Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование государственного управления в пограничной сфере





 

Раскрытие сущности правового регулирования государственного управления в пограничной сфере предполагает, прежде всего, уяснение понятия "правовое регулирование" вообще. Исходя из того положения, что правовое регулирование представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов можно согласиться с мнением Г.В. Атаманчука, который, определяет правовое регулирование как деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата. Это требования государства - властной силы общества, и необходимы они для упорядочения общественной жизнедеятельности. Соответственно, они должны быть объективно обусловлены, субъективно обоснованы и социально эффективны, системно организованы и непременно практически реализовываться. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при его анализе и оценке. Свою особенность несет в себе и правовое регулирование государственного управления[12].

Как было отмечено, пограничные органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, федерализма, защиты интересов общества, прав и свобод граждан в пограничной сфере. Правовое регулирование данных принципов нашли свое отражение в первую очередь в Конституции Российской Федерации, которая устанавливает что Российская Федерация - суверенное федеративное государство. Кроме того, провозгласившей наше Отечество суверенным, демократическим, правовым государством, в котором многонациональный народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Статья 5 Закона Российской Федерации "О безопасности"[13] устанавливает, что основными принципами обеспечения безопасности являются:



законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов[14]:

законность;

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

гуманизм;

единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

В центре правового регулирования принципов, на основе которых осуществляется государственное управление в пограничной сфере, находится законодательство, имеющее прямое отношение к организации аппарата управления в данной области и регламентирующее его правовой статус. Такие принципы государственного управления в пограничной сфере как отраслевой, территориальный, функциональный принципы нашли свое отражение в Законах Российской Федерации: "О безопасности", "О Федеральной службе безопасности", "О Государственной границе Российской Федерации".

Закон Российской Федерации "О безопасности" установил что, для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. [15]

Раздел 4 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", в свою очередь, устанавливает полномочия органов государственной власти в сфере защиты государственной границы.

Функциональный принцип государственного управления в пограничной сфере отражен в Законе Российской Федерации "О федеральной службе безопасности". Так, глава 2 закона определяет основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, среди которых контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность.

Рассматривая правовое регулирование реализации принципов государственного управления в пограничной сфере, следует отвести особое значение указам Президента Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. обширные полномочия по правовому регулированию многих государственно-управленческих элементов и их взаимосвязей принадлежат Президенту Российской Федерации как главе государства (см. ст.83, 85, 87, 88). Его указы по предметам ведения имеют нормативный характер. Хотя они и подзаконны по своей юридической природе, но часто в условиях отсутствия необходимых законов играют роль первичных, "установительных" правовых нормативных актов. Весьма значимы для государственного управления указы и распоряжения Президента Российской Федерации по формированию системы органов исполнительной власти, назначению их руководителей, а также по кадровым перемещениям в рамках перечня государственных должностей, отнесенных к его ведению. Так, Указом Президента Российской Федерации обозначены принципы пограничной политики Российской Федерации[16]:

взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости границ;

приоритет национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве, комплексный подход к их реализации и защите;

мирное разрешение пограничных вопросов;

уважение прав и свобод человека и гражданина.

В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" отражен функциональный принцип государственного управления, где обозначены функции исполнительной власти, подразделенной на федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Кроме того, структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724.

Структура Федеральной службы безопасности Российской Федерации, определена Положением о ФСБ России. Она имеет в своем составе службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции. Кроме того, в нее входят:

Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности).

Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках)

Управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы)

Другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности)

Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности. [17]

Важное значение, среди правового регулирования государственного управления в пограничной сфере отводится подзаконным правовым нормативным актам, это главным образом постановления Правительства Российской Федерации, в которых устанавливаются правовые статусы, а также нормы (правила) ведения различных управленческих дел.

Например, функциональный и отраслевые принципы государственного управления отражены в Положении о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации. [18] Данное Положение определяет средства и методы контроля, используемые подразделениями федеральных органов исполнительной власти при осуществлении пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска через государственную границу), а также порядок их применения.

Немаловажная роль в данном вопросе принадлежит нормативным правовым актам министерств и ведомств[19]. Так, в Положении о ФСБ России среди основных функций Федеральной службы безопасности Российской Федерации отражено нормативно-правовое регулирование, а также разработка и реализация государственных программ. [20]

Правовое регулирование принципов управления в пограничной сфере регламентировано Конституцией Российской Федерации, законодательством, имеющим прямое отношение к организации аппарата управления в данной области и регламентирующее его правовой статус. Кроме того, оно может осуществляться также актами глав и правительств (администраций) субъектов Федерации, которые в соответствии с конституциями и уставами регулируют правовые статусы и другие вопросы государственного управления в пограничной сфере на своей территории, а также ведомственные нормативные акты.


Заключение

 

Проведя исследование темы в рамках настоящей работы, считаем, что поставленная цель достигнута, а задачи решены, это в свою очередь позволило автору прийти к ряду выводов.

В самом общем виде управление представляет собой целенаправленное воздействие на систему, в результате которого достигается упорядоченность системы, ее развитие в соответствии с поставленными перед ней общими задачами или целями.

Это воздействие по своей сути целенаправленно, т.е. оно должно обеспечить нормальное функционирование определенной системы (либо биологической, либо технологической, либо социальной);

Государственное управление - властное воздействие на поведение людей, находящихся в юрисдикции государства, в целях воплощения основных направлений и целей государственной политики, осуществляемое в форме исполнительной и распорядительной деятельности специально образованных управляющих органов государства.

Специфическими признаками государственного управления являются:

вертикальность системы исполнительно-распорядительных органов;

реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке;

предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

включение в механизм государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).

В целом, можно отметить, что государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы - составная часть единого механизма государственной власти.

Управление в области защиты и охраны Государственной границы представляет собой целенаправленное воздействие государственных органов и их должностных лиц, в пределах возложенных полномочий, на систему органов исполнительной власти в целях организации эффективной исполнительно-распорядительной деятельности по защите и охране Государственной границы.

Содержание государственного управления в пограничной сфере состоит в непосредственном воплощении в жизнь государственной пограничной политики органами государственной власти, в результате реализации законодательно закрепленных полномочий в области защиты и охраны государственной границы.

Головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны государственной границы является Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Пограничные органы Федеральной службы безопасности как составная часть сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации также участвует в охране исключительной экономической зоны Российской Федерации, а в случае необходимости привлекаются к обороне государства с применением всех средств вооруженной борьбы, состоящих на их вооружении.

Пограничные органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность на основе следующих принципов:

1. Принципы, касающиеся отношений государства и человека, и закрепляет такие основополагающие идеи как:

законность;

гуманизм;

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

2. Принципы связанные с международной деятельностью:

уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ;

мирное разрешение пограничных споров;

взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с аналогичными службами иностранных государств;

3. Принципы, отражающие специфику деятельности и организации пограничных органов:

сочетание гласных и негласных форм и методов деятельности;

единоначалия и централизации управления.

Правовое регулирование принципов госудрственного управления в пограничной сфере осуществляется Конституцией Российской Федерации, законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актами министерств и ведомств, а также актами глав и правительств (администраций) субъектов Федерации, которые в соответствии с конституциями и уставами регулируют правовые статусы и другие вопросы государственного управления в пограничной сфере на своей территории, а также ведомственные нормативные акты.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.