Организация самоуправления учащихся
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации. Для реализации этой задачи, в первую очередь, требуется привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня уровень квалификации кадров, играющих ключевые роли в организации воспитательной работы. В настоящее время разрыв между возрастающими вложениями средств в расширение кадрового ресурса воспитания и снижающейся результативностью воспитательной работы очевиден для большинства специалистов. В школах за последние несколько лет введены новые ставки педагогов-организаторов, психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, однако это не привело к решению реально стоящих на повестке дня воспитательных проблем: детской преступности, наркомании, агрессии, адаптации детей к условиям современного общества, развития социальной активности. Становится всё более очевидным: решающее значение имеет не количество, а качество педагогических кадров, при этом критерием качества является способность педагогов организовать свою деятельность таким образом, чтобы из самоцели она превратилась в действенное средство решения воспитательных проблем. Вложения в кадры системы воспитания оправдаются лишь при условии коренного изменения характера работы педагогов: должна быть инициирована эволюция от функционирования к целенаправленной работе на достижение результата. Базовая предпосылка этого процесса – освоение сообществом педагогов-воспитателей новых технологий работы, использование которых способно обеспечить результат в непростых условиях сегодняшнего дня.
Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. Педагог, владеющий современными воспитательными технологиями, может внести свою лепту в приращение позитива в школьном коллективе, продвижение на пути демократизации школьной жизни и, таким образом, реально повлиять на изменение облика школы. Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. В последнее время Министр образования РФ В.М.Филиппов неоднократно обращал внимание на этот вопрос, подчеркивая необходимость создания органов ученического самоуправления в школах. Министерство Образования РФ направило письмо Главам субъектов РФ с предложением поддержать этот процесс. Однако, социальный заказ на развитие ученического самоуправления может быть реализован только в том случае, если он будет обеспечен грамотной педагогической поддержкой. В настоящее время педагоги, отвечающие за воспитательную работу, имеют размытое представление об ученическом самоуправлении, корнями уходящее во времена существования пионерской организации. В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина "школьное самоуправление". Более того, большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о нем как о само собой разумеющемся. Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления или одним и тем же термином называют разные понятия.
Речь идет о таких понятиях как "самоуправление", "ученическое школьное самоуправление", "соуправление" и др. Разнотолкование, возможно, - одна из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов народного образования затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в жизни школы. В частности, одни доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением школы. Да и сам термин "самоуправление" трактуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на разных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы. [1]
Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях: Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление - и даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы. Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.
Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы «старой доброй» пионерской организации. Мол, самоуправление – это штабы, дежурства по школе, культмассовые мероприятия и т. п. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление – это не пионерская организация. Школьники не дают органам самоуправления права собою командовать – они дают выборным органам самоуправления право представлять их интересы в управлении школой.[2]
В последнее время возобновилось издание работ, посвященных теме ученического самоуправления. В частности, в 2001 году издано пособие В.И.Бочкарева «Директору школы о самоуправлении», в 2002 году – пособие М.И.Рожкова «Развитие самоуправления в детских коллективах» (обе – в серии «Библиотека руководителя образовательного учреждения», издательство «Владос»). Вместе с тем, предлагаемая программа основана на авторских разработках по теме ученического самоуправления, являющихся результатом нашей работы с школьными активистами города Петрозаводска. На основе опыта работы по поддержке ученического самоуправления в школах, мы написали учебник «Школьное ученическое самоуправление». В учебнике в доступной форме описана технология реализации права учеников на участие в управлении школой. Тираж 1000 экземпляров распространяется бесплатно по библиотекам, школам, общественным организациям Карелии, России и стран СНГ. Книга издана на средства благотворительного фонда «Точка опоры». Было организовано обсуждение нашего пособия среди педагогов-практиков через сеть Интернет (мы открыли рассылку «Школьное ученическое самоуправление» на сервере Subscribe.ru). Материал получил высокую оценку со стороны читателей.
Данная программа будет опираться на материал этого пособия, однако, позволит более подробно остановиться на многих темах. Основные из них: · цели школьного ученического самоуправления · нормативно-правовая база школьного ученического самоуправления · модели школьного ученического самоуправления · технологии создания системы ученического самоуправления в школе · школьное ученическое самоуправление как правозащитная структура · использование технологии «восстановительного правосудия» в деятельности школьного ученического самоуправления
Обучение по нашей программе целесообразно для педагогов, работающих на различных должностях: это и директора школ, и заместители директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, старшие вожатые, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, классные руководители. Особо полезным было бы приглашение пройти обучение по программе для методистов внешкольных учреждений, поскольку именно такие учреждения могли бы выступать в качестве ресурсных центров по распространению технологий ученического самоуправления. Слушателям будет передан сборник «Школьное ученическое самоуправление» и другие методические материалы.
Цель программы: обучить педагогов основам школьного ученического самоуправления. Задачи программы: · обучить методике организации школьного ученического самоуправления; · сформировать понимание необходимости развития ученического самоуправления как способа решения воспитательных задач и проблем школы в целом; · передать слушателям основы новых технологий работы ученического самоуправления. Ожидаемые результаты: · слушатели получат знания по программе обучения; · слушатели начнут процесс самоопределения по отношению к ученическому самоуправлению, формулирования собственной концепции самоуправления; · слушатели будут обучены основам новых технологий педагогической деятельности, которые смогут применять в своей практике – как в контексте ученического самоуправления, так и вне его.
Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.
Учебно-тематический план
Основная литература
1. Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с. 2. Образование в сфере прав человека в школе. Сборник материалов. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 68 с. 3. Д.В.Рогаткин. Служба примирения в системе школьного самоуправления / Вестник восстановительной юстиции № 4, 2002. – М., Центр «Судебно-правовая реформа». – с. 52-59. 4. В.И.Бочкарев. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с. 5. М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с. [1] Тест, выделенный курсивом, заимствован из брошюры: Школьное самоуправление. Опыт Тверского региона.- Тверь: Избирательная комиссия Тверской области, 2002. - 48 с. [2] Подробнее см.: Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003. САМОУПРАВЛЕНИЕ
Термин "самоуправление" трактуется по-разному. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы. Но одно ясно точно - главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами.
Самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя и родители готовы к сотрудничеству с детьми. Это школы, где взрослые видят в ребенке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать все происходящее в школе. Примером такого образовательного учреждения может послужить наша школа №146.
Ученическое самоуправление помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. И те, и другие часто друг другом недовольны. Они порой друг друга совершенно не слышат. Хотя встречаются каждый день. Благодаря системе школьного самоуправления у детей развивается самостоятельное мышление, они становятся способны на самые неожиданные поступки, удивляющие и поражающие учителей, конечно в хорошем смысле этого слова. Стоит отметить и тот факт, что школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы. В заключение хотелось бы сказать, что чем лучше в образовательном учреждении развито самоуправление, тем увереннее и естественнее ведут себя дети. Собственно, самоуправление затем и нужно, чтобы смогли обрести уверенность в своей способности преобразовывать мир вокруг себя, чтобы они научились отстаивать свои интересы и воплощать в жизнь свои желания. Положение о школьной Республике (смотреть)
дель самоуправления младших школьников "Солнечный город" (смотреть) Организация самоуправления учащихся Введение Сущность ученического самоуправления Принципы ученического самоуправления Функции ученического самоуправления Роль ученического самоуправления в развитии личности Условия развития ученического самоуправления Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко Заключение
Введение
С 1988г. все большее влияние оказывает теория социального управления. Однако социологи не рассматривали проблему школьного самоуправления. Это делали ведущие педагоги. В.М. Коротов выявил и раскрыл основные черты системы самоуправления Р.Х.Шакуров исследовал зависимость сплоченности педагогического коллектива от стиля руководства школой и психологических особенностей учительского коллектива. Л.И.Новикова раскрыла структуру детского коллектива, систему связей и отношений. Рассматривая педагогические основы ученического самоуправления, Н.И.Приходько выявила основные функции и принципы деятельности самоуправления учащихся. М.И.Рожков выявил особенности развития самоуправления в различных детских коллективах. В.И.Бочкарев выделил, что для более успешного развития школьного самоуправления необходимо сотрудничество учителей, а прежде всего самого директора с учащимися. И.П.Иванов раскрыл сущность ученического самоуправления. В условиях демократизирующейся школы постепенно ослабевает типичное для большинства школ сопротивление учащихся педагогическому воздействию, их отчуждению от педагогов, - возникают более благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Включившись в процесс самоуправления, многие дети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на состоянии и результативности учебно-воспитательного процесса. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Однако многие образовательные учреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, не считая значения его места в гражданском воспитании школьников. Таким образом, вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества. С одной стороны, опыт демократического государственно-общественного управления школой формировался на серьезной научной основе, однако с другой стороны, не удалось избежать ошибок при формировании школьного самоуправления. Что было следствием недостаточной научно-методической проработанности данного вопроса, смешение организационных форм детской активности. Данное противоречие определяет постановку проблемы исследования: каковы сущность, функции, принципы, условия развития и значение организации ученического самоуправления в развитии личности. Объект исследования: процесс формирования социально-значимых качеств личности. Предмет исследования: сущность, функции, принципы, условия развития ученического самоуправления. Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправления учащихся, показать его значение для развития личности на современном этапе. Задачи исследования: Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования. Раскрыть сущность ученического самоуправления. Определить принципы организации ученического самоуправления. Определить функции самоуправления учащихся. Определить роль ученического самоуправления в развитии личности. Охарактеризовать условия развития ученического самоуправления Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что детское самоуправление - демократическая форма организации детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться общими принципами, характерных и для ученического самоуправления, и для педагогического. Наряду с общими принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями. Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, что позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера. Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, имело место в системе других воспитательных средств и получило особое развитие в его научных трудах и педагогической практике. Методологическая основа исследования: прагматизм, комплексный, личностно-ориентированный, сущностный, деятельностный подходы к проблеме исследования. Теоретическая основа исследования: теоретические концепции А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, теоретические взгляды Н.И.Приходько, В.И.Бочкарева, Л.И.Новиковой. Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение. Источники исследования: законодательство РФ по образованию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|