Публичное и частное, материальное и процессуальное право: понятие и соотношение
Публичное право — это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти и выражающая интересы государства и общества. Использует преимущественно: - императивный метод правового регулирования, который предусматривает единственно возможный вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений власти и подчинения; -разрешительный тип правового регулирования: запрещено все, что не разрешено. К публичному праву относятся конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, экологическое право, все отрасли процессуального права. Частное право - совокупность норм, регулирующих отношения между индивидами и выражающих интересы частных лиц. Использует преимущественно: - диспозитивный метод правового регулирования, который предоставляет возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений между равноправными субъектами права - общедозволительный тип правового регулирования; - правового регулирования: разрешено все, что не запрещено. К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое, торговое право. Разделение права на частное и публичное необходимо для установления пределов вмешательства государства в частную жизнь. По содержанию все отрасли права делятся на материальные и процессуальные. Материальное право - это совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения. К нему относятся конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, земельное, семейное право. Процессуальное право - это совокупность правовых норм, которые обеспечивают действие материального права, регулируя общественные отношения, возникающие при реализации и защите норм материального права. К процессуальному праву относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-правовое право. Процессуальное право гарантирует реализацию норм материального права.
Таким образом, в системе права можно выделить структурно-функциональные системы публичного и частного, материального и процессуального права. 32. Предмет и м етод прав о вого р е гулирования как основания деления н а отрасли права. Обща я характеристика основных отраслей права Предмет и метод правового регулирования являются критериями, в соответствии с которыми в системе права выделяются отрасли права. Предмет правового регулирования - это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Такие отношение должны быть: - типичными - постоянно воспроизводиться, повторяться (отношения купли-продажи); - в них должны пересекаться интересы субъектов права (продавца и покупателя); - поддаваться контролю со стороны государственных органов. Метод п равово го регулирования - это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Выделяют два основных метода правового регулирования: - императивный: предполагает отношения власти-подчинения (отношения вертикального типа), в которых одна сторона обладает полнотой власти, а другая должна ей обязательно подчиниться; предполагает определенный вариант правомерного поведения (как правило, один); - диспозитивный. предполагает отношения равноправных сторон, которые могут свободно выбрать тот вариант праве мерного поведения, который их устраивает. В чистом виде методы не применяются, можно говорить только о преимущественном методе правового регулирования в той или иной отрасли права. Общая характер дст ика отраслей российского права:
1. Конституционно право: устанавливает основы конституционного строя, правой статус личности, форму государства и систему высших государственных органов, метод-императивный. 2. Гражданское право: диспозитивным методом регулирует имущественные и тесно связанные с ними неимущественные общественные отношения. 3. Уголовное праве: охраняет общественные отношения от преступных посягательств, устанавливает перечень преступлений и санкции за их совершение; метод — императивный. 4. Административное право: регулирует общественные отношения в сфере исполнительно- распорядительной деятельности государства императивным методом. 5. Трудовое право: регулирует отношения между наемным работником и работодателем, а также отношения, производные от трудовых (по поиску работы, трудовым спорам, охране труда); сочетается императивный я диспозитивный методы. 6. Уголовно-процессуальное право: регулирует отношения по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление и деятельность органов дознания, следствия и суда императивным методом. 7. Гражданско-процессуальное право: регулирует отношения по рассмотрению гражданско- правовых, трудовых, жилищных, семейных споров императивным методом. Классификация отраслей российского права: 1. По месту в системе правового регулирования: - отрасли материального права, непосредственно регулирующие общественные отношения (конституционное, уголовное, гражданское, трудовое право); - отрасли процессуального права обеспечивают действие норм материального права (уголовно-процессуальное гражданско-процессуальное право) 2. По функциям права: - регулятивные отрасли, которые устанавливают права и обязанности субъектов права (гражданское, конституционное, трудовое право); - охранительные отрасли устанавливают запреты и санкции за их нарушение (уголовное, административное право). 3. По значению в системе правового регулирования: - профилирующие отрасли, которые появились исторически раньше других, сохранили чистый метод правового регулирования (конституционное, гражданское, уголовное, административное право);
- специальные отрасли, выделившиеся из профилирующих отраслей (трудовое, земельное, семейное, финансовое, уголовно-исполнительное и т.п.) 4. По выражению интересов: - отрасли публичного права выражают интересы государства и общества (конституционное, уголовное, административное право); - отрасли частного права выражают интересы индивида (гражданское, семейное право). Таким образом, отрасли права выделяются по предмету и методу правового регулирования и имеют сложную классификацию. 33. Понятие и виды систематизации законодательства Систематизация законодательства - это деятельность, направленная не его упорядочение. Виды систематизации: /. Кодификация — это существенная внутренняя переработка нормативного материала, его согласование, устранение устаревших и противоречивых норм, устранение пробелов путем формулирования новых норм, в результате чего создается принципиально новый нормативно-правовой акт (создание кодексов, уставов, положений, регламентов). 2. Консолидация - объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один новый укрупненный акт. Кодификацию и консолидацию вправе осуществлять только субъекты правотворчества. 3. Инкорпорация — внешняя обработка нормативных актов без изменения их содержания, объединение их в различные сборники или собрания по тематическому или хронологическому принципу (создание основ законодательства, сборников нормативно-правовых актов, собрания законодательства). На инкорпорированные сборники нельзя ссылаться, ссылка возможна только на те нормативно-правовые акты, которые вошли в сборник. Возможно издание инкорпорированных сборников в учебных целях (хрестоматия по конституционному законодательству), для профессионального пользования (сборник действующих законов в сфере жилищного права) и даже в коммерческих целях (юридическая литература -доходный продукт издательского бизнеса). 4. Учет — сбор необходимых для деятельности нормативно-правовых актов
заинтересованными лицами и поддержание их в контрольном состоянии (отслеживание изменений в законодательстве). Существующие электронные правовые системы «Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант» созданы на основе инкорпорации и учета комплекса нормативно-правовых актов Российской Федерации и систематизированы по различным критериям: дате принятия, названию, виду правового акта, тематике и т.п. Систематизация законодательства необходима для определения времени действия нормативно-правового акта и его связи с другими актами. 34. Правоотношение: понятие, предпосылки возникновения, классификация Правоотношение — это возникающее на основе норм права и юридического факта волевое общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Предпосылки возникновения правоотношения: 1. Юридические предпосылки: - наличие нормы права; - наличие юридического факта - конкретного жизненного обстоятельства, на основе которого возникает, изменяется или прекращается правоотношение; правосубъектность лиц, вступающих в правоотношение (их правоспособность, дееспособность, деликтоспособность). 2. Социальные предпосылки: фактические отношения, возникающие в обществе и требующие юридического закрепления Классификация пр авовых отношений: 1. по функциям права: регулятивные (возникают на основе регулятивных норм) и охранительные (возникают на основе охранительных норм). 2. По отраслям права: конституционно-правовые, гражданско-правовые, и т.п. 3. По количеству сторон: двусторонние (продавец - покупатель) и многосторонние (федеральный центр и десятки субъектов федерации). 4. По способу индивидуализации субъектов: относительные (те, в которых поименно определены все участнику правоотношения - отношения в договоре купли-продажи) и абсолютные (те, в которых поименно определена только одна сторона - носитель субъективного пава, а все иные лица являются обязанными - отношения собственности). 5. По распределению субъективных прав и юридических обязанностей: простые (одна сторона имеет только субъективные права, а другая только юридические обязанности) и сложные (обе стороны имеют и субъективные права, и юридические обязанности). Таким образом, правовые отношения возникают на основе правовых и социальных предпосылок и имеют слоящую классификацию Структура правоотношения Стр укту ра прав оо тношения = субъекты + объект + содержание, fie lb-Ячи-с- i бъекты правоотношения - это физические лица, юридические лица, государство (в / лице государственных органов и должностньгх лиц), обладающие правосубъектностью.
■.ff. ««. Правосубъектноегь состоит из правоспособности (возможности иметь права и обязанности), дееспособности (возможности своими действиями приобретать права и обязанности) и деликтоспособности (возможности нести юридическую ответственность). Объекты правоотношения - это блага, по поводу которых складываются правовые отношения. Объекты могут быть материальными (вещи, деньги, ценные бумаги) и нематериальные (жизнь, здоровье, достоинство, товарный знак). а' Содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения. /. Субъективное право - это мера возможного поведения субъекта, предусмотренная нормой права. В него bxoz дт: право на собственные действия, т.е. возможность дозволенного поведения управомоченной стороны; - право требования — возможность требовать определенного поведения от обязанной стороны; - право притязания - возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения другой стороной своей обязанности; - право пользования - возможность пользования на основе права определенным социальным благом. 2. Юридическая обязанность - это предусмотренная нормами права мера необходимо! о, должного поведения субъекта правоотношения. В нее входит: - обязанность совершать определенные действия (активная обязанность), либо воздерживаться от них (пассивная обязанность); - обязанность отреагировать на законные требования управомоченной стороны; - обязанность нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований управомоченн эй стороны; - обязанность не препятствовать управомочеяному лицу пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет субъективное право. Таким образом, правоотношение имеет сложную структуру и состоит как минимум из двух субъектов, объекта, субъективных прав и юридических обязанностей сторон, которые опасны для общества (кража, разбой) и проступки, которые вредны для общества (прогул! опоздание на работу). Фактический состав - это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правового отношения. Так для приобретения статуса судьи необходимо достижение определенного возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы, успешная сдача квалификационного экзамена и издание указа о назначении на должность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|