Заключение
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что- то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводиться речевому развитию детей. В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи. Художественные произведения объединяют в себе специфическую область творчества, объединяющую в себе мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально- поэтических жанров. Из того, что описано в работе, можно сделать вывод, что формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети- дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. Ребенок с удовольствием разыгрывает вместе со взрослым сюжеты сказок, художественных произведений. Ребенок остро переживает события, слушает понравившуюся ему сказку многократно. Радостно узнает ее героев в иллюстрациях и игрушках, следит за привычной последовательностью сюжетных действий, каждый раз, заново переживая счастливый конец сказки или рассказа.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается: 1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним; 2. развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание; 3. вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает; 4. дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок; 5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании; 6. у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений; 7. дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций [типа: Кто это? Где у зайки уши? Что он делает? ] 8. дети дошкольного возраста учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением [картинки, игрушки], а затем и без него. Задачи, поставленные в исследовании, были решены: Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме использования художественных произведений для развития речи дошкольников. Было практически апробировано использование художественных произведений, сказок, для развития связной речи детей на занятиях и в повседневной жизни. Описана система занятий с использованием художественных произведений для развития речи детей дошкольного возраста. Анализируя полученные результаты следует сделать вывод о эффективности предложенной нами программы. Есть положительные результаты, хотя и небольшие. Недостатками можно назвать малое количество времени, отведенное на индивидуальные занятия, невозможность контролировать выполнение дома предложенных рекомендаций. Но, несмотря на данные недостатки, у детей экспериментальной группы выделены положительные тенденции. Предполагаем, что дальнейшая работа по использованию художественных произведений, способствующих формированию связной речи у дошкольников даст более четкие положительные результаты.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующий вывод: целенаправленное и систематическое использование художественной литературы в работе с детьми младшего дошкольного возраста способствует наиболее эффективному развитию их связной речи, что и подтверждает гипотезу работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|