Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 В дошкольном возрасте факторами риска представляются следующие проявления: n выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр; n такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций, повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых; n инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком; n импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу; n реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечание, запреты; энурез, побеги как реакция активного протеста. В младшем школьном возрасте неблагоприятными считаются следующие факторы: n сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующие с возрастающими требованиями к социльному статусу школьника; n нередуцирующая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения; n повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям; n акцентуация компонентов влечения: интерес кситуациям включающим агрессию, жестокость; n наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования или запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебрастеническими явлениями;
n отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей; n реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям; n гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание, отрицательная форма поведения в школе: грубость, невыполнение требований; n выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствие интереса к учебе; n нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием подростков или более старших приятелей; n дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи. В пребуртатном возрасте среди диагностических критериев угрожаемости патологического кризиса большое место занимает вышеописанная ассинхрония соматопсихического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения: n диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением); n диссоциация между усилением физического и полового созревания и ЗПР; Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа. Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков часто ретардация, а у девочек – дисгармоническая акселерация. Дисгармоническая акселерация и ретардация полового созревания – один из вариантов почвы для патологического формирования подросткового криза.
Значимость указанного соматического радикала заключается и в том, что проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемых детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший – паспортный возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более «взрослые», чем это соответствует даже его истинному возрасту. Среди психических особенностях препубертатного периода, значимыми для возникновения патологического подросткового криза, представляются следующие: n отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильных суждений, крайняя зависимость от ситуации, с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста; n некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового созревания, и нередко, значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки; n раннее проявление влечений при интенсификации либо раннем развитии полового созревания. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истероформная окраска поведения, связанная с сексуальностью (стремление обратить на себя внимание); у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; n сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов и отрицательного отношения к учебе. Нарастание педагогической запущенности, связанное как с отсутствием школьных интересов, так и с органической слабостью интеллекта, низкой работоспособностью;
n переориентация интересов на внешкольное окружение. Своеобразный тип конформности с легким усвоением внешних форм поведения, стремление к имитации асоциальных форм поведения; n неблагоприятные микроосредовые условия (семейные, окружение) как основа реакций имитации, либо протеста. При отсутствии асоциальных форм поведения в семье и окружении провоцирующую роль играют недоучет родителями характерологических особенностей подросткового возраста; n неадекватные условия обучения и воспитания, препятствующие усвоению программы. Таким образом, основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие: n стойкость инфантильных черт личности; n преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития; n выраженность энцефалопатических расстройств психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений; n асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации; n неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений развития; n раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всех перечисленых выше факторов: незрелости эмоционально-волевой и личностной сфер, низкого уровня познавательной активности и слабости интеллектуальных предпосылок, неблагоприятности средовых условий. Этот фактор один из ведущих. Следует выделить и некоторые благоприятные прогностические факторы, особенно важные у ребенка с недостаточностью ЦНС, либо с неблагоприятным социальным окружением, так же характерные для различных возрастных этапов. Данные показатели могут способствовать не только разработке профилактических мероприятий, но и способов дифференцированной психолого-педагогической коррекции того или иного типа нарушения у подростков, с обязательным участием психологов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|