Искусствоведение и другие науки.
Социология искусства. Социология искусства, смежная область социологии и искусствознания предмет которой — социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. и. — исследование определённых взаимозависимостей между состоянием общества в целом (или социальных институтов) и искусством как специфической сферой общественно значимой деятельности. В узком смысле С. и. — отрасль социологии, изучающая с помощью совокупности методов конкретно-социологического исследования воздействие искусства на аудиторию, социальные механизмы и средства распространения произведений искусства, художественный вкус публики, его дифференциацию, его воздействие на художественную продукцию. В строгом смысле современная С. и. возможна как научная отрасль при сочетании обоих подходов.[5] Искусство рождается и развивается в социальном пространстве. Оно зависит от социально-экономического базиса и возникающих на его основе общественных отношений. Отсюда можно сделать вывод, что предметом социологии искусства является характер, специфика и конкретные формы проявления такой зависимости. Ф.Шмит, исследователь формально-социологического направления 20-х годов, писал: «Искусствовед-историк устанавливает закономерности развития искусства. Закономерности этих двух разных порядков: одна могла бы быть выражена в виде некоторой нормальной линии, по которой фактически идет искусство, непрерывно уклоняясь от нормы под влиянием внешних воздействий. Социолог исследует природу этих уклонений. Но для этого ему нужна нормальная линия, ибо без нее ему не с чем сравнивать и не по чему проверять фактическое продвижение искусства. Существенно, однако, именно и только уклонения, т. к. вся жизнь всякого искусства протекает не в безвоздушном пространстве, а именно в конкретной земной обстановке, и всякие практические мероприятия политического или педагогического характера всегда должны это обстоятельство учитывать».[6]
Ранние и примитивные формы искусства Происхождение искусства. Производство рождается из материальных потребностей. Первобытный человек должен был изготовлять различные орудия, оружие, находить себе убежище от непогоды. Он сделался искусным по необходимости. Но произведение искусства отличаются от необходимых предметов, которыми человек удовлетворял свои потребности. Искусство на всякой ступени своего развития выражалось в двух формах – игра и роскошь. Существуют несколько теорий происхождения искусства. Одна из теорий – это происхождение искусства из труда. Как известно камень служил первобытному человеку материалом для изготовления оружия и орудий труда. Первоначально каменные топоры не имели рукояток. Затем как показывают доисторические археологи, рукоятка крепилась при помощи связок. В последствии связки стали не нужны и их перестали употреблять, но на их месте появилось их изображение, состоявшее из взаимно пересеченных параллельных линий и служившие для украшений. Так возникли геометрические украшения, которые можно наблюдать на орудиях четверичной эпохи.[7] Существуют также теологическая и внеземная концепция происхождения искусства. В первом периоде четверичной эпохи первобытный человек изготовлял кремневые топоры. Многие из этих топоров треугольной и овальной формы, обсечены с большой ловкостью мелкими кусочками, имеют довольно правильные очертания, показывают склонность первобытного человека к симметрии. Гораздо больше известно относительно второго периода четверичной эпохи. Найдены кинжалы, гарпуны, буравы из оленьего рога, покрытые резьбой и рисунками. С развитием этноса развивается и искусство. Человек заметил красящие свойства некоторых земных пород, особенно охры. Он покрывал стены пещеры изображениями животных. Также археологи находят в разных налегающих друг на друга пластах почвы остатки различных этапов развития. Круглые скульптурные изображения, вырезанные из камня или костей мамонта, оказывались глубже залегающими, следовательно, более древними, чем фигуры выполненные барельефом и рисунки. Отличительной чертой древнего искусства является реализм и простота. Оригинальной особенностью стенной живописи было искусство изображать животных полных жизни, в движении.[8] Если изображения животных того периода были реалистичны, то изображение человека напротив символично, а иногда представляли фигуры зооантропоморфных существ, либо людей в звериных масках (пещеры Марсула, Альтамира, Лурд и др.).
Искусство Древнего мира Искусство Древней Греции Развитие Греческого искусства включает в себя период древних цивилизаций. Археологи различают три периода глубокой догомеровской древности: 1.Эгейский – период маленьких мраморных идолов (III - II тыс. до н.э.). 2.Минойский или Критский (2000 – 1500г. до н.э.) Искусство этого периода отличалось стремлением к реализму и изяществу. Критские дворцы не были укреплены. Главным украшением дворцовых покоев была живопись.[9] Фрески Кносского дворца – «Парижанка», «Акробаты с быком», «Дамы в голубом» носят светский характер. Мотивы морских глубин часты в живописи и керамике (ваза с осьминогом). 3. Микенский (1500 – 1100 г. до н.э.). В этом периоде господствует упадочное отношение к предыдущей эпохе. Микенское искусство кажется более грубым, чем Критское. Росписи в Тиринифе более схематичны, чем в Кноссе. Дворцы были окружены стенами, сделанными из громадных кусков камней. Микенский период отличался оригинальной цветной керамикой, украшенной изображениями растений и животных.[10] Период XI – IX вв. до н.э. греческой истории получил название гомеровского. Сохранилось мало памятников этого периода. Основным строительным материалом было дерево и необожженный кирпич. Монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.
Архаический период (VIII – 480г. до н.э.). Искусство этого времени характеризуется поисками формы, выражающий эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной архаичной улыбкой. Появляются многофигурные композиции и рельефы. Образ человека условен, статичен, торжественен. Керамика этого периода поражает разнообразием форм. Была придумана чернофигурная техника росписи. Позже сложилась краснофигурная техника росписи, которая отличалась более тщательной проработкой деталей. Классический период (480 – 323г. до н.э.). Главной задачей искусства было правдивое изображение человека. Скульптура выполнялась в основном из мрамора и бронзы, характеризовалась монументальностью, стремлением к гармонии и пропорциональности. Великие скульпторы V в. – Фидий (Афина-воительница, Афина-Парфенос), Мирон (Дискобол), Поликлет (Гера, Дорифор, Копьеносец, Раненная Амазонка). Наиболее прославленные скульпторы IV в. – Пракситель, Скопас, Лисипп. Вид греческого храма представлял собой прямоугольный дом с дверями, но без окон, окруженной со всех сторон одним или несколькими рядами колонн, которые поддерживали крышу. На более узких сторонах храма двухскатная крыша образует треугольники, которые называют фронтонами. Они бывают обычно украшены статуями. Стена дома сверху украшена барельефами, которые образуют фриз. Когда храм построен в дорическом стиле, то верхняя часть архитрава, лежащего на колоннах, состоит из плит с тремя вертикальными желобками, называемых триглифами, которые чередуются с квадратными плитами, обычно украшенными рельефами – это метопы. Греческая архитектура знала три ордера, т.е. три главных типа колонн – дорический, ионический и коринфский. В дорическом ордере колонна не высока, увенчана очень простой капителью. В ионическом ордере колонна тоньше и заканчивается капителью типа завитков-валютов. Коринфская капитель украшена листвой и завитками.
В литературе V в. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической драмы был Эсхил. Основной мотив его творчества прославление гражданских добродетелей, патриотизма, а также идея возмездия и фактор судьбы («Прометей прикованный», «Орестея» и др.). В творчестве Софокла показана борьба свободной человеческой воли против слепого рока, подчеркнуто бессилие человека и неизбежность уготованной ему судьбы («Аякс», «Электра» и др.). Творцом психологической драмы считается Еврипид. Основной конфликт в его творчестве – борьба рассудка и страстей, которые также неотвратно, как и судьба приводят человека к гибели («Медея», «Федра» и др.). Великолепным комедиографом был Аристофан, придававшей комедии политическую остроту и злободневность («Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.). Древнегреческие трагедии и комедии ставились на общегосударственных праздниках в порядке состязания между авторами. Период эллинизма (323 – 27г. до н.э.). В городах увеличивается количество городских сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), гимназии, стадионы, библиотеки, бани и т.д. В этот период продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Характерные черты скульптуры этого времени – динамичность и выразительность. В этот период были созданы скульптуры «Афродита Мелосская», «Лаокоон» и др.[11]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|