Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленно на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
Цель: составление коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительского отношения у подростков с умственной отсталостью.
Предмет: изучение детско-родительских у подростков с умственной отсталостью.
Объект: детско-родительские отношения в семьях, имеющих умственно отсталых подростков.
Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
Продолжительность: программа рассчитана на 10 занятий по 2 часа каждое
Форма занятий: групповые
Задачи:
1. Развить отношение партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком.
2. Улучшить понимание родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития.
3. Развить способности к эмпатии, к пониманию переживаний друг друга.
4. Выработать навыки адекватного и равноправного общения.
5. Укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.
6. Сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.
№
Тема занятия
Цель занятия
Содержание
Оборудование
1
«Знакомство»
Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы, формирование чувства близости между родителями и детьми.
1.Начало занятия.
«Знакомство»
«Связующая нить»
2.Работа по теме занятия:
1) «Какая рука у соседа»
2) «Знакомство»
3) «Молекулы»
3.Работа со сказкой:
1)Сказка «Баржа»
2)Презентация
4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
«Игра без правил»
5.Домашнее задание
6.Рефлексия
7.Ритуал прощания
1) «Колокол»
Клубок, мяч,
2
«Мир детский и мир взрослый»
Осознание разницы между «миром» ребёнка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребёнка исходя из позиции самого ребёнка,
1.Начало занятия:
«Связующая нить»
2.Работа по теме:
1)«Подари улыбку»
2) «Цветок»
3) «Зеркало»
4) «Клеевой дождик»
3. Работа со сказкой (см.занятие 1)
4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1)»Игра без правил»
2) «Да-нет»
5.Домашнее задание.
6.Рефлексия
7.Ритуал прощания
Клубок, мяч
3
«Все мы чем-то похожи»
Развитие взаимодействия между членами группы, умения чувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств; налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Имя»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1)танец на сплочение группы
2) «тень»
3) «Белые медведи»
4) «Упрямый»
4. Работа со сказкой (см.занятие 1)
4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «машины»
5.Домашнее задание
6.Рефлексия
7.Ритуал прощания
Клубок, мяч
4
«Почувствуй себя любимым»
Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Ласковое имя»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Аплодисменты по кругу»
2) «Паровозик»
3) «Мы тебя любим»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1)«Налаживание взаимоотношений»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч
5
«Путь доверия»
Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу; установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Передай сигнал»
3)танец «Цветок»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Слепой и поводырь»
2) «Разведчики»
3)«Кошки-мышки»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Ёжик»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч
6
«Агрессия и гнев»
Развитие умения честно и открыто высказывать свои чувства обеим сторонам (родители и дети); работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Представь себя…»
3) танец «Святой Георгий»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Толкалки»
2) «Дракон кусает свой хвост»
3) «Ворвись в круг»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Только вместе!»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч
7
«Душевная погода»
Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми; раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Передай по кругу»
3) «Слепой танец»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Пятнашки»
2) «Кораблик»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Живые руки»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч, небольшая гиря, альбомные листы по количеству человек, кубики, небольшое одеяло.
8
«Жизнь Земли»
Развитие между родителями и детьми навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков вербального общения, эмоциональной экспрессии.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Доброе животное»
3)Танец «Противоположности»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Найди свою пару»
2) «Белые медведи»
3) «Играем в животное»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Сиамские близнецы»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч, карточки с названиями животных; перевязочный бинт, бумага, мелки по количеству пар.
9
«Сделай себя счастливей»
Развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Комплимент»
3) танец «Распускающийся бутон»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Театр»
2) «Путаница»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Скульптор и глина»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч, цветные карандаши, альбомные листы по количеству участников
(содержание упражнения см.приложение №2)
Предложенные упражнения в содержание коррекционно-равзивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью, охватывают основные формы контакта: зрительный, тактильный, слуховой, кинестетический. Это даёт возможность клиента достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия.
В результате предложенных упражнений родитель и ребёнок постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и другие действия партнёра. Всё это гармонизирует отношения в семье, повышает самооценку подростка. Подросток с верой в себя, в свои возможности может достичь многого. Он становится более уравновешенным, доброжелательным, легче находит контакт с людьми. В школе это помогает подростку не только увереннее держаться на уроках, но и адекватно воспринимать учителя, его замечания.
Данные упражнения можно использовать в контексте решения других задач, чередуя их с другими видами коррекционной или консультативной работы. В любом случае, гармонизация отношений поможет членам семьи быстрее достичь желаемого результата.