2.2 Методическое сопровождение работы по формированию связной речи дошкольников
В качестве методического сопровождения приводим конспекты 2 занятий, в которых на примере художественных средств происходит развитие связной речи дошкольников. Конспекты занятий Тема занятия: Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» [старшая группа] Задачи: образовательные: закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, составлять небольшие описательные рассказы о животных, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения; воспитательные: формирование доброты, отзывчивости, умение прийти на помощь тому, кто в ней нуждается [Ласточка – Дюймовочка, Дюймовочка – Полевая Мышь]. Оборудование: костюмы героев сказки; бутафорский цветок для девочки -Дюймовочки; “болото”, украшенное кувшинками, камышами и т. д. бутафорский цветок ромашка для девочки -Дюймовочки; цветы: ромашки, васильки, колокольчики. Ход занятия Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в гости к Дюймовочке. Звучит музыка, появляется Ласточка, с ней все дети. Воспитатель. Здравствуй, Ласточка! Ты сегодня не одна, с ребятами. Вы все такие необычные [дети в костюмах персонажей сказки]. Из какой вы сказки? [“Дюймовочка”]. А кто написал эту сказку? [датский сказочник – Ганс Христиан Андерсен]. Давайте вспомним начало этой сказки. Дети рассказывают. В далекой стране, у синего моря жил был добрый Сказочник. Он понимал язык зверей и птиц. Они рассказывали ему разные истории. Одну такую историю рассказала ему острокрылая Ласточка: “Жила-была одинокая женщина, не было у нее детей, и пошла она к доброй волшебнице…”. Появляется девочка в костюме доброй феи. Добрая фея: “Я дала доброй женщине ячменное зернышко. Это зернышко она посадила в цветочный горшочек, а из него вырос чудесный цветок. Вдруг в нем, что-то щелкнуло, он раскрылся и из него вышла чудесная девочка, она назвала ее Дюймовочкой” [из бутафорского цветка выходит девочка-Дюймовочка].
Воспитатель. Почему девочку назвали Дюймовочкой? [ее рост 2, 5 см - дюйм] Какая она была? [маленькая, крошечная, малюсенькая, небольшая, крохотная и т. д. ] Из-за цветка появляется Жаба. Жаба. Ква-ква-ква. Какая славная девчонка. Она будет отличной женой моему сыночку. Пойдем в болото. Дюймовочка. Я не пойду с вами. Жаба. Я покажу тебя сыночку, вот он обрадуется. [Зовет сына]. Сын, вот тебе невеста. Жаба-сын. Квакс-квакс, брекекекс. Какая славная, красивая девчонка. Она очень мила. Жаба. Привяжу тебя покрепче к кувшинке, чтоб ты не убежала. Мы сейчас придем, ты жди. [Это примерный диалог, который идет в свободной форме по сюжету сказки]. Воспитатель. Автор говорит, что Жаба – безобразная и сынок – безобразный, как по-другому можно сказать о них? [ужасный, безобразный, отвратительный, противный, некрасивый, мерзкий и т. д. ] Нужно спасать Дюймовочку из болота. Кто прилетел ей на помощь? [Мотылек]. Под музыку появляется Мотылек, предлагает Дюймовочке свою помощь, спасает ее, они “улетают” из болота. Вокруг Дюймовочки синели… васильки. Рядом звенели… колокольчики. А вот, посмотрите, розовеет… клевер, кашка. И вся поляна белеет от… ромашек. Дети берут в руки цветы и танцуют “Вальс цветов” П. И. Чайковского. Проводится физкультурная пауза. Воспитатель. Прошло теплое лето. Наступила холодная осень. Пошла девочка искать приют на зиму. В поле она увидела норку, там жила Полевая Мышь. [Далее идет диалог полевой мыши и Дюймовочки в свободной форме по сюжету сказки. Полевая Мышь предлагает Дюймовочке остаться у нее зимовать]. Воспитатель. Вам понравилась Полевая Мышь? Какая она? [добрая, ласковая, отзывчивая, приветливая, не жадная и т. д. ].
Воспитатель. А тем временем стало совсем холодно. Вот полетели первые снежинки. Птицы улетели в теплые края. А вот Ласточка. Почему она не улетела? Дети смотрят пантомимический рассказ Ласточки о том, что она не могла улететь в теплые края [используется невербальный метод]. Посмотрев пантомиму, дети рассказывают о переживаниях Ласточки. Воспитатель. А тем временем в норке Полевой Мыши ждали важного гостя. Полевая Мышь поет [музыка А. Крылова]: Жду к себе соседа я, Крот ученый, важный. Он жених такой прекрасный, Он жених такой прекрасный. Будешь ты ему женой. Воспитатель. Скоро придет сосед – Крот. Как вы его себе представляете? Дети дают короткий описательный рассказ. Крот больше Мыши, у него широкий нос, острые зубы, слепые глаза, шуба у него черная, красивая, блестящая, похожа на бархат, он важный. Крот приглашает Дюймовочку и Полевую Мышь в гости. Дюймовочка по дороге видит замерзшую Ласточку. Дюймовочка. Бедная птичка! Замерзла совсем, я тебя согрею, ты будешь снова, как и прежде порхать и чудесные песенки распевать. [Укрывает птичку]. Воспитатель. Ребята! А как бы вы поступили на месте Дюймовочки? [Дети дают свои ответы. Подходят к Ласточке, стараются укрыть ее, согреть, покормить]. Ласточка. Тви-вить, тви-вить, тви-вить! Спасибо Дюймовочка. Спасла ты жизнь мою, тебе добром я отплачу. Спасибо и вам ребята, хорошо иметь друзей, которые не бросят в беде. Дети поют песню “Дружба крепкая не сломается…” на музыку Ю. Чичкова и “улетают” вместе с Ласточкой. Занятие 2 Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Задачи: закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте; совершенствовать умения самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки, используя моделирование; продолжать учить проводить звуковой анализ слов; упражнять в составлении предложений по схемам; способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса; воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность. Занятие: Снегурочка [средняя группа] Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Снегурочка”, наблюдение на прогулке, беседы о весне, дидактические игры: “Придумай сказку”, “Составь предложение”, “Гласный – согласный”.
Оборудование: кукла – Снегурочка, геометрические фигуры – модели, мини – фланелеграфы, конверты с фишками на каждого ребенка, схемы предложений, предметные картинки. Ход занятия Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”: Утром рано он закрыт [кисти рук в сомкнутом состоянии] Но к полудню ближе [ладони отходят друг от друга] Раскрывает лепестки, Красоту их вижу [пальцы плавно расходятся] К вечеру цветок опять Закрывает венчик [пальцы сомкнуты] И теперь он будет спать [исходное положение рук] До утра как птенчик [имитация сна]. Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение? Игра “На что похоже ваше настроение? ” [с мячом]. Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение. Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение. Вот с таким настроением начинаем наше занятие. Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: “Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец! ” [дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса]. Игра “Подбери слово”. Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Воспитатель называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например, весенний [снег], весенняя [капель], весеннее [солнце] и т. д. [слышится плач] Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю [приносит куклу – Снегурочку]. Воспитатель: Что стряслось, Снегурочка, почему ты плачешь? Снегурочка: Я заблудилась…. Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе постараемся помочь.
Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина [показывает корзину, украшенную подснежниками]. Эта корзина непростая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами. Игра “Назови слово”. Воспитатель передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит по теме “Весна”. Например, подснежник, капель, скворец, проталина и т. д. Воспитатель: Полную корзину с весенними словами подарим Снегурочке. [дети садятся за столы]. Воспитатель: А сейчас поможем Снегурочке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки? Пересказ сказки [дети с помощью моделей - геометрических фигур разного цвета, на фланелеграфе выкладывают персонажи сказки, обозначающиеся любой геометрической фигурой]. Воспитатель: В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного! Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь и Снегурочка снова вернется домой. Правда, Снегурочка? Снегурочка: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес! Физкультминутка Распускаются листочки, [сложенные вместе ладони “раскрыть” в правую и в левую стороны] Появляются цветочки, [присесть и медленно встать] Головой кивают, [кивок головой] Солнышко встречают [поднять руки кверху, показать солнышко] Воспитатель: Снегурочка, а еще мы умеем составлять предложения по схемам. Смотри, как это делают наши дети. [Воспитатель предлагает две схемы, обращает внимание на количество слов в предложениях и напоминает, что в предложениях обязательно должно быть слово “Снегурочка”]. Воспитатель: Вспомним, какой фишкой мы обозначаем гласный [твердый и мягкий согласные] звук? [ответы детей]. Игра “Не ошибись! ”. Воспитатель называет звук, дети поднимают нужную фишку: красная фишка – гласный звук, синяя фишка - твердый согласный звук, зеленая фишка – мягкий согласный звук. Воспитатель: Снегурочка совсем не знает звуки и буквы. Ребята, чем отличается буква от звука? [ответы детей]. Воспитатель: Проведем звуковой разбор слов. У каждого из вас есть предметная картинка. Вы должны самостоятельно обозначить звуки в слове [фишками]. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. У каждого ребенка - конверт с фишками красного, синего, зеленого цвета, мини – фланелеграфы и предметная картинка. [Например: стол, волк, дом, машина, и т. д. ]. Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Снегурочку не только составлять предложения, но и помогли ей найти свою сказку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|