Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, признаки и сущность государства




Московский финансово-юридический университет МФЮА

 

Кировский филиал

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

А.И. Парышев

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Краткий конспект лекций

 

Для студентов обучающихся по направлению подготовки

Юриспруденция»

 

(программа бакалавриата)

 

Киров 2015


Учебное пособие составлено А.И. Парышевым, доцентом кафедры гражданско-правовых дисциплин КФ МФЮА, кандидатом юридических наук.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов. Может использоваться в качестве основы для подготовки к экзаменам по учебной дисциплине «Теория государства и права», а также для самостоятельной работы студентов.

 


1. Теория государства и права: предмет, методология

 

Предмет теории г осударства права - это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

Элементы предмета теории государства права:

1. Сущность и социальное назначение политико-правовых явлений.

2.Закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

3.Система категорий и понятий.

4. Принципы (основополагающие идеи - принцип разделения властей), аксиомы (положения, самоочевидные истины, не требующие доказательства в юридическом процессе - закон обратной силы не имеет), презумпции (предположение о наличии или отсутствии фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными, подтвержденное опытом - презумпция невиновности), фикции (несуществующие положения, признаваемые существующими в соответствии с законодательством и влекущие юридические последствия - признание гражданина умершим) теории государства и права.

5. Практика - правотворческая, правоприменительная, интерпретационная.

6.Прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права. Методология — совокупность принципов, приемов и способов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, отражающих объективную реальность. Теория государства и права использует общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

1. Общенаучные методы (используются в любой науке):

- диалектика - познание явлений в их развитии и взаимосвязях (связь государства и права);

- анализ - расчленения целого на элементы (форма государства делится на форму правления, форму территориально-государственного устройства и государственно-правовой режим);

- синтез - соединение элементов в единое целое (гипотеза, диспозиция и санкция составляют норму права);

- дедукция - восхождение от частного к общему (Россия обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, является государством);

-индукция - от общего к частному (государство обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, Россия является государством).

2.Специальные методы (используются во всех юридических науках):

- системный - взаимосвязанность всех правовых явлений;

- сравнительный - выявление общего и особенного какого-либо явления (сравнение уровня преступности в одном государстве с уровнем преступности в другом государстве);

- функциональный — воздействие государства и права на личность и общество, на исторический процесс;

- конкретно-социологический - использование опроса, анкетирования, наблюдения (например, для выявления уровня политической культуры правосознания);

- статистический - «учение динамики государственно-правовых явлений с использованием статистических данных (в современном мире 192 государства, из них 28 - федеративных, 164 - унитарных, следовательно, число федеративных меньше, однако они занимают большую часть территории земного шара).

3.Частнонаучные методы (используются в теории государства и права):

- правовой эксперимент- моделирование ситуации воздействия права на общественные отношения;

- правовое прогнозирование— определение возможных последствий правового регулирования определенной сферы общественных отношений (возможные последствия ужесточения наказаний - снижение числа правонарушений);

- формально-юридический анализ анализ нормативно-правового акта с точки зрения структуры, терминологии, связи с другими правовыми актами;

- сравнительно-правовой метод- выявление общего и особенного в правовом регулировании общественных отношений различных государств или в различный исторический период (процедура банкротства по российскому законодательству и по законодательству Германии).

 

2. Место теории государства права в системе юридических наук

 

Наука - это:

- особая система истинных знаний (знания по теории государства и права); особый вид деятельности по поиску и доказыванию истин, а также система научных исследований;

- совокупность научных организаций и учреждений (НИИ, академий наук, лабораторий) и их работников.

Теория - это:

- форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности (широкое понимание),

- система основных идей, законов, понятий какой-либо отрасли знания (узкое понимание).

Теория государства и права - это наука:

1. Общественная (гуманитарная): государство и право могут существовать только в человеческом обществе.

2.Юридическая - изучает государство и право во всех их проявлениях

3. Вводная - с нее начинается изучение юриспруденции, она «вооружает» понятиями, категориями и принципами, которые используются в иных юридических науках (понятие права, категория, принцип законности).

3. Общая - оперирует наиболее общими понятиями и категориями, существующими в юриспруденции (правосознание, юридическая ответственность).

4. Методологическая - в ней разрабатываются основные теоретические положения, которые влияют на решение специальных вопросов в отраслевых юридических науках (определяются элементы состава правонарушения, структура нормы права).

Таким образом, теория государства и права имеет свой предмет и методологию исследования, следовательно, является самостоятельной общественной, юридической вводной методологической наукой.

 

3. Функции теории государства и права

Виды функции:

  1. Онтологическая – онтология – учение о бытие, где исследуются основные принципы бытия, его структура, закономерности. ТГП дает описание онтологических явлений мира, формируя понятия государство и право, выявляет причины их возникновения, закономерности, а также прогнозируют развитие этих социальных институтов.
  2. Гносеологическая – гносеология – теория, логика познания, направленная на изучение природы познания, его отношения к реальности. ТГП вырабатывает теоретические конструкции, способствует развитию государственно-правовых явлений (правосознание, правовая культура, юридическая ответственность).
  3. Эвристическая – эвристика – способ нахождения новых истин, новых открытий. ТГП не ограничивается изучением и объяснением существующих реалий, а открывает новые закономерности их развития, выводит новые признаки и понятия.
  4. Методологическая – ТГП является фундаментальной наукой и выступает по отношению к отраслевым юридическим наукам способом познания какого-либо явления или процесса, дает им определенный уровень теоретических и логических ценностей. ТГП изучает государственно-правовую действительность, обобщает свои знания, формирует собственные выводы и идеи, которые имеют важнейшее значение для всех юридических наук.
  5. Политико-управленческая –
  6. Идеологическая –
  7. Практически-организаторская –
  8. Прогностическая -

 

4. Общие предпосылки и закономерности возникновения государства и права

Общие предпосылки возникновения государства и права(были сформулированы в Х1Хв. Ф.Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на основе взглядов Л.Моргана; в ней отражается господствующая в настоящее время историко-материалистическая теория происхождения государства и права):

1. Экономические предпосылки: переход от собирательной экономики к производящей (неолитическая революция), далее появляется общественное разделение труда(скотоводство отделилось от земледелия, отделение ремесел, появление торговли и ростовщичества), затем происходит повышение производительности труда, что приводит к появлению появление прибавочного продукта, и, наконец, к возникновению и накоплению частной собственности.

2. Социальные предпосылки: запрет инцеста (кровосмешения), затем происходит превращение полигамной семьи в моногамную, что приводит к распаду родовой общины на соседскую, далее выделяется родовая знать, и наконец, происходит раскол общества на классы.

3. Военно-политические предпосылки: борьба за территорию, за власть, за подчинение других народов.

Общие закономерности возникновения государства:

1.Возникновение государства - это длительный исторический процесс.

2.Государство возникает объективно, т.е. не возникнуть на определенном этапе развития общества оно не может.

3. Государство возникает тогда и гам, где и когда возникают антагонизмы неустранимые противоречие внутри общества (частная собственность и интересы экономически господствующего класса требуют защиты), а также противоречия между обществом и природой (для подчинения водной стихии и возможности жить на берегу Нила древние египтяне были объединены под властью фараона).

4. Общество нуждается в государстве, поэтому государство, возникнув, не исчезнет. Общественные отношения постоянно усложняются, следовательно, усложняются функции государства.

Способы образования права:

В догосударственый период общественные отношения регулировались мононормами,т.е. социальными нормами, в которых были слиты воедино нормы морали, запреты (табу) и религиозные предписания. Мононормы выполнялись добровольно и формировались в течение долгого времени. С появлением государства его веления становятся обязательными и облекаются в форму права следующими способами:

1. Санкционирование - утверждение государством существующих социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона. Формы санкционирования:

- прецедентная - разрешение дела со ссылкой на обычай (характерно для англо-саксонской системы права);

- правотворческая - включение социальных норм (обычаев) в текст нормативно-правовых актов (Русская Правда, Салическая Правда являются сводами обычаев).

2. Правотворчество — разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих непосредственно нормы права, которые не могли быть выработаны в догоеударственном обществе (нормы о введении и размере налогов, санкции за совершение правонарушений).

Таким образом, гроцесс происхождения государства и права имеет общие предпосылки и закономерности.

 

3. Общая хар ак теристика теорий о происхождении государства и права

Теории происхождения государства и права многообразны, так как:

- отражают мировоззрение авторов (атеист Ф.Энгельс не мог объяснять происхождение государства так, как его объяснял монах Ф.Аквинский);

- основаны на определенном уровне развития знанийоб обществе, государстве и праве (Ф.Энгельс в XIX в. мог анализировать десятки государств, в то время как Аристотель в IV в. до н.э. такой возможности не имел);

- происхождение каждого конкретного государства имеет свои особенности (для объяснения происхождения древнего Египта подходит ирригационная теория, для образования США - договорная).

В настоящее время существует более двадцати теорий происхождения государстваи права. Основными из них являются следующие:

1.Теологическая теория (Ф.Аквинский): государство установлено богом, монарх - наместник бога на земле, которому нужно беспрекословно повиноваться.

2.Патриархальная теория (Аристотель, Р.Фильмер, Н.К.Михайловский): государство - это разросшаяся семья, управляемая отцом, его нужно уважать и добровольно подчиняться.

3.Договорная теория (Д.Локк, Т.Гоббс, Г.Гроций, А.Н.Радищев): народ добровольно создал государство для защиты своих прав, но имеет право поменять правительство, если оно перестанет служить народу.

4.Теория насилия (Е.Дюринг, Л.Гумплович):

- теория внешнего насилия, одно племя завоевывает другое и формирует государство, чтобы держать в повиновении побежденных;

- теория внутреннего насилия, одни соплеменники (сильные) подчиняют других (слабых) и удерживают их в повиновении.

5. Историко-матгриалистическая теория (марксистско-ленинская - К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин): комплекс сформировавшихся экономических, социально и военно-политических предпосылок неизбежно ведет к созданию государства (неолитическая революция приводит к разделению труда, возникает рост производительности труда, что приводит к появлению прибавочного продукта, который накапливается у определенной группы людей, затем общество делится на классы, между которыми возникают непримиримые классовые противоречия (антагонизмы), и, наконец, господствующий класс подавляет класс угнетенный.

6.Психологическая теория (Л.Петражицкий): люди различаются по своим психическим свойствам - одни созданы, чтобы подчиняться (таких большинство), другие - чтобы подчинять (таких меньшинство); их объединение приводит к появлению государства.

7.Органическая теория (Г.Спенсер): государство - это живой организм, который живет по законам природы (правительство - голова, армия и полиция - руки, различные группы населения - внутренние органы).

8. Ирригационная теория (К.Витфогель): государство возникает при необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (плотин, дамб, каналов для орошения и осушения). Данной теорией объясняется создание древних восточных государств - Египта, Китая, Индии.

Теории происхождения права тесно связаны с теориями происхождения государства, но имеют свои особенности.

1. Теологическая теория (Ф.Аквинский): право - это искусство добра и справедливости, данное богом в виде заповедей; оно вечно и неизменно, т.к. человек не способен создавать справедливых законов.

2. Теория естественного права (Д.Локк, Т.Гоббс, Г.Гроций): право делится на позитивное (созданное государством в виде законов и т.п.) и естественное (вытекает из неизменной природы человека, связывается с совестью и справедливостью). В правовом государстве позитивное право является справедливым.

3. Психологическая теория (Л.Петражицкий): причиной возникновения права являются психические переживания людей, результаты этих переживаний фиксируются в нормах права.

4. Историческая теория (Г.Гуго, Ф.Савиньи, Г.Пухта): право зарождается и развивается исторически у каждого народа, как национальный язык.

5. Социологическая теория (П.Стучка): социальная жизнь сложнее и динамичнее писаного права, его недостаточно для регулирования общественных отношений. Поэтому настоящее право исходит из судебной практики, когда суды вынуждены толковать существующие законы, приспосабливая их под реальные общественные отношения.

6. Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс): право - это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Следовательно, корни права лежат в экономике.

Таким образом, существует множество теорий происхождения государства и права. В России в настоящее время преобладает историко-материалистическая теория происхождения государства и позитивизм в происхождении права.

Понятие, признаки и сущность государства

Государство - это суверенная организация публичной политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций. (Определение дается через перечень основных признаков государства).

Признаки государства (отличают его от общественной и политической власти в узком смысле) делятся на основные (должны быть все в совокупности) и дополнительные (могут отсутствовать).

Сущностные признаки государства:

1. Аппарат публичной власти:

- государственная власть - это способность подчинять поведение людей воле государства;

- государственная власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему государственных органов; люди, управляющие обществом (чиновники) делают это на профессиональной основе, получая жалование из государственного бюджета (публичность власти);

- государственная власть внешне и официально представляет все общество, осуществляется от его имени и в его интересах; цель государственной власти - обеспечить поддержание правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей (политический характер власти).

2. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет); способность проводить международную политику в собственных интересах и взаимное невмешательство во внутренние дела других государств (внешний суверенитет).

3. Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф — 200 морских миль от линии максимального отлива; воздушное пространство на высоте до 110 километров, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственной территории космические объекты, территория военных баз).

4. Налоги и сборы - регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5. Национальная правовая система - совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения. Государство имеет монополию на формирование права.

6.Возможность легализованного (на основе права) принуждения (насилия) - государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Факультативные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единая система мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы, государственная религия, государственный язык).

 

Сущность государства

 

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: государство выражает и отстаивает интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказания за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа - штраф, за убийство тиуна - смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.

 

6. Типология государства: формационныи и цивилизационный подходы

 

Тип государства и права — это совокупность признаков, свойственных определенной исторически обособленной группе государств. Типология необходима для раскрытия социальной сущности государства и права; к определению типа государства и права возможны два подхода - формационныи и цивилизационный.

Формационныи подход (К.Маркс, Ф.Энгельс): устанавливает понятие общественно-экономической формации - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства - это совокупность средств производства и производственных отношений, которые составляют экономический базис государства. Базис определяет характер и сущность надстройки, в которую входят государство и право.

Типы государств согласно формационному подходу:

1.Рабовладельческое государство: экономически господствующий класс рабовладельцев имеет право собственности на средства производства и на рабов, присваивает плоды их труда. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только рабовладельцев, приравнивая рабов к «живым орудиям труда».

2. Феодальное государство: экономически господствующий класс феодалов имеет право собственности на землю, зависимых крестьяне несут обязательные повинности в виде барщины и оброка за право пользоваться землей. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только феодалов.

3. Буржуазное (капиталистическое) государство: господствующий класс буржуазии держит в экономической зависимости пролетариат, имея собственность на средства производства. Пролетариат лично не зависит от буржуазии, но вынужден продавать свой труд. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы прежде всего буржуазии.

4. Социалистическое государство(существует в переходный период к коммунизму) является общенародным, т.е. бесклассовым. Государственная собственность на средства производства исключает возможность эксплуатации человека человеком. Государство становится общесоциальным, а затем при Коммунизме отмирает, т.к. оно может существовать только в классовом обществе. Право защищает интересы каждого члена общества, при Коммунизме также отмирает.

Цивилизапионный подход (У.Ростоу, А. Тойнби):существует множество определений цивилизации, поэтому цивилизационных подходов несколько.

Цивилизация - это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, характере их взаимоотношений, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

1. У.Ростоу выделяет типы государств в зависимости от уровня экономического развития — проаграрные (преобладает сельское хозяйство), индустриальное (промышленность), постиндустриальное (информационные технологии).

2.А.Тойнби выделяет типы государств в зависимости от общности географических признаков (европейские, латиноамериканские, африканские), религиозных признаков (православные, исламские, протестантские), менталитета (западные, восточные), нации-основателъницы государства (китайское, российское, мексиканское), от времени возникновения (первичные и вторичные).

3. Г.Кельзен: в зависимости от степени участия человека в принятии государственных решений - демократические и автократические.

4.Г.Еллинек: в зависимости от исторического времени и характера государственного объединения: древневосточные деспотии, древнегреческое и древнеримское (рабовладельческие), средневековые, современные.

Таким образом, одно и то же государство может быть отнесено к разным типам государств, что в совокупности позволяет наиболее глубоко раскрыть его социальную сущность, которая отражается также в праве.

 

7. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов

Форма государства — это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из трех элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

Элементы формы государства:

1. форма правления- это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет две формы правления - монархию и республику.

- Монархия:верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.

- Республика: государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

2. государственно-территориальное устройство - это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

- унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

- федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ).

Конфедерация не относится к формам государственно-территориального устройства, т.к. является не государством, а межгосударственным союзом.

3. Государственно-правовой режим - это элемент формы государства, который отражает совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Виды государственно-правового режима:

а) демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства (либеральный, парламентарный режимы), отсутствие цензуры и политический плюрализм; идеологический плюрализм;

б) антидемократические режимы:

- тоталитарный режим предполагает всеобщий контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь), отсутствие прав человека, террористические методы осуществления государственной власти, жесткую цензуру, господствующую государственную идеологию и однопартийность (фашизм, расизм);

- авторитарный режим является переходным между тоталитарным и демократическим, предполагает ограничение реальных прав человека и роли выборных государственных органов, существует мягкая цензура, может допускаться деятельность политических партий под контролем правящей партии (СССР в 1970-е гг.).

Таким образом, каждое государство имеет определенную форму правления, государственно-территориального устройства и государственно-правовой режим. Их сочетание можно считать национальной моделью государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...