Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безработица: виды, формы, основные показатели, социально-экономические последствия.




Безработица – это такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные, т.е. те, кто при существующих в настоящий момент условиях труда и заработной плате не имеет работу, может работать и ищет работу. Уровень безработицы (u) – это отношение количества безработных (U) ко всему экономически активному населению (L=U+E): При классификации безработицы выделяют: вынужденную; добровольную (или безработицу ожидания). В зависимости от экономических причин, порождающих безработицу, она делится на четыре типа: 1. Фрикционная безработица связана с изменением в предложении труда. Отражает свободу выбора, поэтому считается неизбежной и желательной. Многие работники при увольнении переходят с низкооплачиваемой, малосодержательной на более высокооплачиваемую и содержательную работу. 2. Структурная безработица заключается в том, что с течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, отражаются на структуре общего спроса на труд. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях. 3. Циклическая безработица - это безработица, вызванная спадом производства, снижением инвестиций в экономику. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. 4. Скрытая безработица – отражает численность работников, формально занятых в экономике, но которые могут быть высвобождены без ущерба для производства (при сохранении объема производства, его структуры). Социально-экономические последствия безработицы: Обострение криминогенной ситуации; Рост количества психических заболеваний; Увеличение социальной дифференциации; Сокращение производства; Затраты на помощь безработным; Снижение уровня жизни; Повышение социальной ценности рабочего места; Увеличение социальной значимости и ценности труда; Конкуренция работников как стимул к развитию способностей и образованию.

5. Рынок труда: сущность, элементы, функции. Рынок труда - это: ( совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; (с позиции организации) поле взаимоотношений отдельной фирмы и ее сотрудников (т.е. потенциальных и фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы). Субъектами: работодатели и наемные работники. ) Работодатель — наниматель, который может быть представлен разными “фигурами” в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п. Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Конъюнктура рынка труда - это соотношение спроса и предложения во всех составляющих структуры рынка труда. Спрос – кол-во работников, которое работодатели хотят нанять в данный период за определенную ставку ЗП, включает занятых + вакансии. Предложение – желание и возможность работать при данной ставке ЗП (занятые + безработные, т.е. ЭАН). Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Сегментация рынка труда - это разделение работников и рабочих мест на устойчивые и замкнутые секторы, зоны, очерчивающие мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда - это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п. Вторичному рынку труда свойственны большая текучесть кадров и нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, роста квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов. Сегментация рынка труда предусматривает его деление на внутренний и внешний рынки. Внутренний рынок труда - это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и размещение последней определяются административными правилами и процедурами. Внешний рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Внутренний рынок труда определяется: наличием и составом работников на предприятии; их движением внутри его;причинами перемещения; уровнем занятости; степенью использования оборудования; наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. При рассмотрении процессов формирования труда любого уровня важно иметь в виду, что положение работника на нем обусловлено тремя состояниями: степенью подготовленности к работе (обучение и переобучение, инструктаж);поиском работы, предложением на рынке товара - рабочая сила; занятостью в трудовом процессе на конкретном рабочем месте. Внешний рынок труда Предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями; В значительной степени реализуется через текучесть кадров, обеспечивает движение работников из одних предприятий на другие и порождает безработицу.


 


6.Качество рабочей силы. Общий и специфический человеческий капитал. Обобщенная характеристика уровня развития рабочей силы (степени подготовленности и трудовой активности работников), который позволяет обеспечить адекватное качество индивидуального и коллективного труда на основе эффективного использования новых и новейших технологий, рациональных форм организации производства и рабочих процессов. Взаимосвязанными базовыми компонентами К.р.с. являются: - объем общеобразовательной подготовки работников; - уровень общей культуры; - уровень профессионализма и квалификации (специальных знаний и умений, компетентности); - наличный опыт и навыки работы;- нравственная надежность. Кроме того, понятие о качестве рабочей силы связывают с работоспособностью, квалификацией, социально-психологическими качествами личности. Работоспособность – потенциальная возможность индивида выполнять работу в течение определенного времени. Социально-психологические компоненты включают: общественную активность, общую культуру, инициативность, предприимчивость, ответственность, дисциплинированность. Квалификация зависит от уровня специальных знаний и практических навыков работника и характеризует степень сложности выполняемого им конкретного вида работы. Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях. Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

 

7.Персонал организации: состав и структура. Задачи и стадии планирования кадрового состава организации. Все работающие в организации делятся на две категории: промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием; персонал непромышленных организаций (работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений, состоящих на балансе организации). Все занятые на фирме согласно классификатору профессий и должностей подразделяются на категории: рабочие; руководители; специалисты; служащие. Рабочие - лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, а также ремонтом, перемещением грузов, оказанием материальных услуг и т.д. (например, занятые управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов и автоматических линий; изготовлением материальных ценностей вручную; уходом за машинами, оборудованием; обслуживанием производственных и непроизводственных помещений); Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (например, директора, начальники, управляющие, заведующие, председатели, мастера, главные бухгалтеры, главные инженеры, главные механики, главные электрики, главные редакторы, а также их заместители); Специалисты - работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами (администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, инспекторы, математики, нормировщики, механики, ревизоры, социологи, экономисты, юрисконсульты и др.) Служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (агенты, делопроизводители, кассиры, коменданты, секретари-машинистки, статистики, стенографистки и т.д.) Работники организации разделяются по профессиям, специальностям и квалификации. Профессия характеризуется комплексом теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенной работы в одной из отраслей производства. Специальность определяется дальнейшим разделением труда в пределах профессии. Квалификация зависит от уровня специальных знаний и практических навыков работника и характеризует степень сложности выполняемого им конкретного вида работы. Количественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) организации: списочная численность работников организации (Чсп) и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников; явочная численность работников организации (Чяв) и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату – это количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между списочным и явочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т.д.) (Ц пр): Чсп = Чяв + Цпр. Планирование Важной основой для кадрового планирования являются данные об имеющихся или запланированных на будущее рабочих местах, план проведения организационных мероприятий, а также штатное расписание и план замещения вакантных должностей. Совокупность всех должностей на предприятии, включенных в штатное расписание, показывает, сколько работников различной квалификации необходимо для выполнения производственных задач. Тем самым оно указывает на общую потребность предприятия в рабочей силе. Фактически потребность в рабочей силе показывает, сколько работников и какой квалификации необходимо привлечь с внутризаводского или внешнего рынка труда. Задачей планирования привлечения персонала является удовлетворение в перспективе потребности в кадрах за счет Внутренних и внешних источников:

Процесс планирования включает в себя 3 этапа:

- оценка наличных ресурсов (сколько человек занято выполнением одной операции и качество из труда);

- оценка будущих потребностей (прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей);

- разработка программы удовлетворения будущих потребностей (конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации).


8.Основные методы определения численности персонала. Трудоемкость продукции и нормирование труда – как базовые элементы определения численности. Определение потребности в персонале: Качественная потребность - потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. Количественная потребность в персонале сводится: к выбору метода расчета численности сотрудников; к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период. Методы расчета количественной потребности в персонале: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса; (разновидность предыдущего) метод расчета численности административно-управленческого персонала с использованием формулы Розенкранца; метод расчета по нормам обслуживания; метод расчета по рабочим местам и нормативам численности; стохастические методы расчета численности; расчет числовых характеристик; корреляционный анализ; расширенная экспертная оценка (однократная или многократная экспертная оценка). Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса. Данные о времени процесса дают возможность рассчитать численность рабочих-сдельщиков или рабочих-повременщиков, количество которых определяется непосредственно трудоемкостью процесса. Для расчета следует пользоваться следующей типовой зависимостью: Ч раб = Т н / Тпол х Кпер., где Чраб - численность рабочих, Тн - время, необходимое для выполнения производственной программы, Тпол - полезный фонд времени 1 рабочего, Кпер - коэффициент пересчета явочной численности в списочную.

 

 

где n - количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе; Ni - количество изделий i-ой номенклатурной позиции; Ti - время выполнения процесса (части процесса) по изготовлению изделия i-ой номенклатурной позиции; Тн.пр.i - время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i-ой позиции; Кв - коэффициент выполнения норм времени (отношение времени изготовления единицы продукции по технологии к фактическому времени изготовления единицы продукции). Количество рабочих мест может быть определено дифференцированно по профессиональным видам работ, по квалификационной сложности работ при соответствующем выделении исходных данных о времени изготовления изделия в соответствии с качественными параметрами потребности в персонале. Полезный фонд времени одного работника и коэффициент пересчета явочной численности с списочную определяются из баланса рабочего времени одного работника.В качестве разновидности рассматриваемого метода может быть представлен подход для определения численности административно-управленческого персонала с использованием формулы Розенкранца:

 

 

Ч - численность административно-управленческого персонала определенной профессии, специальности, подразделения и т.п.; n - количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку данной категории специалистов; mi - среднее количество определенных действий (расчетов, обработки заказов, переговоров и т.п.) в рамках i-го организационно-управленческого вида работ за установленный промежуток времени (например, за год); ti - время, необходимое для выполнения единицы m в рамках i-го организационно-управленческого вида работ; Т - рабочее время специалиста согласно трудовому договору за соответствующий промежуток календарного времени, принятый в расчетах; Кнрв - коэффициент необходимого распределения времени; Кфрв - коэффициент фактического распределения времени; tр - время на различные работы, которые невозможно учесть в предварительных (плановых) расчетах. Коэффициент необходимого распределения времени (Кнрв) рассчитывается следующим образом:

 

Кдр - коэффициент, учитывающий затраты на дополнительные работы, заранее не учтенные во времени, необходимом для определенного процесса (Σ m*t); как правило, находится в пределах [1,2; 1,4]; Ко - коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников в течение рабочего дня; как правило, устанавливается на уровне 1,12; Кп - коэффициент пересчета явочной численности в списочную. Коэффициент фактического распределения времени (Кфрв) определяется отношением общего фонда рабочего времени какого-либо подразделения ко времени, рассчитанному как (Σni=1 mi ti). Метод расчета по нормам обслуживания

Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности

 

Чнорм - необходимое число работников (рабочих мест), Кп - коэффициент пересчета явочной численности в списочную Нормативы численности определяются :

 

В качестве специфического случая применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности

руководителей через нормы управляемости.

9. Оборот, текучесть, внутриорганизационная мобильность кадров. Трудовая карьера. Оборот (сменяемость) – процесс обновления коллектива в результате выбытия и прихода кадров. Показатели оборота широко используются для характеристики общих размеров движения кадров. При этом исчисляются общий и частные (по приему и увольнению) коэффициенты оборота кадров: Общий коэффициент оборота кадров (Ко) характеризует отношение суммы принятых (Чп) и уволенных (Чу) лиц к среднесписочному (Чс) числу рабочих или работающих на предприятии:

 

Частные коэффициенты измеряются соответственно отношением количества принятых (оборот по приему - Коп) или количества уволенных (оборот по увольнению - Коу) за определенный период к среднесписочной численности работающих:

 

Коэффициент сменяемости кадров исчисляется как отношение меньшего из числа принятых или уволенных к среднесписочной численности работников. Текучесть кадров характеризуется количеством рабочих, уволившихся по собственному желанию или уволенных за нарушение трудовой дисциплины. Обстоятельства, обусловливающие текучесть кадров, могут быть полностью управляемыми (условия труда и быта), частично управляемыми (удовлетворенность коллективом, взаимоотношениями, формами мотивации) и неуправляемыми (природно-климатические факторы).

 

При изучении текучести кадров большой интерес представляет измерение ее величины не только по предприятию в целом, но и по отдельным его структурным подразделениям (цехам, отделам, службам), группам работников. Коэффициенты, характеризующие уровень текучести в отдельных подразделениях или группах работников, называются частными коэффициентами текучести. Отношение частного коэффициента текучести к общему коэффициенту текучести по предприятию называется коэффициентом интенсивности текучести (Кит), который показывает, во сколько раз текучесть работников исследуемой группы выше (ниже), чем в целом по предприятию.

 

Внутриорганизационное перемещение работников включает несколько видов: 1. межцеховое движение - перемещения рабочих между цехами, отделами и другими подразделениями предприятия. В основе такого вида движения лежат технические изменения в производстве, организационные перестройки, перестановки одних рабочих в результате выбытия с предприятия других, а также такие факторы, как неудовлетворенность условиями и организацией труда и быта, отношениями с администрацией или с коллективом, желание работать в другом подразделении рядом с друзьями, членами семьи и т.д.; 2. межпрофессиональная подвижность - переход к новой профессии. Этот вид перемещений может быть связан как с техническим прогрессом, так и с реализацией личных интересов. 3. квалификационное движение - переход от одного разряда к другому в пределах существующей тарифной системы; 4. переход рабочих в другие категории (специалисты, служащие). Движение из одной категории в другую реализуется в рамках деления работников предприятия на учетные Категории персонала (рабочие, руководители, специалисты и т.д.), в общем отражающие социально-экономические различия в положении этих работников, в частности различия в содержании труда. Общий внутрифирменный оборот работников можно измерить с помощью коэффициента, который определяется как отношение числа рабочих, принявших участие во внутрифирменном движении независимо от числа совершенных изменений в их позициях, как среднесписочной численности.

 


10. Формирование кадрового состава. Определение дополнительной потребности в кадрах, варианты обеспечение, критерии отбора. Формирование кадрового состава: анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов; определение сегмента рынка рабочей силы из которой целесообразно проводить набор; Ядром всей системы кадрового планирования является определение потребности в персонале. Расчет потребности в численности персонала фирмы осуществляется по двум важным направлениям: 1) определение общей потребности; 2) определение дополнительной потребности в кадрах. На дополнительную потребность в специалистах оказывают влияние следующие три фактора: а) развитие фирмы; б) потребность в замене практиков; в) возможное выбытие работников, занимавших должности специалистов и руководителей. На основе этих данных составляется штатное расписание. Оно содержит количество должностей по подразделениям и группам специальностей, определенных по нормативам обслуживания, времени, трудоемкости и др. Процесс планирования включает в себя 3 этапа: - оценка наличных ресурсов (сколько человек занято выполнением одной операции и качество из труда); оценка будущих потребностей (прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей); разработка программы удовлетворения будущих потребностей (конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации). Для того, чтобы нанять соответствующих работников, руководство должно знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы личные и общественные характеристики этих работ. Следующий этап – набор, заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности.

11.Баланс рабочего времени: структура, назначение. Баланс рабочего времени одного рабочего устанавливает среднее количество часов, которое он должен отработать в течение планового периода. Баланс составляется в два этапа: расчет среднего количества явочных дней рабочего в течение планового периода; расчет средней продолжительности рабочего дня для одного рабочего. Календарный фонд рабочего времени - это число календарных дней планового периода. Номинальный фонд рабочего времени - количество рабочих дней, которое максимально может быть использовано в течение планового периода. Он равен календарному фонду времени рабочего за вычетом нерабочих дней. В непрерывных производствах исключаются также невыходы по графику сменности. Эффективный фонд рабочего времени - среднее количество рабочих дней, полезно используемых в течение планового периода. Этот фонд вследствие неявок некоторых рабочих на работу обычно меньше номинального фонда. Назначение баланса рабочего времени Разработка баланса рабочего времени одного рабочего важна также для анализа структуры фонда рабочего времени, выявления резервов более эффективного его использования в результате сокращения простоев, потерь времени как в целом по предприятию, так и по отдельным категориям персонала.

12. Адаптация: структура, стадии, показатели, факторы. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами. 1. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. 2.Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. 3.Общественно-организационная адаптация – означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д. 4. Культурно-бытовая адаптация – это участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. 5.Психофизиологическая адаптация – это процесс освоения человеком совокупности условий труда. В процессе трудовой адаптации работник проходит следующие стадии: Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе. Стадия приспособления – на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д. Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на субъективные и объективные. Объективные – это факторы (в трудовой организации – связанные с производственным процессом), которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда, механизация и автоматизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д. К субъективным (личностным) факторам относятся: социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.); социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудится, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя и способность формировать у других чувство ответственности и т.д.); социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования и т.д.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...