Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусствоведение как наука




Оглавление

 

 

Вопросно-ответная часть……………………………………………………….3

Искусство Древних цивилизаций Востока

Ведение…………………………………………………………………………..17

Искусство Древнего Египта…………………………………………………….18

Искусство Передней Азии………………………………………………………20

Искусство Древней Индии………………………………………………………23

Искусство Древнего Китая………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы……………………………………………28

 

Понятие «искусство» в его историческом развитии.

Античные представления об искусстве.

Происхождение искусства Аристотель выводит из естественной и специфической для человека склонности к воспроизведению. «Воспроизведение присуще людям с детства, и они тем отличаются от других животных, что наиболее способны к подражанию».* По мнению Аристотеля из этой склонности возникла сначала импровизация, а затем искусство, впоследствии разделившееся на виды. Аристотель определял искусство как «мимезис», т.е. «воспроизведение». Аристотель утверждал, что благодаря воспроизведению люди «приобретают первые познания». Таким образом, согласно Аристотелю искусство изначально связано с познанием. Сам же термин «искусство» имеет у него предельно широкий смысл – это всякая практическая деятельность человека.

Слово «искусство» («техне») употреблялось в античной философии для обозначения всякой практической деятельности, всякого уменья, соединяющего опыт и знания, а не только художественного творчества.[1] Первая классификация практической деятельности наблюдается в мифологии. Аполлон и девять муз оказались покровителями поэзии, музыки, танца, истории, астрономии, комедии, трагедии, мимики, лирики – так называемых мусических искусств. Гефест и Афина Паллада являлись покровителями прикладных искусств, таких как архитертура, художественные ремесла, женское рукоделие и другие. В дальнейшем объединение искусств и отделение их от ремесел станет более четким. Исторически складовавшееся расхождение между «мусическими» и «техническими» искусствами было не абсолютным, а относительным. В этике Платона представлен принцип деления искусства на родовое и жанровое. Они зависят, думал философ, с одной стороны, от особенности предмета подражания, а с другой стороны, от применения того или иного способа изображения. Аристотель же сформулировал основные принципы всякого морфологического анализа искусства. Согласно его принципам подражательные искусства различаются друг от друга в трех отношениях: средстве, предмете, способе подражания. В результате оказалось, что многообразие средств, коими оперируют искусства, определяет различия видов – музыки, поэзии, танца, и т. д. Особенности предмета подражания порождают различия, которые мы сегодня называем жанровыми – трагедия, комедия, и т. п. Различие в способе подражания приводят в поэзии к тому

делению, которое стало называться родовым – эпические, лирические, драматические рода.[2] 

 

Теория художественного творчества.

Художественное творчество как деятельность.

Творчество в широком смысле слова – это всеобщая способность человеческого мышления и деятельности.

Творческий процесс, в ходе которого возникают произведения искусства, питается как бесконечно многообразной информацией, получаемой художником от действительности, так и оценкой этой информации, отбором жизненных впечатлений, который осуществляется художником. Художественно-образное мышление дает возможность творцу воплощать результаты переработки жизненных впечатлений в материале и по законам определенных видов искусства.

Искусствовед П.Медведев в свой работе «В лаборатории писателя» выделяет следующие фазы художественно-творческого процесса: 1.Замысел – этап, когда возникает идея произведения, сюжетные наброски образов, эмоциональная тональность. 2.Разработка замысла. Возникновение планов, разборка и подготовка материала. 3.Период окончательного оформления произведения, правка, отделка.[3]  Художественно-творческий процесс в реальной жизни не происходит строго в такой последовательности: живые наблюдения – замысел произведения – план – его воплощение в образах и материале. Возможны и перестановки отдельных звеньев, и перерывы, скачки, и синхронность ряда фаз. Художник может и не составлять заранее плана, может привлекать жизненный материал уже в процессе работы, начать писать с заключительных разделов и т. п., - но все отмеченные элементы творческого процесса непременно присутствуют в его работе.[4]

 

Общее и частное искусствоведение

Искусствоведение как наука

Искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство — художественную культуру общества в целом и отд. виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности развития, роль в истории общественного сознания, взаимосвязи с социальной жизнью и с другими явлениями культуры, весь комплекс вопросов содержания и формы художественных произведений.

В пределах пластических искусств искусствоведение решает в принципе те же общие задачи, что и все искусствоведческие науки, и также складывается из трёх основных частей: теории искусств, их истории и художественной критики, которые, тесно взаимодействуя друг с другом, имеют и свои особые задачи. Теория искусств развивает применительно к пластическим искусствам и каждому отдельному их виду социально-философские взгляды общества и общие воззрения на искусство, формулируемые эстетикой; она изучает широкий круг вопросов идейного содержания, художественного метода, художественной формы, средств выражения, специфики его видов и жанров и т. д. в их взаимосвязи; она рассматривает общие закономерности, объективную логику развития искусства, его взаимоотношения с обществом, его воздействие на коллектив и личность. История искусств изучает и исследует развитие искусства в целом («всеобщая история искусств»), в какой-либо стране или в отдельную эпоху, анализирует эволюцию какого-либо вида или жанра, течения, направления, стиля творчества отдельного художника. Художественная критика обсуждает, анализирует и оценивает явления современной художественной жизни, направления, виды и жанры современного искусства, творчество его мастеров и отдельные художественные произведения, соотносит явления искусства с жизнью и с общественными идеалами времени и класса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...