Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дети с детским церебральным параличом.




Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольность движения. Поражения этих структур отрицательно влияет на процесс формирования речи.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Признаки ДЦП обнаруживаются с рождения, поэтому уже в первые недели жизни нарушается весь ход психического развития ребенка, в частности, замедляется и искажается процесс формирования различных функций.

Особенности развития детей с церебральным параличом, в первые два года жизни.

Характеристика двигательной сферы.

Для детей с ДЦП в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций. Только незначительная часть детей может удерживать голову, у них отмечается патологическое состояние кисти рук, характеризующееся приведением первого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В некоторых случаях кисть бывает паретичной, свисающей. У подавляющего большинства детей отсутствуют зрительно – моторная координация. Положение тела ребенка, в ряде случаев, бывает вынужденным с запрокинутой головой, что ограничивает поле зрения ребенка и является одной из причин задержки его психического развития с первых месяцев жизни. Общий мышечный тонус патологически изменен.

К году голову держат немногие дети, в основном, дети не могут самостоятельно сидеть, что отрицательно сказывается на развитии их познавательной деятельности. У большинства детей отмечаются патологическое состояние кисти рук, недостаточность или отсутствие зрительно – моторной координации и манипулятивной деятельности. Только некоторые дети могут стоять у опоры, а у многих остается вынужденное положение тела.

К двум годам некоторые дети еще плохо удерживают голову, не умеют свободно ее поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии поворачиваться и менять положение своего тела, самостоятельно сидеть, захватывать и удерживать игрушки.

Как правило, нарушения произвольной моторики сочетаются с выраженной патологией артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Вместе с тем, у ряда детей отмечается довольно высокий уровень эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом.

Голосовая активность.

В первые месяцы жизни крик отличается интонационной невыразительностью; отсутствуют дифференцированные интонации, отражающие оттенки недовольства, требования, радости. Лишь у некоторых детей к 5-12 месяцам крик приобретает коммуникативную функцию, но он остается маловыразительным.

Короткие спонтанные звуки гукания у детей с ДЦП появляются с опозданием в 3-5 мес., а у некоторых появляются только к концу первого года жизни. Чаще всего дети издают редуцированные гласные звуки и их сочетания, спонтанно или при общении с взрослыми. Интонационной окраски эти звуки не имеют. Большинству детей необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков. Невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Спонтанный лепет у детей с церебральным параличом появляется лишь к 2-3 годам, что значительно отстает от нормы. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава и отсутствием слоговых компонентов. Чаше всего в лепете детей, страдающих ДЦП, присутствуют гласные звуки и губно-губные согласные. Преобладание в лепете гласных объясняется тем, что они легки для произнесения, так как требуют лишь вибрации голосовых связок и открывания рта. Для произнесения согласных п,б, м требуется активизация губной мускулатуру.

Группа губно - зубных, передне -, средне и заднеязычных согласных в лепете детей с ДЦП встречается редко. В их лепете нет или почти нет противопоставлений согласных: звонких – глухим, твердых – мягким, смычных – щелевым. Вместе с тем, характерны недифференцированные, гортанные звуки лепета.

Особенности психического развития.

Обследование детей в возрасте до 5 месяцев показало, что характерным для них является кратковременность бодрствующего состояния, прерываемого сном. На фоне бодрствования часто возникают отрицательные эмоциональные реакции. У некоторых детей отсутствует врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя. Зрительное сосредоточение появляется лишь после 4-8 месяцев и характеризуется рядом патологических особенностей: косоглазием, нистагмом, влиянием тонических рефлексов на мышцы глаз и т.д.

В результате этих нарушений у детей первых пяти месяцев жизни ориентировочные реакции выражены слабо, или отсутствуют вообще. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций на оптический или слуховой раздражители возникают защитные реакции: вздрагивание, плач, испуг. Нарушение сенсорного восприятия приводит к невозможности установления с детьми эмоционального контакта, что, в свою очередь, тормозит появление первых положительных эмоций. Так, улыбка у детей с ДЦП возникает лишь к 3-6 месяцам.

У части детей не удается установить эмоционального контакта в силу отсутствия у них интереса к окружающим и потребности в общении с ними. Эти дети не выделяют мать, не обращают внимания на игрушки, не гулят, их голосовая активность проявляется в монотонном крике, по которому невозможно определить желание ребенка.

Недостаточность зрительно-моторной координации отмечается у всех детей этого возраста, дети не тянутся к игрушке, не захватывают ее, так как зрение активно не направляет движения руки к оптическому объекту. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не стараются ее рассмотреть, ощупать, дотянуть до рта.

Для детей с ДЦП в возрасте от 5 месяцев до года характерно неравномерное развитие отдельных психических функций: восприятия, зрительно – моторной координации, ориентировочно- познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.

ВЫВОД: У детей с ДЦП из-за двигательной и сенсорной недостаточности крайне затруднена связь с окружающим миром, что значительно замедляет развитие их познавательной деятельности; так у этих детей ограничены познавательные интересы, нарушена акустическая установка на звук или голос человека, снижен эмоциональный тонус, они инактивны.

Основными направлениями коррекционной работы являются следующие:

n нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

n развитие зрительного и слухового восприятия;

n развитие эмоциональных реакций;

n развитие движений и действий с предметами;

n формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

n развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...