воспитывается и обучается ребёнок. Детско-родительские отношения представляют собой достаточно сложную в плане диагностики и коррекции систему, во многом определяющую развитие и становление личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Цель – выявить особенности детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью. Задачи: провести диагностику отношений в семье, имеющей ребёнка с умственной отсталостью. Нами подобраны методики, которые составляют содержание диагностической программы:
2.1.1 Тест «Кинетический рисунок семьи» Умственно отсталым детям не всегда доступен сложный анализ семейных отношений и осознание собственного места в структуре семьи. Графические методы для данной категории детей вполне доступны. «Кинетический рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Графический тест «Кинетический рисунок семьи» удобен в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребёнком. Интерпретация делится на три части: · Анализ структуры рисунка; · Анализ особенностей графических презентаций членов семьи; · Анализ процесса рисования. Материал: лист А-4, простой карандаш, ластик Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты».
Тест «Семейная социограмма» Материал: бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм Инструкция: «Нарисуй членов своей семьи в виде кружочков». Интерпретация: для интерпретации теста используются следующие критерии оценки: 1. Число членов семьи, не попавших в площадь реальной семьи. 2. Наличие в круге реальной семьи самого автора. 3. Величина кружков, обозначающих членов семьи и самого автора. 4. Наличие в круге кружка персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит. 5. Расположение кружков относительно друг друга.
Методика Рене Жиля Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также тестовых заданий. Её направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребёнка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Помимо качественно оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Шкалы: 1. Отношение к матери. 2. Отношение к отцу. 3. Отношение к матери и отцу как к родительской чете. 4. Отношение к братьям и сёстрам. 5. Отношение к бабушке и дедушке. 6. Отношение к другу (подруге). 7. Отношение к учителю (авторитетному взрослому). 8. Любознательность. 9. Доминантность. 10. Общительность. 11. Закрытость, отгороженность. 12. Социальная адекватность поведения. Методика Рене Жиля не требует дополнительной модификации для детей с умственной отсталостью, нет необходимости в корректировке инструкции и изменения хода выполнения заданий. И.Н.Гильшева и Н.Д.Игнатьева подчёркивают, что тест Рене Жиля может быть использован для диагностики детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.
Методика «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва) Материал: бланк с изображением лесенки. Инструкция: «На верхней ступеньке лесенки находишься ты сам. Расположи на лесенке своих членов семьи и близких людей». Интерпретация: при оценке результатов обращается внимание на то, каких членов семьи ребёнок разместил подле себя. Если он кого-то разместил на последние ступеньки, то это свидетельствует о неоднозначном негативном отношении ребёнка к этому члену семьи.
Тест-опросник родительского отношения – ОРО» (А.Я.Варга, В.В.Столин) Материал: опросник (см.Приложение № 1) Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые вы должны ответить «верно» или «неверно»». Обработка: Ключ: 1)принятие и отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37,38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60. 2) кооперация: 6, 9, 21, 25,31, 33,34,35,36. 3) симбиоз: 1,5,7, 28, 32, 41, 58. 4)авторитарная гиперсоциализация: 2,19, 30, 48, 50, 57, 59. 5) маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 23,28, 54, 61.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|