Анализ факторов макросреды
Каждая фирма действует на конкретном рынке, на который оказывают влияние различные факторы. Рассмотрим влияние основных факторов макросреды на деятельность МЖК г. Череповец. Политико-законодательные факторы В настоящее время экономическая политика России направлена на все большую открытость, интеграцию в мировое экономическое пространство. Однако складывающиеся тенденции могут иметь не только положительный, но и отрицательный эффект для отечественных производителей. Так, предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), принятие обязательств по снижению ввозных пошлин в течение имплементационного периода может кардинально изменить сложившееся соотношение внутреннего производства к объемам импорта, прежде всего по таким продуктам как растительные жиры (в том числе и растительное масло и майонез). В условиях относительной стабилизации емкости рынка данных продуктов, это может оказать давление на сокращение объемов отечественного производства. Свою роль дополнительно оказывает и укрепление валютного курса рубля, который прогнозируется на уровне 4-5 % ежегодно. В данной связи специалисты отмечают, что снижение отрицательных эффектов возможно посредством государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а именно усиления тарифных и нетарифных мер таможенной защиты отечественного рынка продуктов и товаров, производимых из растительных масел (повышение ввозных таможенных пошлин на импорт растительных жиров и маргаринов с преимущественного значения 15% до 20%[2], а также продление срока действия пошлин на импорт пальмового масла и его фракций в фасованном виде)[3]. Также к числу мер защиты отечественной масложировой отрасли можно отнести обнуление импортных пошлин на масложировое оборудование, позволившее российским компаниям существенно снизить затраты на приобретение современного высокоэффективного оборудования, не производимого в России[4]. Кроме того, экономическая деятельность МЖК г. Череповец, как и других российских предприятий, осуществляется в соответствии с нормами гражданского, налогового, валютного, трудового законодательства РФ, законодательства об инвестиционной деятельности (федерального и регионального уровня), рекламе нормативными документами в области обеспечения качества продукции, защиты прав потребителей, рекламы и т.п. Негативные процессы, связанные с изменением гражданского, налогового, валютного, трудового законодательства РФ, законодательства минимальны. Вся продукция МЖК г. Череповец производится в соответствии с ГОСТами (ГОСТ Р50460-92, ГОСТ 1129-93) и имеет сертификаты соответствия и удостоверения качества.
В целом, можно отметить, что факторы законодательной и политической среды оказывают как положительное влияние на деятельность МЖК г. Череповец, так и содержат в себе ограничительные меры. Экономические факторы Анализируя экономические факторы макросреды, также следует учитывать, что они изменчивы, и при определенных обстоятельствах имеют либо негативное, либо позитивное влияние на эффективность деятельности компании. Общее состояние экономики страны, региона, города очень важно для МЖК г. Череповец, так как от данного фактора зависит покупательская способность потребителей - одна из важнейших характеристик рынка. Экономическая среда, в которой осуществляет свою деятельность фирма МЖК г. Череповец является благоприятной. Северный экономический район, в который входит Вологодская область и г. Череповец, - это крупнейшая топливно-энергетическая база Европейской части России. Район географически близок к центральным районам России и зарубежным торговым партнерам. Магистральная транспортная сеть, морские порты, промышленные узлы и центры, постоянно проживающее население и т.п. открывают региону реальные перспективы для дальнейшего развития. Площадь территории Вологодской области составляет 145 700 тыс. кв. км, численность населения – около 1 227,8 тыс. чел. (предварительные данные за 2007 г.). Основные социально-экономические преимущества Вологодской области: экспортная специализация промышленности, обеспечивающая более высокие доходы бюджета региона и населения ведущего индустриального центра области - г. Череповца, сглаженные отраслевые различия в заработках и более низкий уровень бедности, пониженная безработица в целом по области, относительно высокая обеспеченность первичными услугами здравоохранения, дошкольного воспитания и общего образования. Основными социально-экономическими проблемами являются: зависимость экономики области от одного предприятия; сильнейшая поляризация пространства - концентрация населения, экономической активности и доходов в двух крупнейших городах и их пригородных зонах на фоне демографической и экономической деградации обширной периферии; проблемы качества населения, в том числе пониженное долголетие и уровень образования. Череповец имеет выгодное географическое положение (от Москвы город отделяют 620 км, от Санкт-Петербурга – 475 км), располагает удобными выходами к основным российским рынкам. Обширная транспортная сеть включает в себя мощный железнодорожный узел, разветвленную автодорожную сеть, речной порт, крупный аэропорт.
В экономической структуре Череповца превалируют металлургическая (группа «Северсталь») и химическая промышленность. В России город занимает одну из первых позиций по выпуску промышленной продукции на душу населения, которая более чем в два раза превышает общероссийский уровень. Череповец определяет социально-экономическое положение всей Вологодской области, на 84% формирует ее областной бюджет.[5] В 2007 году общее количество организаций Вологодской области составило 28 439 единиц, из них в сфере материального производства – 20 830, в непроизводственной сфере – 7 609. Прирост вновь зарегистрированных организаций составил 1 593 единицы. Наибольшее их количество приходится на торговлю и общественно питание - 22% (именно эти организации представляют наибольший интерес для МЖК г. Череповец, поскольку являются реальными и потенциальными покупателями продукции - растительное масло и майонез). На территории Вологодской области функционирует (по состоянию на 01.01.2007 г.) 8,6 тыс. предприятий розничной торговли стационарной сети, более 1 300 предприятий общественного питания, из которых 57% предприятий находится в городах Вологде и Череповце. В оптовом секторе действуют около 400 объектов. На территории области функционирует 39 розничных рынков.
В настоящее время сфера торговли (как и сфера услуг) одна из самых динамично развивающихся отраслей. (см. таблицу 5).
Таблица 5. Динамика показателей развития потребительского рынка области в 2001-2006 годах
Динамичный рост оборота розничной торговли обусловлен увеличением реальной заработной платы. Так, в 2006 году средняя заработная плата по г. Череповцу составила 15 150 руб. (в среднем по области - 10 928 руб., в г. Вологда – 11 283 руб.). В 2007 году высокие показатели роста товарооборота также наблюдались в сфере общественного питания. Они, прежде всего, обеспечиваются ростом среднедушевых доходов населения (см. рисунок 3).
Рис.3 - Динамика оборота розничной торговли и среднедушевых доходов населения Вологодской области Это является положительным фактором в деятельности МЖК г. Череповец, поскольку продукция предприятия практически на 80% реализуется через предприятия торговли. Однако за последние годы в структуре розничного товарооборота наметилась тенденция снижения доли продовольственных товаров (до 53% в 2006 году). В настоящее время в Вологодской области активно развивается индустрия питания: в 2006 году открыты 70 предприятий более чем на 1,7 тыс. посадочных мест. Оборот общественного питания составил 2,1 млрд. рублей.
Таким образом, можно констатировать, что большинство факторов экономической среды имеют благоприятное влияние на деятельность МЖК г. Череповец. Анализ социально-демографических факторов Несмотря на то, что фирма не работает напрямую с розничным покупателем, изучение социальных и демографических факторов весьма важно для разработки эффективного маркетингового плана. По данным комитета государственной статистики Вологодской области, в области сохраняется тенденции сокращения численности населения. В 2007 году численность проживающих в области составила 1 245,4 тыс. чел. Естественная убыль устойчиво сохраняется во всех городах и районах области. В Череповце проживает 310,8 тыс. человек (данные 2007 г.). Процентное соотношение мужчин и женщин в 2007 году составило 47% к 53%. Трудоспособное население города - 216 тысяч человек, молодежи - более 85 тысяч. Технологические факторы Технологическая среда МЖК г. Череповец в настоящее время динамично развивается и имеет как положительное влияние, создавая дополнительные возможности для развития, так и отрицательно, создавая ограничения. Оборудование для бутилирования растительного масла, его хранения и транспортировки, а также оборудование для производства, упаковки и хранения майонеза производится как внутри России, так и за рубежом (Китай, Швейцария). Достоинствами отечественного оборудования для производства, упаковки, хранения и т.п. растительного масла и майонеза являются: стоимость оборудования, его доставки и установки гораздо ниже зарубежных аналогов; возможность получения запасных частей; простота управления и обслуживания, и т.п. Преимущества зарубежного оборудования заключаются в следующем: качество и надежность; длительный срок полезного использования/эксплуатации; высокая производительность; низкая энергоемкость; высокий уровень сервисного обслуживания; многофункциональность; возможность подготовки персонала для работы на оборудовании. Учитывая усиление конкуренции и повышение требований покупателей к продукции руководство МЖК г. Череповец осуществляет мониторинг технологической среды и периодически проводит мероприятия по модернизации оборудования, частичную или полную его замену. Так, в августе 2007 г. МЖК г. Череповец было приобретено оборудование для варки майонеза швейцарской компании «Fruma Coruma», позволяющее производить до 6 000кг высококачественного майонеза в сутки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что оперативное реагирование на изменение технологической компоненты может дать дополнительные конкурентные преимущества МЖК г. Череповец.
Культурные факторы Уровень культуры потребления в сфере функционирования фирмы - на рынке продуктов питания - значительно вырос. Так, за последние 2-4 года популярность подсолнечного масла стабильно растет, а позиции всех остальных видов масла существенно слабеют. Растет доля потребления масла «без запаха» (77% в 2003 г. до 91% в 2007 г. в стоимостном выражении), а «традиционного» снижается (9% в 2007 г.). Таким образом, если 8-10 лет назад дезодорированное масло было новинкой, то теперь это «стандарт», а экзотикой является как раз масло, произведенное по традиционной технологии. Стоит отметить, что спрос на недезодорированное масло обеспечивается почти исключительно пожилыми покупателями, Отмечен устойчивый рост спроса на майонезы, в которых не содержатся животные жиры. Причем это происходит не только во время постов, но и в течение всего года. Следуя тенденциям, МЖК г. Череповец стремиться учитывать разнообразные культуры потребления на рынке и предоставляет широкий ассортимент вкусов подсолнечного масла (8 видов) и майонеза (6 видов). Кроме того, сегодня сложились предпочтения покупателей и к упаковке продуктов. В былые времена особой потребности в расфасовке не было, выпускалась в основном весовая продукция. Однако повышение культуры потребления и изменение отношения населения к продуктам питания заставляют современных производителей учитывать запросы потребителей. МЖК г. Череповец приобрели и установили новую линию по розливу фасованного масла. Теперь ассортимент масла в различных упаковках расширился («бутылка» 0,5; 0,8-0,9; 1,5 л; «фляжка» 0,65 литра; 5 л).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|