Тренировка внимания, памяти и воображения («три кита актерской психотехники»)
Данные наших предварительных наблюдений, приведенные выше, свидетельствуют о снижении качества протекания основных психических процессов у заикающихся. Обнаруженные явления снижения психической работоспособности и некоторая инертность нервных процессов отрицательно сказались на характере и качестве внимания, памяти и воображения. Исходя из патогенетических принципов коррекции неврозов, предложенных В.Н. Мясищевым, и рассматривая заикание как психоневроз, мы поставили задачу улучшения этих процессов, что должно повести за собой (вторично) и улучшение речи у заикающихся. Методики тренировки памяти осуществлялись по известным правилам и способам «тренинга актерской психотехники». Как известно, внимание — это такая организация психической деятельности, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или совсем неосознаваемых. В полном согласии с понятиями общей психологии и К.С. Станиславский полагал, что внимание проявляется направленностью и сосредоточенностью сознания на определенном объекте. Это и послужило основанием для разработки элементов «тренинга актерской психотехники». Мы начинали работу с заикающимися с простых задач на внимание. Сосредоточение производилось на любом объекте, находившемся в учебной комнате (карандаш, чернильный прибор, зеркало), но с обязательным условием выхода на сценические подмостки. Уже сам по себе выход «на сцену» (пусть условно изготовленную) сопровождается «сценической лихорадкой» либо другими формами проявления волнений даже у совершенно здоровых студентов театральных институтов. И они теряются и не могут сосредоточиться на объекте. Еще более кропотливой является работа с заикающимися, которые уже на первых занятиях отмечают разницу между пребыванием на сцене и работой в одном ряду с педагогом и другими членами коррекционной группы.
I группа упражнений Ученики на одну-две минуты рассматривают перед всей группой на сцене предмет (например, стул) и по команде педагога «довольно!», рассказывают, что они смогли заметить, какие качества предмета они рассмотрели внимательно. С каждым последующим выходом на сцену становится ясно, что заикающийся постепенно, но все же планомерно начинает работать более спокойно и внимательно, он замечает уже подробности предмета и даже классифицирует их: цвет предмета, его форма, материал, из которого он изготовлен, его составные части, где находится и т.п. Помимо зрительного внимания преподаватель тренирует слуховое внимание: что вы слышите, какие звуки, откуда они доносятся, какова их дифференциация, природа. Кроме наблюдения внешних предметов проводилась также тренировка на внутреннее сосредоточение — сосредоточить свое внимание на какой-то мысли или проблеме с целью ее всестороннего рассмотрения (II группа упражнений). III группа упражнений — направленность тренировок на подвижность и переключаемость внимания. Педагог предлагает аудитории сосредоточить внимание на каком-то объекте (например, дверь, окно в учебной аудитории), затем называется другой объект (например, циферблат на часах тренирующегося ученика) и, когда сосредоточение произошло, преподаватель попеременно командует: «окно», «часы», «окно», «часы и т.п. Тренируя наблюдательность как основу внимания педагог предлагает упражнения на рассмотрение учащимся своих пяти пальцев, а испытуемые с каждой тренировкой становясь все внимательнее, рассказывают много новых деталей. То же делается с предметами их туалета: обувь, зонтик, часы и т.п.
Нельзя разорвать упражнение на память и фантазию с тренировкой внимания, не случайно их взаимосвязь и большая значимость отмечена К.С. Станиславским емким выражением: «три кита актерской психотехники». Приводим приемы, которые мы рекомендовали своим «ученикам»: 1. Воспроизведите биографию данного спичечного коробка. 2. С короткой «выдержкой» в 15 секунд «сфотографируйте» внутренним зрением все предметы, лежащие на столе. 3. «Сфотографируйте» вещи. Закройте глаза. Педагог смешивает вещи и просит испытуемого разложить их так, как они лежали вначале. 4. На счет пять запомните в каком расположении упали брошенные со стола спички. (Затем время запоминания укорачивается до трех). 5. Всмотритесь в облака, или в любые окружающие вас предметы. На что они похожи (упражнение на фантазию). 6. На счет 30, найдите и запомните все предметы в аудитории, название которых начинается на букву «С». 7. Запомните, как стоят стулья, и с завязанными глазами пройдите этот «лабиринт». 8. Ориентировка в аудитории на юг и север с фантазированием картин природы, а затем с обнаружением сторон света с закрытыми глазами и с «вертушкой». 9. Ходьба и бег на первой, второй, третьей скорости. 10. Биография по портрету (например, «Вдовушка» И. Федотова). 11. Расскажите биографию по походке или по взгляду. 12. Наблюдения и последующий рассказ о событиях на улице. 13. Рассказ по закреплению в памяти передаваемых из рук в руки открыток (время экспозиции — 10 секунд). 14. Цепочка ассоциаций и кинолента видений. Особый интерес представляет наблюдение за взаимодействиями людей по их поведению: влюбленные, начальник или подчиненный и т.п. Упражнения на тренировку памяти даются в последовательности, соответствующей основному правилу дидактики — от простого к сложному. Простейшая форма тренировки памяти — восстановление бывших раннее следов зрительных, слуховых, двигательных, осязательных, обонятельных и иных образов действительности. Заикающимся предлагается также вспомнить первое впечатление от пребывания на море и обстановку бывшую при этом, любимую картину, архитектурный памятник, внешний облик дорогих ему людей. Тренирующиеся обнаруживают с каждым занятием все больше объектов, воспоминаний: шум ветра, дождя, пение жаворонка, мелодии популярных песен, запахи цветов, свежего сена, вкус горчицы, ощущение морозного дня и т.д.
Тренировка воображения с «беспредметными действиями» входит в качестве необходимого элемента системы в разделе «метод физических действий», и, соответственно, будет разобрана нами в последующем. Здесь только укажем, что наряду с вышеприведенными упражнениями на комплексную тренировку наблюдательности, внимания, памяти и воображения, нами давались упражнения с предметными действиями. Например, педагог предлагает заикающемуся зажечь спичку, чтобы найти в темноте потерянный предмет. Заикающимся трудно сразу переходить к беспредметным действиям. Но от выполнения реального жизненного действия с безусловно рефлекторной сигнализацией предметов облегчается задача их дальнейшего обучения «методам физических действий». Чтобы в точности воспроизвести даже простейшее движение пальцев, для осуществления действий по закуриванию сигареты, приходилось часто возвращаться к реальным действиям, повторять отдельные операции. Заикающиеся лучше усваивали упражнения, когда им разрешалось осуществлять их не целиком, а отдельными расчлененными операциями. — нащупать коробок в кармане; — захватить и вытащить его; — повернуть этикеткой вверх, чтоб не выпали спички; — вытолкнуть пальцем коробок из футляра; — отделить пальцами другой руки одну спичку; — захватить ее двумя пальцами и т.д. и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|