Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения.
1) Оперативники действовали согласно приказа. 2) Нужно еще от полтора до двух килограммов муки. 3) Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат. 4) Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Подберите к словам по два антонима. Случайный, устойчивый, давить, длительный, преждевременный. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения. Уникум, менталитет, бестселлер, мониторинг, депутация. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению. Далеко заходить, вавилонское столпотворение, кровь с молоком, курить фимиам. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. 1) Братья очень похожи, как говорится, водой не разольёшь. 2) Пора уже тебе взяться за свой ум. 3) Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения. 1) В проекте была допущена сильная ошибка. 2) Большая половина суммы была выплачена в первую очередь. 3) На творческой встрече автор изложил главную суть своей книги. 4) Мы шли в темном лесу по извилистой каменной тропке. 5) Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера. 6) В этот раз нас приятно порадовали фигуристы. 7) Это издание было впервые напечатано в 1997 году. 8) Я одел очки и включил телевизор. V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться. Застудить, гравитация, застой, неужто, пиарщик, антитеррористическая операция, дружественный визит, ассортимент, ассимиляция, нижеподписавшийся, греховодник, благодеяние, катализатор, функция.
Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства. Когда начинали реформу ЖКХ с введением полной оплаты за все услуги, население заверяли, что свободно конкурирующие управляющие компании будут драться между собой за потребителя, и цены, если уж и будут повышать, то только в случае рыночной необходимости. На деле же мы получили слияние местечкового чиновничества с бизнесменами от ЖКХ и такой рост тарифов, остановить который способно только прямое вмешательство президента. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, ситуация в сфере ЖКХ вышла в январе 2013 года на первое место среди проблем, удручающих россиян: ее отметили 54% опрошенных (год назад таких было 47%, а в январе 2009-го — 29%). Проблема настолько острая, что волнует людей даже меньше чем невысокий жизненный уровень (46%), ситуация в здравоохранении (43%) и коррупция (29%). Доля трат на ЖКХ, по оценкам Росстата, составляет около 12% в общих потребительских расходах домохозяйств. Для сравнения: на продукты питания (без алкоголя) идет 29%, а на одежду и обувь — 9%. В понедельник на совещании, посвященном росту тарифов в жилищно-коммунальной сфере, Владимир Путин еле сдержался после доклада главы Минрегиона Игоря Слюняева, который как ни в чем не бывало доложил о том, что рост тарифов в ряде регионов составил от 40 до 225%. "С ума сошли, что ли?!", — ответил президент.
VI. РИТОРИКА Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12). 1) В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее (Л. Н. Толстой). 2) Нужны ли семейные традиции?
ВАРИАНТ 6 I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Расставьте ударения. Занята, алкоголь, закупоривать, каталог, погналась, модерновый, газопровод, ломоть, флюорография, звонишь, склады, некролог, исчерпать, осведомить, свекольный, нормировать, полиграфия, христианин, принудить, вечеря.
II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм. 1) У врача такой подчерк, что невозможно прочитать рецепт. 2) Нужно срочно оплатить за квартиру и детский сад. 3) Родители завсегда заботятся о детях.
III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Образуйте формы родительного падежа множественного числа. Миллиграмм, помидор, джинсы, брызги, взгорье, вишня, раздумья, туркмен, сумерки, кухня. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения) Музей-выставка, НХЛ, конферансье, ревю, цитадель, пони, цеце, толь, бистро, Конго, инкогнито, МИД. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей). Шестьсот семьдесят восемь, четыреста пятьдесят шесть, девятьсот сорок три. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения. 1) В школе была создана комиссия по благоустройству, которому был поручен контроль над уборкой территории. 2) Нажав на педаль тормоза, машина не остановилась. 3) Преподаватель разъяснил о допущенных ошибках. 4) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Объясните значения слов-паронимов. Гнездо – гнездовье, жизненный – житейский, значение – значимость, желанный – желательный, логический – логичный. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения. Казуистика, антология, тоталитарный, прайс-лист, кабуки. Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря. Без околичностей, шить дело, быть на ножах, в природе вещей. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний 1) Все его очень хвалили и пели ему фимиамы. 2) Язык не поднимается говорить об этом. 3) Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.
Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения. 1) Библиографический список литературы неверно оформлен. 2) Проверка торговых палаток выявила, что в них продаются торты с истекшим сроком реализации. 3) Некоторые люди принимают желательное за действительное. 4) Стихотворение юной поэтессы стало бестселлером. 5) Срок выполнения задания может быть пролонгирован. 6) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 7) Мы услышали превосходную декларацию стихов Марины Цветаевой на этом конкурсе. 8) В кабинете директора проводился форум учителей.
V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться. Морочить, изысканный, бизнесвумен, картографирование, прерогатива, опознать, акт приемки, учредитель, шеф, обознаться, истец, расписка, диоксид, полномочия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|