Метод физических действий.
Этот метод является основной частью системы К.С. Станиславского. Не случайно он говорил своим ученикам в оперно-драматической студии: «Тот, кто выполняет маленькие физические действия, тот знает уже половину системы». В важности и эффективности этого метода и всех его элементов мы убедились и при работе с заикающимися. а) «Настройка к действию» фактически присутствует в системе общепедагогических воздействий, но не выделяется в отдельные элементы как у Станиславского, система которого включает все элементы как очень важные, иерархически соподчиненные и взаимосвязанные. К настройке относятся: внутренняя собранность ученика, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в процесс работы. Упражнения дисциплинируют заикающихся, бесшумность и продлевание их физических действий с закрытыми глазами, создает некоторую таинственно-театральную, а не формально-рабочую атмосферу урока. Далее «пристройка» усложняется: все должны одновременно встать, составив правильный круг, одновременно сесть, проделать по команде по хлопку, а затем молча, внимательно наблюдая друг за другом, проделать все под музыку в различном темпе с изменением характера движений. Далее каждому, в качестве «настройки» на выполнение физических действий, предлагалось спеть песню по собственному выбору. Это «раскрепощало» заикающихся, но задания усложнялись с целью тренировки и настройки различных анализаторов (зрительного, слухового, их комбинации и «перебивок») на выполнение заданий. Например, по одному сигналу надо петь вслух, по другому — продолжать петь про себя, затем петь хором, по сигналу — мысленно, по другому сигналу — с выделением отдельных голосов. Тренируется настройка на взаимодействие и умение удержать внимание.
В порядке соревнования на быстроту нервных процессов ученики по сигналу должны проделать комплекс определенных движений (например, коснуться десяти различных предметов, мысленно произвести арифметические действия, перечислить в течение минуты наибольшее количество предметов, находящихся в аудитории, названий городов, имен выдающихся деятелей культуры, подметить новое в облике своих товарищей и, наконец, провести минуту молчания в полной тишине, неподвижности и сосредоточенности при мышечной и психической свободе. Многим заикающимся это сразу не удается. Что заставляет последовательно перейти к упражнениям на «преодоление мышечных зажимов». б) «Мышечное освобождение» имеет целью снять излишнее волнение, что, в конечном счете, способствует преодолению психической напряженности. Чтобы почувствовать «мышечную свободу», надо, по контрасту, сначала напрячь ту или иную группу мышц, а затем почувствовать «мышечную радость» от их расслабления. Учащимся предлагается встать, вытянуть руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание, подняться на носки, напрячь все тело так, словно удерживая тяжелый груз, а затем с выдохом «расслабить» все мышцы, опустившись на стул и откинувшись на спинку стула (кресла), потом посидеть немного в свободной позе с прямой спиной. Далее в упражнениях на освобождение мышц отыскивается так называемое «нулевое положение», то есть состояние, отделяющее напряжение от расслабления. Чтобы найти «нулевое положение» ученики проделывают упражнение отслеживания напряжения мышц, сверху вниз, мышца за мышцей оценивая их состояние, отыскивают нейтральные ощущения. Прежде всего «нулевое положение» отыскивается на лице. Походка многих заикающихся и их пантомимика угловаты, синкинезии мышц мешают их свободной пластике, они, что называется, ходят, словно «аршин проглотил», поэтому прорабатываются мышцы туловища для отыскания пластичной походки.
Чтобы освободить мышцы рук, надо также начинать тренировку с волевого напряжения и освобождения. Для этого надо напрячь кисть, сжав ее в кулак, затем поработать с мышцами предплечья и плеча, потом добиться ощущений тяжести и расслабления в руке. Тогда рука свисает как плеть. Это упражнение считается исполненным и педагог периодически проверяет, нет ли напряжения или скованности в мышцах руки и нет ли искусственного притворства в том, что рука опущена как плеть, но по настоящему еще не расслаблена. То же самое проделывается потом с другой рукой, потом — с обеими вместе. Следующее упражнение — на дифференцированное ощущение напряжения и расслабления, например, освободив мышцы правой руки и левой ноги, напрячь левую руку и правую ногу. Ученики упражняются на сворачивание и разворачивание движения, как бы пропуская по руке мышечную энергию от плеча к кончикам пальцев, делая затем выразительные жесты. Упражнения проводятся с психологическим «оправданием» действий. ТРЕНИРОВКА ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ По мнению видного театрального педагога С.В. Гиппиуса (1967) метод физических действий дает возможность научиться большой подвижности нервных процессов, владеть течением внутренних видений, чередованием чувственных образов, владеть кинезией. Для наших испытуемых, у которых обнаружены инертность и снижение переключаемости нервных процессов, угнетение сенсомоторных реакций, эти упражнения оказались не только адекватными, но и целесообразными и эффективными в указанном плане оптимизации психических процессов у заикающихся. 1) Упражнение на переключаемость «круга внимания». Данные упражнения являются продолжением и развитием описанной ранее техники воспитания внимания, но усложненное тренировкой переключаемости. Вначале круг внимания ограничивается предметами, лежащими на столе, которые тренирующийся должен назвать после краткой экспозиции, затем круг внимания расширяется до рассмотрения части комнаты, а затем и всего кабинета, нескольких, а затем и всех присутствующих.
Дается домашнее задание на скорость переключения кругов внимания (сначала рассмотрение идет по счету от 1, 2, 3... до 30, затем экспозиция сокращается до минимального счета 5). 2) Упражнение «пишущая машинка» тренирует не только переключаемость нервных процессов, но и коллективную взаимосвязанную деятельность. Педагог распределяет между членами учебной группы все буквы алфавита (некоторым, ввиду малочисленности группы, достаются несколько букв). По хлопку преподавателя «печатается» строка какого-нибудь известного стихотворного отрывка. (Например, «любви все возрасты покорны».) Безошибочность коллективного действия достигается не сразу. С последующим усложнением упражнения за счет ускорения ритма, введения двух «шрифтов», или «испорченных букв» удается значительно улучшить сосредоточенность, объем внимания и переключаемость нервных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|