Глава 1. Цели ученического самоуправления
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога»
Издание осуществлено в рамках проекта «Путь к толерантной школе» за счёт средств Фонда Ч.С. Мотта, предоставленных Благотворительным Фондом поддержки инициатив гражданского общества «Точка опоры».
Д.В. Рогаткин Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002. - ____с.
В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе. Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни.
© Рогаткин Д.В. © Начинова М., иллюстрации
Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога» Почтовый адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Шотмана 10-28. http://sos.karelia.ru/doroga/ doroga@karelia.ru Оглавление
Предисловие
Глава 1. Цели ученического самоуправления. Параграф 1. Сложное слово «самоуправление». Параграф 2. Изменяем школу? Параграф 3. Изменяемся сами - изменяем общество. Параграф 4. Повторение пройденного, или работа над ошибками.
Глава 2. Правовые основы ученического самоуправления. Параграф 5. Что говорит закон. Параграф 6. Активисты, объединяйтесь! Параграф 7. Берём власть! Параграф 8. Берём власть-2! Параграф 9. Берём власть-3! Параграф 10. Повторение пройденного, или работа над ошибками.
Глава 3. Модели ученического самоуправления.
Параграф 11. Этажи ученического самоуправления. Параграф 12. Либо играем, либо заседаем! Параграф 13. Парламент? Правительство? Актив? (разговор первый) Параграф 14. Парламент? Правительство? Актив? (разговор второй) Параграф 15. Замысел воплощается в жизнь. Параграф 16. Кое-что о выборных технологиях.
Послесловие.
Приложения. 1. Правовые основы школьного ученического самоуправления в России (выписки из нормативных документов) 2. Типовое положение о представительном органе ученического самоуправления 3. Пример положения об исполнительном органе ученического самоуправления. 4. Службы примирения в системе школьного самоуправления. 5. Полезные ссылки.
Предисловие
Дорогой Читатель!
В своей жизни тебе наверняка пришлось прочитать немало учебников. А если ты – не взрослый человек, у которого школьные годы давно остались в прошлом, а ученик или учитель, то ты держишь в руках учебники почти каждый день.
Учебников стало так много, что теперь они с трудом вмещаются в школьный портфель. Авторы этих умных книг изо всех сил стараются передать свои знания школьникам, чтобы они выросли грамотными людьми.
Этот учебник – совершенно другой. Он не поможет тебе получить пятёрку и не спасёт от заслуженной двойки. Но в школьной жизни он пригодится наверняка. Особенно если ты хочешь, чтобы жизнь в твоей школе менялась к лучшему.
Итак, ты начинаешь читать
УЧЕБНИК ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Возможно, слово «самоуправление» тебе уже хорошо знакомо. Это значит, что в твоей школе работает школьный парламент, школьное правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием.
А может быть и так. Ты впервые слышишь о том, что ученики могут заниматься каким-то там «самоуправлением». Что ж, не беда: если тебе станет интересно, то ты сможешь отвечать на наши вопросы и выполнять задания. Благодаря этому, с самоуправлением познакомишься не только ты сам, но и твои друзья, родители, учителя. Вполне возможно, вы захотите наладить самоуправление и в вашей школе.
Этот учебник написан на основе опыта работы Юниорского союза «Дорога» - детской общественной организации из города Петрозаводска. «Дорога» несколько лет помогает ребятам налаживать в школах работу ученических советов, детских правозащитных приёмных, служб примирения. Работая вместе, школьные активисты и лидеры союза «Дорога» размышляют: что же такое «ученическое самоуправление»? в чём его роль в жизни современной школы? как самоуправление может стать нужным самим ученикам? Эти вопросы ты встретишь и на страницах учебника. А ответы на них – выбирать тебе самому!
А теперь, дорогой Читатель, позволь представить тех, с кем тебе предстоит общаться. Итак…
Крупнейший специалист по ученическому самоуправлению, доктор школьных наук, профессор Ю.С. Дорога.
- Здравствуйте, уважаемый профессор! Позвольте начать наше знакомство с вопроса: что заставило Вас посвятить свою научную карьеру теме ученического самоуправления? - Видите ли, мне очень хочется, чтобы школа не отставала от времени. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и «выйдут в жизнь». Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Делает ли это наша школа? Увы, не всегда. К сожалению, еще не все педагоги поняли, что школа должна меняться. Что ученики приходят в школу не за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем.
- Но, позвольте! - скажут наши читатели, среди которых есть и учителя. – Вы говорите очень странные вещи! Все знают, что главное для школы – качество образования. В ногу со временем идут, в первую очередь, те школы, которые смогли стать лицеями и гимназиями. В них работают лучшие учителя и учатся лучшие ученики. И им абсолютно безразлично, есть в их школе ученическое самоуправление или нет.
- В том-то и беда, что многие до сих пор путают качество образования и качество обучения. Уже более десяти лет действует Закон об образовании, который трактует образование как «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Заметьте, слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Но, к сожалению, многие школы до сих пор не сняли со стен старый лозунг «Учиться, учиться и учиться!». Я вспоминаю забавный случай, который произошёл в одном из лицеев. Совет ученического самоуправления этого лицея решил организовать турнир по школьному КВН. Администрация лицея дала своё согласие на проведение этого мероприятия, и команды старшеклассников начали готовить «фирменные шутки». Но вдруг за несколько дней до турнира завуч лицея заявил: «КВН отменяется!» - «Почему?» - изумились активисты. «Потому что мы – Лицей! Для нас главное – учёба! Ваш КВН будет мешать лицеистам учиться и приведет к снижению уровня успеваемости за полугодие.» Активистам осталось только развести руками. Мне кажется, что в подобных школах ребят могут научить успешно сдавать экзамены, но никогда не смогут подготовить их к взрослой, самостоятельной жизни. Представьте себе человека, который стоит на оживлённом перекрёстке с чемоданом знаний и не знает, куда ему пойти. Стоит он и думает: «Я закончил престижный лицей, мне дали столько знаний… Но какой опыт есть у меня за плечами, кроме опыта выполнения домашних заданий? Что я умею в жизни? Какая из этих дорог – моя? И, если у меня нет ответа на эти вопросы, то зачем мне этот чемодан?..» Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни. И роль в этом ученического самоуправления…
- Самоуправления, самоуправления… Вас, профессоров, хлебом не корми, дай только побормотать что-нибудь этакое умное-преумное!..
- Стоп-стоп-стоп! В наш разговор вклинился второй собеседник – Федор Пессимистов. Он учится в одной из петрозаводских школ, знает школьную жизнь, что называется, не понаслышке, и поэтому его мнение для нас будет особенно интересным. Ну, Федя, раз уж ты перебил нашего уважаемого профессора, теперь высказывайся! С чем ты хотел поспорить?
- А что сразу я-то? Всё Федя да Федя… Вы в школу-то давно заглядывали? Вы, доктора наук, там не учитесь. Вам хорошо рассуждать! А ко мне вчера подходит Мариванна, наша классная, и говорит: «После седьмого урока иди к завучу». Я пошёл. Там собрали по одному человеку от каждого класса и объявляют: «Вы теперь будете школьным парламентом. Сегодня решаем вопрос о запрете курения в школе. Кто за?» Все подняли руки и быстренько пошли по домам. А с утра по классам объявили, что школьный парламент решил штрафовать всех, кого в школе с сигаретой заметят. Один перекур – червонец. И на стенд список членов парламента повесили. Я сегодня весь день из-за этой истории от школьных курильщиков убегал…
- Ха-ха-ха! Ну ты, Федя, насмешил! Ой, извините, здрассте!
- Здравствуй, здравствуй, Василий. Вы уже догадались, что пришёл наш третий собеседник. Это Вася Активистов. Он - тоже петрозаводский школьник, но, в отличие от Феди, в ученическом самоуправлении Василий участвует давно и активно. Как говорится, опытный кадр. Что же, Вася, так насмешило тебя в грустном рассказе Феди Пессимистова? - Да то, что у нас в школе была очень похожая ситуация. Только развивалась она с точностью до наоборот. Начнём с того, что депутатов в наш школьный совет выбирали сами ребята, а не «посылали» учителя. Так вот, однажды к нам обратились старшеклассники. Они пожаловались на то, что им запрещают курить в туалете, а другого места для курения в школе нет. Не курить совсем они не могут, потому что, извините, со второго класса привыкли. Школьный совет решил, что с этим надо что-то делать, и предложил директору оборудовать место для курения. Директор велел завхозу открыть черный ход и поставить у крыльца мусорницы. Теперь у курильщиков есть место для курения, и им больше не надо прятаться по туалетам. Всем остальным не приходится дышать табачным дымом. И никто ни от кого не бегает. - Твоя, Василий, точка зрения понятна. А какой же вывод из Фединого рассказа делаете Вы, профессор? - Вывод прост - Федя причисляет к самоуправлению то, что вовсе им не является. Какое же это самоуправление? Завуч собрал детей, назначенных учителями, и они, как в «старые добрые времена», якобы от имени школьников «проштамповали» готовое решение. К сожалению, такое «самоуправление» в наших школах – не редкость. И одна из причин этого состоит в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление. Для того, чтобы восполнить этот пробел, и нужен наш учебник.
Теперь, Читатель, ты знаком с персонажами, которые будут вести с тобой разговор об ученическом самоуправлении. В конце параграфа, как и положено в учебнике, ты найдёшь задание. Мы будем рады, если ты захочешь его выполнить!
Домашнее задание: 1. Узнай, есть ли в твоей школе ученическое самоуправление. 2. Расскажи об ученическом самоуправлении твоей школы. Как называется орган ученического самоуправления, как он избирается, что он делает? Как к его работе относятся ученики и учителя? 3. Обсуди со своими друзьями и знакомыми этот материал нашего учебника. Расскажи, как они отнеслись к прочитанному. Что вызвало интерес? Что осталось непонятным? Какие возникли вопросы? ГЛАВА 1. ЦЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|