Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ факторов микросреды




 

Анализ конкурентов

Конкурентов можно разделить на две группы:

­ производители;

­ продавцы.

Основными конкурентами-производителями МЖК г. Череповец являются крупнейшие отечественные производители масложировой продукции.

Рейтинг ведущих марок майонеза по доле рынка представлен в табл. 7.


Таблица 7. Рейтинг ведущих марок майонеза по доле рынка в натуральном выражении, 2006 г.

Марка Рейтинг
1 2
«Слобода» (ЗАО АПИК «Эфко», Москва) 1
«Скит Провансаль» (ООО «Компания Скит», Москва) 2
Calve (ООО «Юнилевер СНГ», Москва) 3
«Балтимор» (ООО «Балтимор-Холдинг», Санкт-Петербург) 4
«Россиянка Провансаль» (ОАО «Московский жировой комбинат») 5
«Моя семья» (ПГ «Петросоюз», Санкт-Петербург) 6
«Мечта хозяйки» (ПГ «Петросоюз», Санкт-Петербург) 7
«Ряба» (ОАО «Нижегородский масложировой комбинат») 8
«Провансаль» (ОАО «Жировой комбинат», Екатеринбург) 9
«Провансаль» (ОАО «Нижегородский масложировой комбинат») 10

 

В сентябре-октябре 2007 года было проведено исследование череповецкого потребительского рынка майонеза и растительного масла. В качестве метода сбора информации применялся телефонный опрос 200 домохозяйств г. Череповца. Интервью проводились с основными закупщиками продуктов питания в семье (в 94% - с женщинами).

По данным исследования большинство горожан - 46%, принявших участие в опросе, отдали предпочтение продукции крупных федеральных компаний (см. рис.7).

 

Рис.7 – Структура предпочтений потребителей по производителям майонеза и подсолнечного масла

Такое положение дел в первую очередь связано с тем, что на череповецком рынке местным производителем является лишь МЖК г. Череповец, а международные компании представлены незначительно (ТМ «Calve», ООО «Юнилевер», Москва). В то же время для 33% потребителей страна/регион производства майонеза не имеют значения. С одной стороны, это объясняется сходством потребительских характеристик, которыми обладает продукция, выпускаемая разными компаниями. С другой стороны, данный факт свидетельствует о недостаточности маркетинговых усилий, прилагаемых производителями для продвижения своего товара и создания устойчивых потребительских предпочтений. Поэтому для увеличения объема продаж предприятиям надо делать ставку на индивидуальность своей продукции, а не на известность компании.

По данным исследования череповецкого потребительского рынка на сегодняшний день наиболее популярными у череповчан являются среди ТМ майонеза: «Сalve» (ООО «Юнилевер СНГ», Москва) – 25%; «Ряба» (ОАО «НМЖК», Нижний Новгород) – 22%; (см. рис. 8).

 

Рис.8 – Предпочтения потребителей по ТМ майонеза

 

Что касается марочных предпочтений потребителей, по майонезу, то ТМ подсолнечного масла «Золотая семечка» и «Злато» лидируют, им отдают предпочтения соответственно 37% и 23% респондентов. Именно эти ТМ подсолнечного масла составляют главную конкуренцию подсолнечному маслу «Урюпинское» компании МЖК г. Череповец (15%) (см. рис. 9).

Рис. 9 – Предпочтения потребителей по ТМ майонеза

 

На более значительную долю рынка претендует сейчас компания «Русская бакалея», импортировавшая раньше на российский рынок масло марки «Идеал». В 1999 г. она запустила свой брэнд «Злато», поначалу размещая заказы за пределами России. Теперь компания работает совместно с одним из самых крупных российских заводов - Лабинским, инвестировав в переоборудование предприятия значительные средства. Ростовский холдинг «Юг Руси» – крупная вертикально интегрированная зерновая компания - в 2000 г. стал не только лидером на внутреннем рынке, но и крупным экспортером подсолнечного масла. Благодаря холдингу «Юг Руси» поставки за рубеж отечественного подсолнечного масла возросли в 8 раз. В начале 2002 г. холдинг «Юг Руси» запустил вторую очередь завода, расположенного в Ростовской области, по производству бутилированного растительного масла и новый цех по производству майонеза. «Юг Руси» со своей маркой «Золотая семечка» теперь претендует уже на 50% российского рынка рафинированного масла в бутылках. Компания «НМЖК» является одним из самых крупных игроков российского майонезного рынка. По оценкам самого предприятия его доля в общем объеме российского производства в 2007 году составляла 25%. Компании принадлежат следующие торговые марки: майонез: «Ряба», «Сдобри», «Заправский», «Нежный». Наиболее известен и популярен майонез под торговой маркой «Ряба». Майонез под этой торговой маркой выпускается в трех вариантах: Провансаль оливковый, Провансаль и Легкий. Компания Unilever (торговая марка «Calve») вышла на российский рынок в 1991 году с продукцией, включающей туалетное мыло «Lux», стиральный порошок «OMO», зубную пасту «Signal», дезодоранты и чай «Lipton». В 1996 г. компанией начато инвестирование с целью развития бизнеса в области продуктов питания. Так на рынке появились такие торговые марки как «Rama», «Delmy», «Calve», а также чай «Brooke Bond». В марте 1998 г. компания приобрела в собственность Московский Маргариновый Завод (ММЗ). Сегодня ООО «Юнилевер СНГ» обеспечивает россиян и украинцев качественной и одновременно доступной по цене продукцией, а ТМ майонеза «Calve». ЗАО АПИК «ЭФКО» - вертикально интегрированный холдинг, в который ходят предприятия, специализирующиеся на производстве, хранении и переработке продукции сельского хозяйства, выпуске продуктов питания. Основное производство расположено в г. Алексеевка Белгородской области. Комбинат выпускает продукты (в т.ч. растительное масло и майонез) под торговыми марками «Слобода» и «Altero». На рынке бутилированного масла «Эфко» считается средним по мощности предприятием, его доля около 5%. По результатам исследования потребительского рынка г. Череповца ТМ «Слобода» и «Altero» не вошли в 7 ТМ-лидеров череповецкого рынка майонеза и подсолнечного масла.

Казанский жировой комбинат является маслоперерабатывающим предприятием. Занимается производством масложировой продукции: масло подсолнечное, масло салатное, маргарин, жир. Он входит в группу «Нэфис Косметикс». По данным «Союзмаргаринопрома», доля комбината на российском рынке майонеза в 2006 году выросла вдвое, достигнув 4%. При этом наиболее сильны позиции компании в высоком ценовом сегменте, в котором доля брэнда «Mr. Ricco выросла с 11 до 17%». Выручка компании по итогам 9 месяцев 2007 года составила 1,7 млрд. руб., увеличившись на 83% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прогнозная выручка по итогам 2007 года - 2,5 млрд. руб. против 1,3 млрд. руб. в 2006 году. КЖК начал выпускать майонез «Mr.Ricco на перепелином яйце» в начале 2005 года, а в сентябре 2006 года получил на него патент.

Основным конкурентом КЖК считает ЗАО «Эссен продакшн АГ» (ТМ «Махеевъ»). «Эссен Продакшн АГ» входит в первую пятерку производителей масложировой продукции, занимая 13% российского рынка. По итогам 2006 года компания увеличила реализацию майонеза почти в 2,5 раза, доведя продажи до 71 тыс. тонн. Основными конкурентами среди компаний-продавцов предлагающих на рынке г. Череповца масложировую продукцию (в т.ч. подсолнечное масло и майонез) являются: ИП «Дорофеев В.А.» («Сахарная компания) - официальный дистрибьютор подсолнечного масла «Золотая семечка»; и ИП «Рубин Д.В.» (ТД «Северный) - официальный дистрибьютор подсолнечного масла «Кубаночка».

Помимо дистрибуции указанных торговых марок, ИП «Дорофеев В.А.» и «Рубин Д.В.» предлагают на рынке подсолнечное масло и майонез ряда производителей (см. таблицу 8).

 

Таблица 8. Продукция, предлагаемая ИП «Дорофеев В.А.» и «Рубин Д.В.»

ИП «Дорофеев В.А.» ИП «Рубин Д.В.»
ГК «Русская бакалея» (ТМ «Злато»), МЖК г. Череповец (ТМ «Урюпиское», «Печки-лавочки», «Славно сделано», «Удачное», «Любимый» и др.), ОАО «Масложиркомбинат «Краснодарский» (ТМ «Natura»), ТМ «Аведовъ», ООО «Юнилевер СНГ» (ТМ «Сalve»), ОАО «НМЖК» (ТМ «Ряба»), «Любимый» (МЖК г. Череповец»; ГК «Петросоюз» (ТМ «Моя семья», «Мечта хозяйки») АПГ «Юг Руси» (ТМ «Золотая семечка»), ГК «Русская бакалея» (ТМ «Злато»), МЖК г. Череповец (ТМ «Урюпиское», «Печки-лавочки», «Славно сделано», «Удачное», «Любимый и др.). ОАО «Казанский жировой комбинат» (ТМ «Мистер Рикко»)

 

Таким образом, ИП «Рубин Д.В.» и ИП «Дорофеев В.А.» являются не только компаниями-конкурентами МЖК г. Череповец, но и основными покупателями ее продукции.

Сегментирование рынка

Сегментацию рынка МЖК г. Череповец можно провести исходя из следующих критериев: организационно-правовая форма; сфера функционирования предприятия (фирмы, организации); по виду приобретаемой продукции (майонез и бутилированное подсолнечное масло, весовое подсолнечное масло, полиэтиленовая тара). место расположения клиента (г. Череповец, фирмы (предприятия) из других городов.

Деление клиентов МЖК г. Череповец по организационно-правовой форме, представлено в таблице 9 и на рисунке 10.

 

Таблица 9. Состав клиентов МЖК г. Череповец по организационно-правовой форме

Организационно-правовая форма Организации Доля, %
Индивидуальные и частные предприниматели ИП «Рубин Д.В.», ИП «Дорофеев В.А.» ИП «Бодаренко С.Д.», ИП «Никифоров Ю.С.», ИП «Рябушеко А.С.», ЧП «Буева В.В.» и др 64
Общества с ограниченной ответственностью ООО «Продукты», ООО «Хладокомбинат», ООО «Феникс», ООО «Рос-прод», ООО «Торговый дом «Пекарь» г. Белозерск, ООО «Центр», ООО «Вологжанка» г. Вологда» и др. 26
Акционерные общества закрытые – ЗАО и открытые ОАО: ЗАО «Русский бисквит», ОАО «Череповецкий хлебокомбинат»; ЗАО «Пекарь» г. Белозерск, ОАО «Комбинат школьного питания» и др 7,5
Индивидуальные покупатели   2,5

Рис.10 - Сегментация клиентов МЖК г. Череповец по организационно-правовой форме

 

Итогом анализа внутренней и внешней среды череповецкой МЖК г. Череповец является построение матрицы SWOT-анализа (см. таблицу 10).

 

Таблица 10. Матрица SWOT-анализа «Масложировая компания» г. Череповец

 

Угрозы: Возможности
высокий уровень конкуренции (отечественные производители и поставщики подсолнечного масла и майонеза) природные явления, оказывающее негативное влияние на урожай подсолнечника рост цен на сырье 4.падение спроса на продукцию спрос на продукцию МЖК – подсолнечное масло и майонез все еще высок. расширение рынков сбыта (работа с другими регионами)  
Сильные стороны:

Выводы

большой опыт работы на рынке (10 лет); наличие в товарном портфеле 3 видов продукции, включая их широкий ассортимент (; ежегодное увеличение объемов продаж и прибыли; высокопрофессиональные сотрудники; высокое качество продукции подтвержденное Сертификатами соответствия и Удостоверениями качества; благоприятный имидж, хорошая репутация у клиентов; эффективная реклама; знание основных конкурентов и методов их работы. Разработка мероприятий, нивелирующих колебания закупочных цен на сырье (строительство дополнительного хранилища для сырья) Поддержание и стимулирование спроса на продукцию МЖК Расширение производства Территориальное расширение рынков сбыта Разработка комплекса стимулирующих мероприятий для покупателей МЖК
Слабые стороны:

 

только один поставщик сырья; нестабильный уровень издержек; отсутствие системы стимулирования персонала; отсутствие мероприятий, стимулирующих продажи срыв поставок сырья; необоснованный рост цен на сырье; текучесть персонала неэффективная работа персонала; прекращение роста/снижение объемов продаж 1. Поиск новых поставщиков 2. Разработка системы стимулирования персонала 3. Разработка системы стимулирования покупателей

 

Данные SWOT-анализа будут использованы для разработки маркетинговых мероприятий по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.


Заключение

 

­ Целью работы являлось маркетинговое исследование рынка Масложировой компании города Череповца. Для реализации поставленной цели в рамках работы был проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия - МЖК г. Череповец. Анализ внешней среды МЖК г. Череповец показал, что, несмотря на объективные ограничения, существующие в настоящее время на рынке (кризис на рынке маслосемян – сырьевом рынке), существуют благоприятные условия для ее дальнейшего развития, как-то:

­ рост рынка подсолнечного масла и майонеза;

­ рост благосостояния населения как России в целом, так и Вологодской области и г. Череповца, что повышает увеличивает покупательскую способность и ведет к росту рынка;

­ рост числа торговых предприятий в Вологодской области и в г. Череповце, увеличение среди них доли прибыльных предприятий;

­ повышение культуры потребления населения;

­ лидирующие позиции МЖК г. Череповец на рынке подсолнечного масла и майонеза в Вологодской области.

Анализ конкурентов показал, что на данный момент МЖК г. Череповец уступает крупнейшим российским производителям подсолнечного масла и майонеза, предлагающим свою продукцию на рынках функционирования МЖК, относительно объемов производства, ассортимента, организации каналов сбыта и использовании стимулирующих маркетинговых мероприятий. Кроме того, в ходе анализа выявлены возможности активизации деятельности существующих конкурентов. Угроза появления новых игроков на рынке подсолнечного масла и майонеза не является высокой. Конкуренция на анализируемом рынке была оценена как достаточно жесткая. Однако, несмотря на это и сформировавшуюся группу лидеров-гигантов, о желании отвоевать существенную долю рынка амбициозно заявляют все новые игроки,

Анализ потребителей определил общее число клиентов, сотрудничающих с МЖК г. Череповец в настоящее время (на начало 2008 г. компания обслуживает около 20 крупных розничных торговых организаций, которые обеспечивают стабильные объемы продаж). Выявлен целевой сегмент компании – это оптовые торгово-закупочные фирмы г. Череповца, приобретающие в компании майонез и бутилированное подсолнечное масло.

Основываясь на результатах анализа, были сформулированы общие стратегические цели и задачи, а также цели, задачи и стратегии маркетинга МЖК г. Череповец.

Стратегическая цель МЖК г. Череповца - удержание позиций на рынке подсолнечного масла и майонеза за счет:

- производства продукции высшего качества;

- лидерства в ценах (работа по снижению текущих затрат);

- реальном партнерстве (долговременное отношение с сотрудниками, потребителями, поставщиками и соисполнителями залог общего успеха).


Список использованной литературы

 

1. Багиев Г.Л. Маркетинг-статистика / Г.Л. Багиев, Л.Е. Богданова. Режим доступа: [http://www.marketing.spb.ru]

2. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг// Маркетинг в России и за рубежом. - 1998.- №2.- С. 106-111.

3. Вахрушев И.В. Что такое маркетинг в ОАО «Элсиб»?// Эко.- 1999.-№4.- С. 114-127.

4. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 1999.

6. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга организации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. - №3. - С.38-44.

7.  Гурков И.Б.Стратегический менеджмент организации. - М.: Теис, 2004.- 239 с.

8. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999.

9. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов – сто ответов).- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Международные отношения, 1991.

10. Золотов В., Федорова Н. Стратегическое планирование на предприятии// Консультант директора. – 1999. - №21. – С. 5-9.

11. Карлофф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991.

12. Колесов В.Ю., Коробейников О.П., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации//Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - №3. – С. 88-129.

13. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - СПБ.: Питер Ком, 1999.

14. Ламблен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 1996.

15. Ландау О. Стратегический план маркетинга// www.cfin.ru

16. Марданова Э.У. Планирование мероприятий маркетинга на предприятия розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №1. С.11-14.


[1] Перспективы развития масложировой отрасли / Агентство АгроФакт. Режим доступа: [http://www.agronews.ru/newsshow.php?NId=40026&Page={Page}]

[2] Постановление Правительства России № 599 от 6 октября 2005 года; Постановлением Правительства России №488 от 13 августа 2006 г.,

[3] Постановление Правительства России № 612 от 13 октября 2005 года

[4] Постановление Правительства России №168 от 24 марта 2006 г.

[5] Регион: Череповец. режим доступа:[ http://www.lcmc.ru/regions.php?action=projpage&rid=21]

[6] Обзор рынка подсолнечного масла. Режим доступа: [http://www.fas.gov.ru/…]

[7] Масличный рынок. Прогноз цен (12.03.2008 г.). Режим доступа: [http://www.idk.ru]

[8] Твалчрелидзе, Г. Российский рынок майонеза / Г. Твалчрелидзе; Бизнес Аналитика // Russian Food & Drinks Market Magazine. – 2005. - №1 (65). Режим доступа:

http://www.yarmarka.net/marketplace/articles/digest_mayonnaise_ba.asp]

[9] На стадии загустения. Ситуация на рынке соусов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...