Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.Обобщенная характеристика данного текста как образца определенного стиля.




11)Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? )

12) Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми

13) «31 августа в 18. 30 в дежурную часть города Серова поступило сообщение о произошедшем дорожно-транспортном происшествии. При выезде на место происшествия было установлено, что водитель Лады 2107 15. 07. 1992 года рождения не справился с управлением, автомобиль съехал в кювет и перевернулся. Водитель и пассажир 18. 12. 1994 года рождения получили травмы различной степени тяжести и были отправлены в Центральную городскую больницу г. Серова».

 

14) Основным видом омонимов являются лексические омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание и грамматическое оформление, но разное значение. Если между значениями многозначного слова прослеживаются смысловые связи, основанные на разных типах переноса наименования, то у омонимов значения не связаны между собой, у них нет общих смысловых компонентов (в отличие от разных значений многозначного слова). Омонимы являются разными словами.

15) В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. Заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе.

 

 

                                           План стилистического анализа текста

1. Общая характеристика текста:

- тема (о чем этот текст? );

- вид данного текста (монолог или диалог);

-цель создания текста ( информирование, предписание, убеждение, агитация, развлечение, эстетическое воздействие);

- кем создан и кому предположительно адресован текст;

- образцом какого функционального стиля предположительно является данный текст и какова его общая доля (конструктивный принцип).

2. Внешние особенности текста (делится ли он на части графическим способом, имеет ли рубрикацию или нумерацию частей, содержит ли цифровой материал, имеет ли жесткую, внешне выраженную (клишированную) композицию, шрифтовые выделения и т. д. )

3. Речевые особенности текста:

- лексическая характеристика:

а) используется ли книжная лексика и какая именно (термины науки, делопроизводства, культуры, политики; общекнижная лексика;

б) используется ли разговорная лексика ил фразеология;

в) применяются ли эмоционально-экспрессивные оценочные слова и выражения;

г) есть ли индивидуально-авторское словоупотребление, языковая игра, юмор;

- морфологическая характеристика:

а) много ли в тексте именных словоформ;

б) используются ли типы словоформ с выраженной книжной стилистической окраской (причастия, деепричастия, краткая форма прилагательных, отглагольные существительные);

в) есть ли местоимения первого и второго лица;

- синтаксическая характеристика:

а) каковы типичны словосочетания в данном тексте (именные атрибутивные, глагольные, разные); есть ли среди них словосочетания с подчеркнуто книжной стилистической окраской (именные с зависимым членом в родительном падеже, многочленные);

б) каков состав текста по типам использованных предложений, есть ли стилистически отмеченные типы (назывные (книж. ), восклицательные (эмоц-экспер. ), неполные (разг. );

в) используются ли стилистически окрашенные типы сказуемого: составное именное (книж. ) или составное глагольное (книж. ),

г) каковы предложения текста по степени их распространенности и наличию обособленных членов предложения, каков средний объем предложения в тексте.

4. Собственно текстовая характеристика:

а) как выражена тема текста;

б) какой функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение) положен в основу текста; в) есть ли в тексте чужая речь (прямая, косвенная);

г) выражена ли авторская оценка содержания (какую позицию занимает автор: объективно-нейтральную, аналитическую, предписательную, ироническую или др. ).

5. Обобщенная характеристика данного текста как образца определенного стиля.

Основная часть стилистического разбора – это речевая характеристика текста. В процессе разбора каждое положение подтверждается примерами из анализируемого текста.

Данные плана содержит в себе полную программу анализа текста как образца определенного функционального стиля (план углубленного анализа). Разбор в рамках среднего уровня требований предполагает боле краткую характеристику речевых особенностей стиля: выявление одного-двух наиболее ярких речевых признаков на трех уровнях (лексическом, морфологическом, синтаксическом).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...