Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Описание опыта работы по формированию связной речи детей старшей и средней групп ДОУ




ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУПП ДОУ

2. 1 Оценка уровня речевого развития детей в ДОУ

 

Базой исследования явилось МДОУ ЦРР ДС № 155, дети старшей и средней группы.

Группы обучаются по программе «Истоки».

В программе «Истоки « целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

Основная цель данной программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А. В. Запорожца об амплификации [обогащении] детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности [общение, предметная деятельность, игра]. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

В разделе «Познавательное развитие» выделены: задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др. В программе выделены новые, самостоятельные разделы: «Здоровье», «Речь и речевое развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

В средней группе педагогическое обследование по определению уровня развития речи проводилось при помощи тестов В. В. Гербова «Учусь говорить». Во время проведения эксперимента исследование было проведено 4 раза – констатирующий срез, 2 промежуточных среза и контрольный. Данные, полученные при обработке результатов представлены в таблице 1 и в Приложении.

Таблица 1

Педагогическое обследование уровня развития связной речи детей средней группы

 

Уровни констатирующий 1 промежуточный 2 промежуточный контрольный
Усвоили задачу 13% 20% 22, 7% 36, 3%
Частично усвоили 46, 6% 60% 72, 7% 59, 8%
Не усвоили 31, 4% 20% 4, 6% 3, 9%

 

Проведенное исследование позволило определить, что работа, проводимая на занятиях в процессе знакомства с произведениями художественной литературы, при описании картин и составлении сюжетных рассказов дает положительный эффект в средней группе МДОУ.

Наглядно данные представим на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Динамика уровня развития связной речи детей средней группы

 

В старшей группе обследование проводилось 2 раза: на констатирующем и контрольном срезах.

Таблица 2

Педагогическое обследование уровня развития связной речи детей старшей группы

Уровни констатирующий контрольный
Усвоили задачу 20% 30%
Частично усвоили 40% 60%
Не усвоили 40% 10%

 

В данном случае также можно говорить о положительном эффекте при организации работы по формированию связной речи у дошкольников.

Наглядно данные представим на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Динамика уровня развития связной речи детей старше группы

 

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости, эффективности и значимости работы по формированию связной речи дошкольников с применением художественных и образных средств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...