Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Методическое сопровождение работы по формированию связной речи дошкольников




 

В качестве методического сопровождения приводим конспекты 2 занятий, в которых на примере художественных средств происходит развитие связной речи дошкольников.

Конспекты занятий

Тема занятия: Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» [старшая группа]

Задачи:

образовательные: закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, составлять небольшие описательные рассказы о животных, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения;

воспитательные: формирование доброты, отзывчивости, умение прийти на помощь тому, кто в ней нуждается [Ласточка – Дюймовочка, Дюймовочка – Полевая Мышь].

Оборудование:

костюмы героев сказки;

бутафорский цветок для девочки -Дюймовочки;

“болото”, украшенное кувшинками, камышами и т. д.

бутафорский цветок ромашка для девочки -Дюймовочки;

цветы: ромашки, васильки, колокольчики.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в гости к Дюймовочке.

Звучит музыка, появляется Ласточка, с ней все дети.

Воспитатель. Здравствуй, Ласточка! Ты сегодня не одна, с ребятами. Вы все такие необычные [дети в костюмах персонажей сказки]. Из какой вы сказки? [“Дюймовочка”]. А кто написал эту сказку? [датский сказочник – Ганс Христиан Андерсен]. Давайте вспомним начало этой сказки.

Дети рассказывают.

В далекой стране, у синего моря жил был добрый Сказочник. Он понимал язык зверей и птиц. Они рассказывали ему разные истории. Одну такую историю рассказала ему острокрылая Ласточка: “Жила-была одинокая женщина, не было у нее детей, и пошла она к доброй волшебнице…”.

Появляется девочка в костюме доброй феи.

Добрая фея: “Я дала доброй женщине ячменное зернышко. Это зернышко она посадила в цветочный горшочек, а из него вырос чудесный цветок. Вдруг в нем, что-то щелкнуло, он раскрылся и из него вышла чудесная девочка, она назвала ее Дюймовочкой” [из бутафорского цветка выходит девочка-Дюймовочка].

Воспитатель.

Почему девочку назвали Дюймовочкой? [ее рост 2, 5 см - дюйм]

Какая она была? [маленькая, крошечная, малюсенькая, небольшая, крохотная и т. д. ]

Из-за цветка появляется Жаба.

Жаба. Ква-ква-ква. Какая славная девчонка. Она будет отличной женой моему сыночку. Пойдем в болото.

Дюймовочка. Я не пойду с вами.

Жаба. Я покажу тебя сыночку, вот он обрадуется. [Зовет сына]. Сын, вот тебе невеста.

Жаба-сын. Квакс-квакс, брекекекс. Какая славная, красивая девчонка. Она очень мила.

Жаба. Привяжу тебя покрепче к кувшинке, чтоб ты не убежала. Мы сейчас придем, ты жди.

[Это примерный диалог, который идет в свободной форме по сюжету сказки].

Воспитатель. Автор говорит, что Жаба – безобразная и сынок – безобразный, как по-другому можно сказать о них? [ужасный, безобразный, отвратительный, противный, некрасивый, мерзкий и т. д. ]

Нужно спасать Дюймовочку из болота. Кто прилетел ей на помощь? [Мотылек].

Под музыку появляется Мотылек, предлагает Дюймовочке свою помощь, спасает ее, они “улетают” из болота.

Вокруг Дюймовочки синели…

васильки.

Рядом звенели…

колокольчики.

А вот, посмотрите, розовеет…

клевер, кашка.

И вся поляна белеет от…

ромашек.

Дети берут в руки цветы и танцуют “Вальс цветов” П. И. Чайковского. Проводится физкультурная пауза.

Воспитатель. Прошло теплое лето. Наступила холодная осень. Пошла девочка искать приют на зиму. В поле она увидела норку, там жила Полевая Мышь.

[Далее идет диалог полевой мыши и Дюймовочки в свободной форме по сюжету сказки. Полевая Мышь предлагает Дюймовочке остаться у нее зимовать].

Воспитатель. Вам понравилась Полевая Мышь? Какая она? [добрая, ласковая, отзывчивая, приветливая, не жадная и т. д. ].

Воспитатель. А тем временем стало совсем холодно. Вот полетели первые снежинки. Птицы улетели в теплые края. А вот Ласточка. Почему она не улетела?

Дети смотрят пантомимический рассказ Ласточки о том, что она не могла улететь в теплые края [используется невербальный метод]. Посмотрев пантомиму, дети рассказывают о переживаниях Ласточки.

Воспитатель. А тем временем в норке Полевой Мыши ждали важного гостя.

Полевая Мышь поет [музыка А. Крылова]:

Жду к себе соседа я,

Крот ученый, важный.

Он жених такой прекрасный,

Он жених такой прекрасный.

Будешь ты ему женой.

Воспитатель. Скоро придет сосед – Крот. Как вы его себе представляете?

Дети дают короткий описательный рассказ.

Крот больше Мыши, у него широкий нос, острые зубы, слепые глаза, шуба у него черная, красивая, блестящая, похожа на бархат, он важный.

Крот приглашает Дюймовочку и Полевую Мышь в гости. Дюймовочка по дороге видит замерзшую Ласточку.

Дюймовочка. Бедная птичка! Замерзла совсем, я тебя согрею, ты будешь снова, как и прежде порхать и чудесные песенки распевать. [Укрывает птичку].

Воспитатель. Ребята! А как бы вы поступили на месте Дюймовочки? [Дети дают свои ответы. Подходят к Ласточке, стараются укрыть ее, согреть, покормить].

Ласточка. Тви-вить, тви-вить, тви-вить! Спасибо Дюймовочка. Спасла ты жизнь мою, тебе добром я отплачу. Спасибо и вам ребята, хорошо иметь друзей, которые не бросят в беде.

Дети поют песню “Дружба крепкая не сломается…” на музыку Ю. Чичкова и “улетают” вместе с Ласточкой.

Занятие 2

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте;

совершенствовать умения самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки, используя моделирование;

продолжать учить проводить звуковой анализ слов;

упражнять в составлении предложений по схемам;

способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;

воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность.

Занятие: Снегурочка [средняя группа]

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Снегурочка”, наблюдение на прогулке, беседы о весне, дидактические игры: “Придумай сказку”, “Составь предложение”, “Гласный – согласный”.

Оборудование:

кукла – Снегурочка,

геометрические фигуры – модели,

мини – фланелеграфы,

конверты с фишками на каждого ребенка,

схемы предложений, предметные картинки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:

Утром рано он закрыт [кисти рук в сомкнутом состоянии]

Но к полудню ближе [ладони отходят друг от друга]

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу [пальцы плавно расходятся]

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик [пальцы сомкнуты]

И теперь он будет спать [исходное положение рук]

До утра как птенчик [имитация сна].

Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

Игра “На что похоже ваше настроение? ” [с мячом].

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

Вот с таким настроением начинаем наше занятие.

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: “Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец! ” [дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса].

Игра “Подбери слово”.

Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Воспитатель называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например, весенний [снег], весенняя [капель], весеннее [солнце] и т. д.

[слышится плач]

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю [приносит куклу – Снегурочку].

Воспитатель: Что стряслось, Снегурочка, почему ты плачешь?

Снегурочка: Я заблудилась….

Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе постараемся помочь.

Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина [показывает корзину, украшенную подснежниками]. Эта корзина непростая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами.

Игра “Назови слово”.

Воспитатель передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит по теме “Весна”. Например, подснежник, капель, скворец, проталина и т. д.

Воспитатель: Полную корзину с весенними словами подарим Снегурочке.

[дети садятся за столы].

Воспитатель: А сейчас поможем Снегурочке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки?

Пересказ сказки [дети с помощью моделей - геометрических фигур разного цвета, на фланелеграфе выкладывают персонажи сказки, обозначающиеся любой геометрической фигурой].

Воспитатель: В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного! Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь и Снегурочка снова вернется домой. Правда, Снегурочка?

Снегурочка: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес!

Физкультминутка

Распускаются листочки, [сложенные вместе ладони “раскрыть” в правую и в левую стороны]

Появляются цветочки, [присесть и медленно встать]

Головой кивают, [кивок головой]

Солнышко встречают [поднять руки кверху, показать солнышко]

Воспитатель: Снегурочка, а еще мы умеем составлять предложения по схемам. Смотри, как это делают наши дети. [Воспитатель предлагает две схемы, обращает внимание на количество слов в предложениях и напоминает, что в предложениях обязательно должно быть слово “Снегурочка”].

Воспитатель: Вспомним, какой фишкой мы обозначаем гласный [твердый и мягкий согласные] звук? [ответы детей].

Игра “Не ошибись! ”.

Воспитатель называет звук, дети поднимают нужную фишку: красная фишка – гласный звук, синяя фишка - твердый согласный звук, зеленая фишка – мягкий согласный звук.

Воспитатель: Снегурочка совсем не знает звуки и буквы. Ребята, чем отличается буква от звука? [ответы детей].

Воспитатель: Проведем звуковой разбор слов. У каждого из вас есть предметная картинка. Вы должны самостоятельно обозначить звуки в слове [фишками].

Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. У каждого ребенка - конверт с фишками красного, синего, зеленого цвета, мини – фланелеграфы и предметная картинка. [Например: стол, волк, дом, машина, и т. д. ].

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Снегурочку не только составлять предложения, но и помогли ей найти свою сказку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...