Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование требований покупателей и уровня покупательской способности




Онлайн-обучение сегодня – это рынок, который очень быстро расширяет своё влияние, привлекает все больше и больше новых потребителей. И так как рынок не достиг еще своей зрелости, а находится только на этапе стремительного роста, он остается интересен, как и существующим участникам, так и новым, а также привлекает много инвесторов. Однако, несмотря на бурное развитие и популярность дистанционного обучения, для того, чтобы войти в IT-рынок, необходимо изучить спрос и оценку покупательской способности. С этой целью мной было проведено анкетирование потребителей, анализ которого позволит также сегментировать рынок. Ниже представлена сводная таблица с ответами опрошенных двадцати шести респондентов на двенадцать вопросов.

Табл. 3. Сводная таблица с ответами респондентов

Вопрос Варианты ответа Число ответивших % от общего числа респондентов
1. Вы заинтересовались IT-образованием, потому что: А) Возможность обучаться (и в будущем работать) дистанционно    
Б) Прибыльная область    
В) Интересная/необычная сфера    
Г) Перспективно и востребовано    
2. Был ли у вас опыт работы в сфере IT? А) Да    
Б) Нет    
3. Занимались ли Вы программированием ранее? А) Никогда    
Б) Занимался неуглубленно в школе/университете    
В) Обучался по специальности в университете    
Г) Занимался самообучением (включая онлайн-курсы)    
Д) Посещал курсы    
4. В чем для вас преимущество online-обучения? А) Домашнее обучение (время и место)    
Б) Материал всегда доступен    
В) Невысокая цена обучения    
Г) Затрудняюсь ответить    
5. Сколько часов в день Вы готовы уделять на обучение? А) Менее 1ч.    
Б) От 1 до 3 ч.    
В) От 3 до 5 ч.    
Г) Более 5 ч.    
6. Какой срок обучения Вы считаете подходящим для Вас? А) Месяц    
Б) От месяца до полугода    
В) От полугода до года    
Г) Более года    
7. Сколько Вы готовы платить за обучающие online-курсы в сфере IT? А) От 3000 до 6000 р.    
Б) От 6000 до 9000 р.    
В) Более 9000 р.    
8. Какой организации Вы отдадите предпочтение при выборе online-курса? А) Платформы открытого образования    
Б) Курсы университетов    
В) Ментор    
9. Какой результат Вы ожидаете после прохождения курсов? А) Повышение квалификации    
Б) Саморазвитие, удовлетворение собственных интересов    
В) Смена работы/отрасли    
Г) Хочу создать собственное приложение/реализация собственной идеи    
Д) Другое    
10. В каком городе вы работаете/учитесь? А) Астрахань    
Б) Днепр    
В) Киев    
Г) Красноярск    
Д) Могилёв    
Е) Москва    
Ж) Одесса    
З) Пхукет    
И) Самара    
К) Санкт-Петербург    
Л) Саратов    
М) Хабаровск    
Н) Херсон    
11. Какой Ваш пол? А) Муж.    
Б) Жен.    
12. Какой Ваш возраст? А) Младше 18    
Б) 18-20    
В) 21-23    
Г) 24-26    
Д) 27-30    
Е) 31-34    
Ж) 35-44    
З) 45 и старше    

 

Основываясь на сводную таблицу данных, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день потребители проявляют высокий интерес к IT-области, так как она проявляет себя наиболее прибыльной (39%) и перспективной (27%) сферой (рис. 2), что приводит к притоку большого количества потребителей.

 

Рис. 2. Сегментация респондентов по целям потребления

Как показывает исследование, половина респондентов имели ранее опыт работы в IT, а другая половина не связывала свою деятельность с данной областью. Это доказывает, что данный рынок в одинаковой мере интересен, как и ранее пришедшим участникам, так и новым.

Меньшая часть респондентов никогда прежде не занималась программированием (23%), а другая часть, изучавшая эту дисциплину, в основном предпочитала самообучение на онлайн-площадках (42%). Наименьшую популярность приобрели посещение курсов и обучение по специальности в университете (по 8%). Можно предположить, что такое соотношение между самообучением и профессиональным обучением объясняется выгодой во времени. Т.е. изучая предмет самостоятельно, потребитель может подстраивать под себя скорость обучения, что позволяет эффективнее и быстрее освоить материал. И ответы на следующий вопрос это подтверждают. Более половины опрошенных выделили в главное преимущество интернет-обучения возможность заниматься в домашней обстановке (62%). Такой формат позволяет работать в более комфортных условиях, в удобном для потребителя расписании, не выделяя дополнительных растрат на проезд до места обучения. Особенное внимание последнему пункту выделило 15% респондентов. Для них главным преимуществом является экономичность online-обучения. Около 19% отметили тот факт, что обучающий материал всегда находится в доступе, что несомненно, упрощает процесс обучения. Меньшая часть затруднилась ответить на данный вопрос. (Рис. 3)

 

Рис. 3. Сегментация респондентов по основным причинам потребления

В ходе анкетирования выяснилось, что 35% опрошенных готовы выделять на обучение от 1 до 3 часов в день, 42% - от 3 до 5 часов и 23% - более 5 часов. Ни один из респондентов не планирует заниматься менее часа в день. (Рис. 4) Эти данные свидетельствуют о серьезной заинтересованности потребителей - многие готовы выделить достаточно большое количество времени в день, чтобы глубже изучить предмет. В свою очередь, для успешной экономической деятельности на данном рынке, продавцу необходимо предоставить материал в такой форме и составить такую программу, чтобы пользователю было интересно на протяжении нескольких часов продолжать обучение (например, добавить инструменты геймофикации). А также необходимо учитывать предпочитаемый срок обучения для каждого потребителя. Так как тип и скорость восприятия у каждого человека разные, необходимо составить такую систему, которая будет способна удовлетворить потребности каждого. Именно поэтому площадка online-обучения является наиболее универсальной и удобной многим пользователям (информация всегда в доступе, скорость обучения можно персонализировать).

 

 

Рис. 4. Сегментация респондентов по времени, которое они готовы выделять на обучение

 

Следующий важный пункт в исследовании – это вопрос той суммы, которую покупатель готов отдавать за online-обучение. В результате выяснилось, что половина респондентов (50%) могут платить в диапазоне от 3000 до 6000 р., но также примерно столько же покупателей (42%) готовы отдать за услугу от 6000 до 9000 р. И только 2% согласны заплатить более 9000 р. за обучающие курсы. Такое интересное разделение потребителей на две основные группы означает, что продавец может составить либо две разные программы для каждой из групп, либо предоставить для начала каждому потребителю «базовый» курс, а за дополнительную плату предоставлять различные бонусы (например, проверка домашних заданий с объяснением ошибок или доступ к дополнительному материалу по каждому уроку).

Говоря о предпочитаемой площадке для занятий, большинство выбрало платформы открытого образования (online-курсы) (46%), однако, приблизительно такой же части опрашиваемых (39%) нравятся занятия с ментором (личный наставник), а 15% обратятся к курсам университетов. Наблюдая практически одинаковый интерес к online-курсам и занятия с преподавателем по интернету, я предлагаю следующее решение. Так как персональные занятия с ментором являются наиболее затратным форматом обучения, его можно включить в «дополнительный пакет», о котором говорилось ранее. Т.е. предоставлять каждому ученику доступ к видеоматериалам, лекциям, заданиям, а при дополнительной оплате предоставлять личного тренера.

 

Рис. 5. Сегментация респондентов по предпочитаемой площадке для обучения

 

Из опрошенных респондентов 39% планируют сменить свою деятельность и работу, 27% хотят создать собственное приложение или реализовать собственную идею, интерес саморазвития преследуют 15%, 11% планируют повысить квалификацию, а 8% преследуют иные интересы. Такой разброс в ожиданиях потребителей вполне естественный, так как IT-область обладает достаточно обширным функционалом и возможностями. Но несмотря на такую разрозненность, можно составить единую программу обучения, которая будет способна удовлетворить потребности большинства.

Ниже представлена диаграмма географического расположения потребителей.

 

Рис. 6. Сегментация респондентов по географическому расположению

 

Следуя полученной диаграмме, можно сделать вывод о том, что рынок охватывает абсолютно разные города, даже страны (Россия, Украина, Таиланд). Это означает то, что нет территориальных ограничений. Любой желающий из любой точки мира может вступить в этот рынок, а также гражданин любой страны может воспользоваться предлагаемыми услугами. Это значительно расширяет возможности производителя.

Далее я представлю сегментацию потребителей по половому и возрастному признаку.

 

Рис. 7. Сегментация респондентов по половому признаку

 

 

Рис. 8. Сегментация респондентов по возрастной группе

 

Анализ приведенных диаграмм показывает, что на сегодняшний день больший интерес к IT-области проявляют мужчины в возрасте от 18 до 23 лет. Это объясняется тем, что исследуемая сфера является достаточно молодой и тенденция к обучению в IT-сфере наблюдается больше у людей до 34 лет. Так же в связи с тем, что область является достаточно сложной, многие люди следующих поколений предпочитают не покидать свои рабочие сферы, иначе они могут потерять много времени на обучение и оказаться в неустойчивом положении. И также важно отметить преобладающее мужское большинство в группе потребителей. Однако, выше уже упоминалось об универсальности и многофункциональности данной сферы, поэтому ожидается в скором времени активизация интереса со стороны женщин, а это значит, что продавцу не следует позиционировать и создавать рекламу ориентированную только на мужчин.

По результатам приведенного исследования можно сделать вывод, что мужчин-потребителей значительно больше (85%), чем женщин (15%). Так же, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что потребители в одинаковой мере готовы платить как от 3000 до 6000 р., так и от 6000 до 9000 р. Для проведения сегментации потребителей необходимо построить таблицу.

 

Таблица 4. Готовность платить за товар

Цена товара, т.р. Пол
Муж., % Жен., %
От 3000 до 6000 р. 68,2%  
От 6000 до 9000 р. 27,3% 75%
Более 9000 р. 4,5% 25%

Из таблицы 4 видно, что преобладающее большинство мужчин согласны платить не более 6000 р. (68,2%), остальные готовы заплатить от 6000 до 9000 р. (27,3%) и совсем малое число мужчин заплатят более 9000.

Касаемо женщин ситуация полностью противоположна. Ни одна из женщин не планирует платить менее 6000 р., напротив, основная часть готовы платить от 6000 до 9000 р. (75%) и только 25% согласны с ценой более 9000 р.

Далее приведена сегментация потребителей по предпочитаемой площадке для занятий в зависимости от возрастной категории.

 

Таблица 5. Предпочитаемая площадка для занятий у различных возрастных групп

Обучающая площадка Возраст
18-20 21-23 24-26 27-30 31-34 >35
Платформы открытого образования 37,5 87,5        
Курсы университетов         33,3  
Ментор 37,5 12,5     66,7  

Анализируя таблицу 5, можно сделать вывод о том, что респонденты делятся на две основные категории: возрастная группа от 18 до 26 лет (по результатам анкеты никому из попрошенных нет менее 18 лет) и возрастная группа старше 27 лет. Первой группе наиболее интересны занятия на платформах открытого образования, чуть менее привлекательными являются занятия с ментором и совсем малая часть предпочтет курсы университетов. Вероятно, это связано с тем, что данная категория подходит под «студенческий» возраст и респондентам хочется более разнообразных форм обучения. Во второй возрастной группе статистика говорит совсем о противоположном. Никто из респондентов не желает заниматься на платформах открытого образования. Большинство предпочитает занятия с ментором и меньшая часть пойдет на университетские курсы. Такое распределение ответов, скорее всего, связано с тем, что данная категория отвыкла от самостоятельного обучения и ей требуется большая поддержка и наставничество со стороны.

Подводя итог, можно выделить целевого потребителя. Это молодые люди возрастом в среднем до 26 лет. Они могут жить в любом городе, поэтому реклама не должна быть направлена на жителей одного региона. Потребители разные, но в основном они хотят сменить свою сферу деятельности, или реализовать свою идею/создать приложение. Так как одна часть потребителей готова платить за услугу до 3000 р., а другая до 6000 р., то предлагается создать такую программу, где за минимальную стоимость будут доступны базовые товары, а при условии доплат будут предлагаться дополнительные услуги. Это как раз удовлетворит потребность пользователей, которым достаточно только online-курсов, и тех, кому необходимы занятия с персональным ментором. Так как в среднем потребители готовы уделять на обучение по три часа в день, необходимо составить такую программу, создать такой материал, которые смогут удержать пользователя на протяжении нескольких часов, а в последствии и месяцев. Например, как говорилось ранее, добавить игровые элементы или создать конкурентную среду, где за каждый пройденный этап даётся бонус. Если продавец учтёт вышеуказанные особенности целевого потребителя, то он с высокой вероятностью сможет начать с ним сотрудничать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...