Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и функции Комитета по международным стандартам бухгалтерского учёта

 

Основной организацией, занимающейся разработкой международных стандартов, является специальный Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (КМСУ).

Он был создан в 1973 г. национальными организациями профессиональных бухгалтеров девяти стран: Австралии, Франции, Канады, Западной Германии, Японии. Мексики, Нидерландов, Великобритании и США. В настоящее время членами этого Комитета являются более 100 бухгалтерских организаций из 88 стран. [12, с.68]

В качестве главных уставных целей КМСУ определены следующие:

Формулировать и издавать в общественных интересах стандарты бухгалтерского учета для использования при составлении финансовых отчетов.

Способствовать принятию и распространению международных стандартов бухгалтерского учета по всему миру.

Осуществлять деятельность по улучшению и гармонизации бухгалтерских стандартов и процедур, касающихся составления и представления финансовых отчетов.

Финансирование КМСУ осуществляется за счет взносов организаций-участниц, средств Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFA), поступлений от транснациональных компаний и бухгалтерских фирм, а также за счет выручки от издательской деятельности.

В составе КМСУ на постоянной основе работают правление и консультативная группа.

Основными функциями правления являются:

координация деятельности КМСУ;

определение программы его стратегического развития;

назначение рабочих групп для подготовки стандартов;

контроль за разработкой стандартов;

экспертная оценка подготовленных стандартов и окончательное их одобрение.

Правление состоит из представителей бухгалтерских организаций 13 стран. Как правило, в него входят представители 9 стран-основателей, некоторых стран - членов Комитета, транснациональных компаний, международных финансовых организаций, а также известные финансовые аналитики.

Руководит правлением председатель, который избирается сроком на два с половиной года. Его помощником является генеральный секретарь. Обычно правление проводит свои заседания три раза в год.

Основной функциональной обязанностью консультативной группы является оказание помощи правлению в его работе по созданию стандартов бухгалтерского учета и отчетности. В состав консультативной группы входят представители различных организаций, которые заинтересованы в подготовке достоверных финансовых отчетов и используют их в своей деятельности. К таким организациям относятся фондовые биржи; национальные органы, ответственные за регламентацию и стандартизацию бухгалтерского учета; межгосударственные организации; международные финансовые институты и т.д.

За время существования КМСУ под его эгидой было разработано 39 стандартов (включая замененные и пересмотренные), а также создана концептуальная основа для подготовки новых стандартов и внесения изменений в старые (табл.2 и 3).


Таблица 2

Перечень проектов стандартов

№ проекта Название Дата публикации
Е54 Льготы для наемных работников 1996
Е58 Операции дисконтирования 1997
Е61 Слияния компаний 1997

 

Таблица 3

Перечень основных международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ)

Номер стандарта МСБУ Название стандарта Дата публикации или пересмотра
  План подготовки и представления финансовых отчетов 1989
1 Раскрытие политики бухгалтерского учета 1974
  Пересмотрен: Представление финансовой отчетности 1997
2 Товарно-материальные запасы 1993
3 Консолидированная финансовая отчетность  
  Заменен МСБУ 27 и МСБУ 28 1989
4 Учет амортизации 1976
5 Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности 1976
  Пересмотрен 1998
6 Учет изменения цен  
  Заменен МСБУ 15 1981
7 Отчетность о движении денежных средств 1992
8 Чистая прибыль или убыток за период, существенные ошибки и изменения в учетной политике 1993
9 Учет затрат на исследования и разработки 1993
10 Непредвиденные события и события, произошедшие после даты составления бухгалтерского баланса 1978
11 Контракты по строительству 1993
12 Учет налогов на прибыль 1996
13 Представление текущих активов и текущих обязательств 1979
  Пересмотрен 1998
14 Предоставление финансовой информации по сегментам 1981
  Пересмотрен: Сегментарная отчетность 1997
15 Информация, отражающая последствия изменения цен 1981
16 Недвижимость, здания и оборудование, находящиеся в собственности 1993
17 Учет аренды 1982.
  Пересмотрен: Аренда 1997
18 Доход 1993
19 Расходы на пенсионное обеспечение 1993
20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи 1982
21 Последствия изменения обменных курсов иностранных валют 1993
22 Объединения компаний 1993
23 Затраты по заимствованиям 1993
24 Раскрытие информации о связанных сторонах 1984
25 Учет инвестиций 1985
26 Учет и отчетность по пенсионным планам 1986
27 Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние предприятия 1989
28 Учет инвестиций в ассоциированные компании 1989
29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции 1989
30 Раскрытия в финансовых отчетах банков и подобных финансовых учреждений 1990
31 Финансовая отчетность об участии в совместных предприятиях 1990
32 Финансовые инструменты: раскрытие и предоставление 1995
33 Прибыль на акцию 1997
34 Промежуточная финансовая отчетность 1998
35 Прекращаемая деятельность 1999
36 Обесценение активов 1999
37 Резервы, условные обязательства и условные активы 1999
38 Нематериальные активы 1999
39 Финансовые инструменты: признание и оценка 2001

 

Характерной особенностью тех стандартов, которые были введены в действие до 1993 г., является наличие в них теоретических и методических трактовок, допускающих довольно значительную гибкость при выборе различных учетных концепций, приемов, методов и оценок. Такой подход обусловлен тем, что на ранних этапах деятельности КМСУ основу его доктрины в области стандартизации составляла идея международной гармонизации национальных систем бухгалтерского учета стран, значительно отличающихся друг от друга своими социальными и экономическими условиями, уровнем индустриального развития, а также сложившимися учетными традициями.

В 1987 г. КМСУ принял решение о необходимости принятия новой стратегии, направленной на улучшение качества международных стандартов. Приоритетным направлением в этой связи стало сокращение допустимых методических вариантов при решении учетных задач и при формировании учетной политики. В 1989 г. было зафиксировано положение о необходимости обеспечения максимальной сравнимости, сопоставимости и унификации бухгалтерской отчетности субъектов хозяйствования различных стран. Был принят специальный документ, в котором декларировалась отмена ряда альтернативных методик учета и вводилась система предпочтений для отражения тех хозяйственных операций и объектов учета, которые в силу своей специфики требуют сохранения компромиссных методов.

В 1990 г. правление КМСУ выпустило "заявление о намерениях", которое стало основой для пересмотра нескольких учетных стандартов. Были сформулированы две новые концепции содержания международных стандартов - концепция базового подхода и концепция разрешенного альтернативного подхода. В этих концепциях нашли отражение предпочтения КМСУ для тех случаев, когда в бухгалтерской практике допускается использование более одного метода учета. Впоследствии, начиная с 1993 г., были пересмотрены 10 стандартов, которые стали применяться для составления финансовых отчетов за период с 1 января 1995 г.

Следует заметить, что процесс подготовки новых стандартов, пересмотра, уточнения редакции, а иногда и полной замены устаревших стандартов продолжается постоянно. Так, подвергались пересмотру МСБУ 1 (Предоставление финансовой отчетности), МСБУ 14 (Сегментарная отчетность), МСБУ 17 (Аренда). Они вступили в силу со второй половины 1998 г. Новые стандарты посвящены учету резервов, непредвиденных обязательств и непредвиденных активов, учету нематериальных активов, учету льгот для наемных работников и служащих, промежуточной отчетности и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...