Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство Древних цивилизаций Востока. Общие черты и особенности.




 

Введение

 

Древние цивилизации Востока возникли, примерно начиная с 4-го тысячелетия до н.э., как острова посреди обширных пространств, занятых кочующими племенами. В долинах больших рек образовались первые государства рабовладельческого строя. Экономика этих государств была проста, основана на общинном землепользовании.

Рабство сделало возможным грандиозное строительство, но оно базировалось на примитивной производственной основе.

Искусство Древних цивилизаций тяготело к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. Человек начинает осознавать себя венцом природы. Художественное мышление создает образы сверхчеловеческие, уподобленные небесным светилам, горам, животным. Идеал Исполина – символ самоутверждения и победы человека над природой. В древних мифах также проходит тема героя, раскрывающего людям тайны богов и побеждающих чудовищ: в Вавилонских сказаниях – Гильгамеш, в Египетских – Осирис, в Китайских – Юй.

Переход к цивилизации принес порабощение. Монарх, жрецы и малочисленная знать составляли верхушку общества, которая пользовалась неограниченными правами. Монархи объявляли себя потомками богов. Властелин окружался ореолом божественности и стоял высоко над миром.

Важную роль в искусстве всех стран Древнего Востока играла архитектура. Развивалось градостроительство. Города обносили высокой крепостной стеной. Было развито искусство керамики, росписи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Во всех странах со временем сложились определенные каноны изобразительного искусства и архитектуры.

 Искусство, прежде всего, служило выражением миропонимания древних народов, их культа и мифологических представлений. Таковы общие черты искусства народов Древнего Востока.

 

Искусство Древнего Египта

 

Древнеегипетское искусство главным образом было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествления фараона. В течение времени претерпело определенные изменения. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы, виды изобразительного искусства, сложились локальные художественные школы.

 В исследовании Египетского искусства нужно отталкиваться от установленной египтологической наукой исторической периодизации. Периодизация такова:

Период распада родового строя и образования государства. Это так называемая архаическая и период двух первых тенисских династий (до второй половины 4-го тыс. до н.э.). Первые гробницы этого периода представляли собой просто ямы округлой формы, в качестве строительного материала применялось дерево. В дальнейшем план гробницы усложняется. Вокруг центральной большой камеры появляется ряд геометрически расположенных малых камер, Стены выкладывают из кирпича и известняка. Над гробницей появляется курган, и постройка обносится стеной. О живописи дают понятия росписи на сосудах. Рисунки схематичны, композиция человеческого тела конусообразна, наблюдается обобщение формы и ее геометризация. Один из известных памятников этого периода плита Нармера. Симметрия, лаконизм выражения, типизация композиции, ясность конструкции составляют основу египетского искусства. Развитие круглой скульптуры тоже подчинено общим канонам и идеализированному образу.

Период Древнего Царства (4-е – 3-е тыс. до н.э.). Основы монументальности, заложенные в архаический период, развиваются в полной мере в эпоху Древнего царства. Архитектура становится ведущим видом искусства. Это связано с культом фараона. Усыпальницы царей строятся в виде пирамид. Основные памятники архитектуры этого периода: пирамиды Джосера, Хеопса, Хефрена, Микерина. Перед пирамидой Хефрена находится самый большой сфинкс, высеченный из цельной скалы. Группа пирамид в Гизе входят в состав архитектурного комплекса. Большие пирамиды окружены малыми и большим числом мастаб – это некрополь родственников фараона и знати. К пирамидам примыкали заупокойные храмы. Стены сооружений украшались росписями и рельефами. В этот период уже встречается углубленный рельеф, особенно распространенный позже. В круглой скульптуре устанавливаются строгие каноны определенных типов композиции, которые удерживаются затем на всем протяжении развития египетской пластики. Пластика этого периода становится более реалистична. Но художник не был свободен в выборе цвета: раз и навсегда устанавливается цвет для определенного объекта. Например, в рельефе и круглой скульптуре мужское тело окрашивалось в кирпично-красный цвет, а женское – в коричнево-желтый. Камень и дерево, главные материалы, из которых делаются все статуэтки.

Период Среднего царства. Это эпоха децентрализации и распада Египта на множество территориальных общин (конец 3-го – начало 2-го тыс. до н.э.). Искусство под влиянием художественных школ, возникших при дворах провинциальных правителей, становится более реалистично и декоративно. Наиболее оригинальна архитектура пещерных гробниц расположенных в Среднем Египте. Эти гробницы имеют наружный портик обычно с двумя протодорическими колоннами с абакой и массивным, покоящимся на них архитравом. Зарождение протодорической колонны относится к этому периоду, обычно она бывает 16-гранной, но в последующие периоды встречается с 18 и 24 гранями.[19] Наиболее выдающийся храм этого периода – поминальный храм Ментухотепов III и IV. Стенные росписи этого периода индивидуально-реалистичны. Художники фресок прославились изображением животных и птиц. В Среднем царстве развивается искусство скульптурного портрета. Появляется индивидуальность данного лица и своеобразное выражение. В мелкой пластике и рельефе существенных отличий от предшествовавшего периода нет.

Период Нового царства – это период колониальной экспансии, осуществляемой египетскими фараонами в странах Передней Азии и Нубии (с середины 2-го тыс. до 1-го тыс. до н.э.). Возвеличивается культ фиванского бога Амона, и подчеркиваются его воинственные функции. Новый подъем в идеализации особы царя, а в искусстве монументализации его образа. Храмы посвященные богам, в то же время служат памятниками восхваления фараона. Возникает рост храмового зодчества. Однако монументальность выражена по новому по сравнению с Древнем царством. Преобладающим видом архитектуры в Новом царстве является храм посвященный богам, а не гробница как раньше. Пирамида как вид царской гробницы исчезает в эту эпоху. Самое оригинальное в архитектуре храмов этого периода – гипостильные залы с целым лесом колонн разных ордеров. Дворцы этого периода просты, лаконичны и геометричны. Стенные росписи более декоративны и изящны. В рельефе и живописи меняется отношение к плоскости. Человеческое тело используется во всевозможных ракурсах, монотонные ритмические повторения сведены до минимума. В Древнем царстве многофигурная композиция лишь сумма единичных фигур, в Новом царстве – единое целое. Круглая скульптура, что и рельеф, становится более реалистична, объемна, трехмерна, линии более округлы. Искусство Древнего Египта было подчинено религии. Художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Искусству отводилась важная роль: оно должно было дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни.

 

Искусство передней Азии

Таким же древним и мощным очагом древней культуры, как и Египет, была Передняя Азия. Передняя Азия именуется колыбелью человеческой цивилизации не случайно. Многое из того, чем мы сейчас пользуемся, в повседневной жизни, зародилось именно там: десятеричная система счета, деление часового циферблата на двенадцать частей и др. Вавилонские жрецы умели вычислять с большой точностью движения планет, время обращения Луны вокруг Земли. Шумерские и вавилонские зодчие возводили высочайшие башни, строили не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции, впоследствии перенятые древними римлянами. В Переднюю Азию входили многие области: Месопотамия, Ассирия, Финикия, Палестина, Урарту и Иранское государство.

В Передней Азии получили развитие те же виды искусства, что и в Египте. Главенствующую роль здесь также играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими областями изобразительного и декоративного искусства. В государствах Двуречья видное место, как и в Египте, занимали скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте создавались росписи, украшавшие стены дворцов. Но многие черты отличают искусство Передней Азии от Египетского.

 

Искусство Двуречья

Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Они возводились из сырцового кирпича и оформлялись с большим разнообразием. Из-за влажного климата настенные росписи плохо сохранялись, поэтому для декоративной отделки стали применять мозаику, инкрустацию из самоцветов, перламутра и раковины. В употребление вошла отделка колонн листовой медью. Зиккураты – ступенчатые башни – возникли в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких убывающих кверху огромных трапециевидных платформ, выложенных сплошной кладкой сырцового кирпича. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем – «жилищем бога». Зиккураты строились обычно при храме почитаемого божества, впоследствии превратились в центры науки. Скульптура в виде статуй и рельефов составляла неотъемлемую часть храмов. Скульптурными формами украшались сосуды, музыкальные инструменты. Первые скульптурные портреты правителей были выполнены в металле и камне. Скульптуры и рельефы Древней Месопотамии несомненно грубее и примитивнее скульптурных образов Древнего Египта. Постепенно сложился ряд закономерностей изображения людей, животных и божеств. Определились правила передачи в рельефе человека, голова и ноги изображались в профиль, а туловище в фас, животных и птиц, у которых при профильном изображении глаза также показывались в фас. В искусстве Двуречья рано зародился повествовательный рельеф. Сцены процессий построены на ритмичном чередовании идущих фигур.

С укреплением деспотии искусство стало служить прославлением власти правителя и божества. Большой высоты также достигло ювелирное искусство. Шумерийские мастера знали чеканку, филигрань и зернь, умели делать сплавы драгоценных металлов. Золотые чаши, кубки, кинжалы инкрустировались перламутром, лазуритом и сердоликом, тонко орнаментировались. Ювелирные изделия были сделаны с отточенной изысканностью, которой не было в других видах искусства.

В первой половине 2-го тыс. до н.э. вся южная половина двуречья объединилась под властью Вавилона. Высокого расцвета достигли литература науки и искусство. Искусство Вавилона складывалось под сильным влиянием искусства Шумера и Аккада. Но в вавилонской скульптуре больше спокойствия. Она несет отпечаток торжественного ритуала, установившегося при дворе.

В искусстве Финикии благодаря торговым потребностям разрабатывались не сколько монументальные художественные формы, сколько декоративно-прикладные. Финикия славилась своей резной костью, ювелирными работами по серебру и золоту.

Искусство Хеттов – горного народа, населявшего Малую Азию – в своих основных чертах восходило к Шумерскому. Но здесь сложилось самобытное чувство художественной формы. Архитектурные и скульптурные памятники хеттов тяжеловесны и массивны. Власть камня выражена в фигурах львов и сфинксов, обрамляющих крепостные стены. Для строительства храмов и дворцов хетты использовали крупные блоки камня. Цоколи выкладывались вертикально стоящими плитами – ортостатами.[20]

 

Искусство Ассирии

Ассирийцы были великими наследниками культуры Древнего Вавилона, это влияние прослеживается на произведениях скульптуры и зодчества. Ассирийские цари объявляли себя наследниками древних народов и стремились к подтверждению божественной воли. Ассирийские правители стремились превзойти все то, что было создано до них. Ассирийские дворцы были роскошны. В их строительстве и украшении принимали тысячи искусных мастеров, ремесленников. Искусство Ассирии складывалось как придворное. Военный характер государства определял направленность зодчества. Ассирийские города были крепостями, обнесенными мощными стенами и обведенными рвом. Въездные башенные ворота представляли сложную систему укреплений, которые служили не только оборонительным целям, но и являлись показателями могущества города. Входы в виде башен украшались огромными парными скульптурами фантастических зверей – шеду – с туловищем быка, крыльями орла и головой мужчины в высоком головном уборе. Они воплощали могущество сил природы, оберегающего царский дом от всякого зла. Дворцовые комплексы включали в себя и храмы и зиккураты, а также дозорные башни. Впервые в искусстве Передней Азии рельефы и росписи, соединенные с архитектурным пространством, превратились в сюжетно связанные между собой целостные панорамы. Плоскостный, декоративный стиль росписей 9 в. до н. э. присущ и рельефам и росписям. Круглая скульптура играла в Ассирии меньшую роль, чем рельеф. Главным в скульптуре было выразить спокойную мудрость, достоинство, могущество и красоту владыки. Черты лица были правильны, неподвижны, величественны, подчеркнута сила мышц и монументальность тела. Статуи правителей уподобляли богам. Они устанавливались в храмах и предназначались для поклонения наряду со статуями божеств.

Древняя Вавилония в 7 веке до н. э. вступила в период нового подъема после сокрушения Ассирийской державы. Она превратилась в крупный культурный центр. Планировка Вавилона была близка к планировке ассирийских городов, но стиль зодчества отличался от ассирийского. Возросла роль жречества, в связи с этим исчезли темы прославления царей, уменьшилось скульптурных форм в ансамбле, храмовое строительство получило больший приоритет над дворцовым. Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пышностью образцы, созданные Древней Вавилонией и Ассирией. [21]

 

Искусство Ирана

В середине 6-го века до н. э. древнеперсидские цари из рода Ахменидов разгромили Вавилон и завоевали огромные территории, образовав государство Ахменидов, которое к концу 5 века до н. э. превратилось в могущественное государство. Искусство ахмединского Ирана, прежде всего придворное, дворцовое. Как и ассирийские дворцы, дворцы Ирана были украшены огромными рельефами и у входа стояли крылатые быки еще более внушительных размеров. Персидские зодчие ввели новшество – это ападана: многоколонный тронный зал, где капители колонн были в виде бычьих полуфигур. Покои дворцов украшали золотые обшивки и многоцветные изразцы. Наряду с рельефами дворцов, в ахменидском Иране создавались и скальные рельефы, и наземные мавзолеи, отличавшееся монументальностью, простотой и строгостью архитектурных форм. Декоративно-прикладное искусство Ирана было тоже на высоком уровне, о чем свидетельствую найденные археологами многочисленные серебряные и золотые блюда, чаши, кувшины, ожерелья, серьги из золота и драгоценных камней.[22] 

Искусство Ахменидского Ирана было торжественное, более покойное и светлое чем искусство Ассирии.

 

Искусство Индии

Уже в 3 – 2 тыс. до н. э. на северо-западе Индостана в Мохенджо-Даро и в Хараппе сложились ранние классовые отношения, возникли государства и многолюдные города, которые вели широкую торговлю с другими странами, в первую очередь с Египтом, Шумером и Аккадом. Города имели правильную планировку, многоэтажные дома строились из обожженного кирпича и имели систему водоснабжения и канализации. Найденные археологами предметы художественного ремесла – изделия из бронзы, ювелирные изделия, керамика, мелкая пластика указывают на сходство с культурой Месопотамии. В середине 2-го тыс. до н. э. культура древнейших городов была прервана. Причина ее заката до сих пор остается загадкой. Об искусстве середины 2-го тыс. до н. э. известно мало. Единственный литературный памятник этого периода – Веды (Знание) в поэтической форме повествуют о жизни, быте и веровании племен, населявших в ту пору страну. В Ведах упоминается также о музыке и архитектуре того времени. Судя по описаниям люди жили замкнутой, патриархальной жизнью в небольших селениях, состоявших из круглых в плане деревянных построек с полусферическими и коническими крышами. Деревню окружала ограда, вокруг которой шла круговая тропа. Две широкие, пересекающиеся под прямым углом улицы, делили ее на четыре части и завершались четырьмя воротами. Эти типы построек легли в основу каменных храмов и других построек следующих веков. К середине 1-го тыс. до н. э. в Индии образовались несколько десятков рабовладельческих государств. В городах выросли дворцы и храмы, усложнились строительные приемы, украшение деревянных сооружений. Общество разделилось на сословия. Высшей кастой считалась варна жрецов брахманов, а наиболее бесправной варна слуг – брахманов. Во второй половине 1-го тыс. до н.э. были созданы крупнейшие произведения Индии – Махабхарата и Рамаяна, куда вошли мифы, сказания о жизни народов Индии, легенды о ее богах и героях. Искусство Индии достигло расцвета с образованием мощного рабовладельческого государства Маурья в 4 – 2 вв. до н. э. Оно впитало в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В городах возводились крупные крепости и дворцовые комплексы. Сохранились многие произведения архитектуры и скульптуры этого периода, поскольку храмовые и мемориальные сооружения той поры строились уже целиком из камня. Распространение буддизма при царе Ашоке вызвало массовое строительство храмов-чайтья, монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие – вихара, а также мемориальных сооружений – ступ и столбов-стамбха. Ступа представляла собой грандиозный, лишенный внутренних помещений, полусферический холм, выложенный из кирпича и камня. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (дарохранительница), так называемой «священной горой», или оградой с шестом посредине, унизанным дисками – символами небесных ступеней. Перекладины ворот, промежутки между ними и сами столбы заполнялись скульптурой. Рельефы посвящались как буддийским темам, так и более древним темам индийской мифологии. Великолепное мастерство обработки камня показывают стамбхи – монолитные столбы, на которых высекались эдикты Ашоки и буддийские моральные изречения. Вершина этих столбов украшалась лотосовидной капителью, несущей символические фигуры почитаемых буддизмом животных – льва, быка, слона или лошади.

В 1 – 3 вв. н. э. на севере Индии образовалось новое мощное государство Кушанов. Религия этого периода представила Будду не только как спасителя человечества, но и как божество, вмещающее в себя все человеческие страдания. В связи с этим искусство Индии обратилось впервые к чувствам людей. Для передачи божественного облика Будды и его учеников были разработаны сложные изобразительные приемы и правила, ряд особых признаков святости. Например, для Будды их было около тридцати.

Последний этап расцвета древнеиндийской культуры приходится на 320 – 450 года н. э. Индия объединилась в большую централизованную империю под властью династии Гуптов. Развернулось строительство дворцов, монастырей и храмов. Буддийские храмы этого периода превратились в своеобразные музеи, где живопись, скульптура, резьба и другие декоративные ремесла находятся в тесном сплетении. Впервые подлинного расцвета достигла живопись, украшающая храмы и дома знати. Расцветает и сценическое искусство, связанное с музыкой и танцами. Индийское искусство 4 – 5 вв., претворив в себе внешние воздействия, вступило на новый путь самостоятельного развития.[23] 

 

Искусство Древнего Китая

 

Древнейшая культура зародилась на территории Китая в эпоху неолита в 5 – 3 тыс. до н. э. Сохранились остатки неолитических поселений с глинобитными ямного типа жилищами на жердевом каркасе. Наиболее ранняя расписная керамика (5 – 3 тыс. до н. э.) получила общее название Яншао, по месту раскопок, произведенных в деревне провинции Хэнань. Более поздние сосуды (3-е – начало 2-го тыс. до н. э.), черные, гладкие и блестящие, лишенные росписи и выполненные более совершенным способом обжига в закрытых печах с форме треножников, бокалов, кубков, кружек котелков, были названы Луншань. Сосуды Лушань по форме трехногие называются «ли» и округлые – «ху». Яншаосцы расписывали сосуды до обжига, таким образом узоры закреплялись навсегда. При сравнении ранних и поздних гончарных изделий видно, как геометрические мотивы постепенно становятся в них преобладающими, подчиняющими себе зооморфные и растительные мотивы. Во 2 тыс. до н. э. возникло первое рабовладельческое государство Шан (или Иль). Возникли первые города, были изобретены письменность, техника бронзового литья, сложнее и конкретнее стали мифологические представления о мире. Культ предков начиная с периода Шан и на многие века стал важнейшим в Китае. Жители царства Шан в совершенстве владели техникой бронзового литья. Древнекитайская бронза необычна по своим размерам, узорам и очертаниям, ее невозможно спутать с изделиями других стран. Геометрический орнамент отличался большой графической тонкостью, сложностью. Сосуды обычно покрывались целиком легкой линейной гравировкой, иногда почти незаметной. В период царства Шан появились города, обнесенными стенами, с характерной для Китая прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами правителей. В этот период зародилась каркасная система в Китайском зодчестве. К концу 2-го тыс. до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятелных государств, наиболее сильное из них было Чжоу. В этот период был создан первый сборник стихов – «Шицзин», появился тракт по архитектуре Чжоу-ли, где были изложены основные правила планировки городов. В 1-м тыс. до н. э. возникли важнейшие религиозно-филосовские учения – конфуцианство и даосизм, обобщившие представления о структуре мироздания и общества, оказали значительное влияние на всю последующую культуру Китая. К середине 1-го тыс. до н. э. менялся характер бронзовых сосудов, формы стали более мягкими и изящными, узоры более графичными и плоскими. Рельефные мотивы заменялись инкрустацией.[24] Складывается характерный для Китая вид живописи тушью на свитках. Образцом бронзы периода Чжаньго является кувшин «ху», гладкий и стройный, снабженный подвесными ручками, весь заполненный гравированным орнаментом. Появились зеркала инкрустированные серебром и золотом, украшенные лаковой росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь. Предметы из резного дерева и камня. Сложная техника изготовления лаковых изделий в период Чжаньго была высока. На деревянную, кожаную или холщовую основу наносили несколько слоев лака, т. е. окрашенного сока лакового дерева. Получались легкие, блестящие изделия, не боящиеся воды. В живописи используется шелковая ткань.

Наивысшего подъема архитектура и искусство Древнего Китая достигли во время образования единого централизованного государства Цинь в 221 – 207 г. до н. э. Самое крупное сооружение этого периода Великая китайская стена, отгородившая северную часть страны от набегов кочевников. Стенами в периоды Цинь и Хань обносились также города. Дворцы строились из различных пород ценного дерева. Внутренние покои украшались стенными росписями, каменные полы инкрустировались драгоценными самоцветами. Сложились конструктивные и декоративные приемы, получившие развитие позже. Например, система кронштейнов – «доугунов», орнаментация черепичных наверший кровли и др. Важнейшей особенностью китайского градостроительства и любого архитектурного комплекса стали отчетливость и регулярность. Богатые усадьбы повторяли очертания дворца, обычно состояли из ряда одноэтажных построек, обращенными окнами внутрь двора и разделенными посредине стеной и дверью на две части – жилую и хозяйственную. Погребальные склепы были такими же четкими по своему расположению и плану. Покойник окружался предметами роскоши, как и при жизни. Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных по сторонам света. Внутрь вели каменные двери с изображением четырех сторожей сторон света: тигра, феникса, дракона и черепахи. Стены и своды украшали росписи и рельефы мифологического содержания. В изображении живых существ были выработаны четкие каноны. Смирение изображалось согнутой спиной, испуг – вздыбленными волосами. Древний период Китая завершился с падением Ханьского государства, сметенного восстанием рабов.[25]

 

Заключение

 

Искусство каждой страны Древнего Востока обладало своими отличительными особенностями, характерными только для определенного государства. На характер искусства влияли географическое положение, мифологические представления, характер культа и другие факторы. Искусство Египта, Месопотамии и Ассирии тяготело к грандиозным монументальным формам, Китайское зодчество не создавало таких грандиозных и устремленных в высь архитектурных сооружений. Китайские зодчие соединяли здания с окружающим миром, подчеркивая красоту рукотворных форм включением их в формы природные. Творческая жизнь в Китае соизмерялась с природой, через которую люди пытались осмыслить законы своего бытия. Такое архитектурное мышление сложилось в Китае не случайно. Оно связано со многими особенностями древнекитайского миропонимания. В стране, где над человеком всегда властвовала стихия засух и наводнений, природа превратилась в предмет особого почитания и поклонения. В Египте же искусство было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, что не возможно его понять не имея представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. Пантеон египетских богов велик и восходит первобытным временам, когда покланялись тотему. Божества египтян зверолики, видимо, поэтому в Египте в совершенстве было развито мастерство анимализма. Высшем культом был культ солнечного божества. Египет называли страной солнца, а фараонов – сынами солнца. Особое место занимала история Осириса, которая была переосмыслена и соединялась как с культом фараона, так и с представлениями о загробной жизни. Отсюда сложился монументальный стиль египетского искусства, изобразительные каноны, которые почти не менялись на протяжении веков. В Двуречье заупокойный культ не был распространен, как в Египте, поэтому портретная пластика не достигла вершин египетского искусства. В рельефах Двуречья важное место отводилось рассказам о победоносных войнах и деяниях правителей. В стране рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храмы на высокую насыпную платформу, чтобы предохранить их от наводнений. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные лестницы и пандусы, по которым люди поднимались к святилищу. Мозаика стала играть важную роль, потому что из-за влажного климата стенные росписи плохо сохранялись. Суровое и мужественное искусство Ассирии сложилось под влиянием воинственной направленности державы, захватившей огромные территории и ведшие постоянные войны. Искусство Древнего Ирана светское. Оно было призвано прославлять земных правителей и мощь государства, поэтому получило ярко выраженный светский характер. Искусство Индии сложилось в других природных условиях, что наложило на ее формирование особый отпечаток, а индийская мифология дала огромный материал для изобразительного искусства.

 

Список использованной литературы

 

1.Каган М. Морфология искусства. – Л.,1972.

2.Медведев П. В творческой лаборатории писателя. – Л.,1933.

3. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. – М.,1972.

4. Популярная художественная энциклопедия. – М.,1986.

5. Вопросы социологии искусства. – М.,1979.

6. Рейнак С. История искусств. – М.,1938.

7. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.,1971.

8. Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. – М.,1957.

9.Лекция Ершовой А.П.

10. Дмитриева Н.А. Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. – М.,1986

11. Павлов В.В. Очерки по искусству Древнего Египта. – М.,1936.

12. Театральная Энциклопедия. – М.,1967.

 

 


[1] Каган М. Морфология искусства. – Л.,1972.

[2] Каган М. Морфология искусства. – Л.,1972.

[3] Медведев П. В творческой лаборатории писателя. – Л.,1933.

[4] Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. – М.,1972.

[5] Популярная художественная энциклопедия. – М.,1986.

[6] Вопросы социологии искусства. – М.,1979.

[7] Плеханов Г. Происхождение искусства./Аплатов М.В. Искусство. – М.,1969.

[8] Рейнак С. История искусств. – М.,1938.

[9] Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.,1971.

[10] Рейнак С. История искусств. – М.,1938.

 

[11] Рейнак С. История искусств. – М.,1938.

 

[12] Цирес А. Художественный образ романского и готического соборов/ Искусство – М.,1969.

[13] Рейнак С. История Искусств. – М.,Л.,1938. 

 

[14] Рейнак С. История Искусств. – М.,Л.,1938. 

[15] Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. – М.,1957.

[16] Лекция Ершовой А.П.

[17]Популярная Художественная Энциклопедия. – М.,1986. 

[18] Театральная Энциклопедия. – М., 1967.

[19] Павлов В.В. Очерки по искусству Древнего Египта. – М.,1936.

[20] Дмитриева Н.А. Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. – М.,1986.

[21] Любимов Л. Искусство Древнего Мира. – М.,1971.

[22] Дмитриева Н.А. Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. – М.,1986.

 

[23] Дмитриева Н.А. Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. – М.,1986.

[24] Популярная Художественная Энциклопедия. – М.,1986. 

[25]Дмитриева Н.А. Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. – М.,1986.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...