Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ географического положения.




Кафедра «Международная высшая школа управления»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Маркетинговое исследование рынка online-обучения для частных лиц в сфере IT-образования в России»

по дисциплине «Маркетинг»

 

 

Выполнила студентка Гр. 337332/1302 Васькина А.В. ____________
Руководитель к.э.н., доцент Каньковская А.Р. ____________

 

Санкт-Петербург

Введение.

Online-образование является сравнительно молодой отраслью, которая стала приобретать массовую популярность в 2011-2012 годах. Дистанционное образование означает удаленное обучение в лекционном формате. В процессе обучения слушатели могут видеть демонстрируемые преподавателями материалы, слышать голос преподавателя и задавать вопросы по изучаемому материалу. Сегодня к такому методу обучения приходит все большее количество людей, т.к. это представляет наиболее удобный формат: любой желающий может получить необходимое образование в практически любой области, независимо от возраста, умственной подготовки и пр. Предметом моего исследования является online-обучение именно в сфере IT.

На сегодняшний день наблюдается активное развитие интереса к IT-области (сокр. от англ. Information Technology, что дословно переводится как Информационные Технологии (ИТ). Информационные технологии – это множество научных и технических областей знания, которые на практике применяют методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью вычислительной техники. Сферу IT подразделяют на такие основные направления как компьютерная графика и дизайн, сетевые технологии и системное администрирование, разработка программного обеспечения. Сейчас российский рынок online-обучения IT начинает активно развиваться и здесь превалируют два типа online-образования: MOOCS (массовые открытые online-курсы с интерактивным участием), а также персональное менторство (обучение материалу преподавателем индивидуально). Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области online-образования:

По стоимости: бесплатные, платные и freemium (процесс обучения бесплатный, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платная услуга);

По времени: fixed time и open schedule (в первом случае курс доступен только в определенный момент времени (час, день, неделя и пр.), а во втором – курс доступен всегда);

По количеству слушателей: без ограничения, с ограничением.

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 г., настоящий взлет рынка случился в 2012г., когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity. Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов.

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 г., следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей. [1]

Глава 1. Общая характеристика рынка.

Анализ географического положения.

Т.к. формат дистанционного обучения может осуществляться из любой точки страны, то исследование рынка online-обучения будет производиться по всей территории Российской Федерации.

Россия расположена в северной части материка Евразия, занимает около 40 % площади Европы и 30 % площади Азии. Россия — самое северное государство мира. Почти 2/3 ее территории относится к зоне Севера.

По размерам территории наша страна занимает первое место в мире. Площадь России 17,1 млн км2. Это больше площади всех европейских государств, вместе взятых. По территории Россия скорее сопоставима не с отдельными государствами, а с целыми материками. Площадь России больше площади Австралии и Антарктиды и лишь немногим уступает Южной Америке (18,2 млн км2). Россия в 1,6-1,8 раза превосходит по площади крупнейшие государства мира — Канаду, США и Китай, и в 29 раз — самое большое государство Европы — Украину.

Расстояние между крайней северной материковой точкой (мыс Челюскин) и крайней южной (граница с Азербайджаном у г. Базардюзю) — около 4 тыс. км, между крайней западной точкой (Гданьский залив в Калининградской области) и крайней восточной (мыс Дежнева) — около 9 тыс. км.

«Северность» России накладывает существенные ограничения на освоение территории. Громадные издержки страна несет из-за необходимости обогрева зданий, увеличения объемов конструкционных материалов, производства теплой одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети, укрепления инженерных сооружений и т.д. [2]

По данным Росстат общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146 544 710 человек, а темп роста населения на 2016 год составил 0,19%. Население распределено крайне неравномерно: 68,2 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории.

В России, как и в большинстве развитых стран мира, приостановился процесс урбанизации: соотношение городских и сельских жителей. — 74,14 % (или 108,7 млн. человек) и 25,7% (или 37,9 млн. человек) соответственно.

Главным показателем, отражающим размещение населения, является плотность (число жителей, приходящихся на 1 кв. км территории). Средняя плотность населения по России составляет 8,55 чел./км2. Наибольшая плотность в России наблюдается в г. Москва – 4910,44 чел./км2 (с численностью населения 12 330 126 чел.) и в г. Санкт-Петербург – 3724,65 чел./км² (с населением 5 225 690 чел.). Самая низкая плотность населения в Российской Федерации – в Чукотстком автономном округе – 0,07 чел./км². [3]

По плотности и особенностям расселения людей, преобладающим типам населенных пунктов и степени хозяйственного освоения в России различают несколько зон:

1) Основная полоса расселения.

Она включает почти всю Европейскую часть России, юг Сибири и Дальнего Востока и занимает 34% территории страны. Здесь находится зона сплошного заселения страны и проживает 93 % ее населения. В пределах этой зоны наблюдается высокая плотность - 50 чел./км2 и выше, большое число крупных городов, городских агломераций, сосредоточена почти вся обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство (без оленеводства) страны. Главная полоса отличается более благоприятными климатическими условиями, высоким уровнем социально-экономического развития и ранней историей освоения.

2) Зона Крайнего Севера.

Она расположена к северу от основной полосы расселения и включает 64% территории страны. Расселение в пределах этой зоны очаговое, т.е. отдельные населенные пункты и их группы разбросаны островками на необъятных просторах тундры и тайги, вблизи крупных ресурсных баз, по долинам рек и вдоль транспортных путей. Плотность населения здесь очень низкая – 0,9 человек на км2 и в настоящее время происходит отток населения из этой зоны.

3) Аридная зона.

Эта зона находится в районах пустынь и полупустынь, где крупные города формируются вблизи месторождений полезных ископаемых, а сельские поселения там, куда приходит вода. Она расположена на юге, прежде всего азиатской территории России в виде прерывистой полосы. Численность населения здесь незначительна. []

Таким образом, несмотря на существенную дифференциацию особенностей зон расселения и их плотность населения, нельзя сказать однозначно какой из регионов будет проявлять преобладающий интерес к предлагаемой услуге. Однако, важно сказать, что большая часть потребителей будут городскими жителями, т.к. для online-обучения клиенту необходимо иметь устойчивый интернет и компьютерную технику с определенным минимальными техническими характеристиками, приобретение которых представляет некоторую сложность для жителей села.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...