Спор с Пирром. Осуждение и анафематствование ереси монофелитов. Месть Императора Константа II. Суд над преподобным Максимом Исповедником.
Спор с Пирром. В 645 году в Карфагене на публичном диспуте с бежавшим из Константинополя в Африку монофизитским патриархом Пирром преподобный проявил такую силу веры, и весь блеск своей диалектики, что Пирр сдался. Сохранилась подробная запись этого спора " Диспут с Пирром», сделанная, вероятно, присутствовавшими нотариями. Этот спр и теперь изучают в миссионерских школах Восточных Церквей: миссионеры, писатели и богословы современности, как образец высшей степени Божественного дарования Святого преподобного. Неудивительно что еретик Пирр принужден был сказать в конце спора: «Поистине, и разыскание о действиях показало одно действие нелепым, когда оно каким бы то ни было образом высказывается применительно ко Христу. Но прошу извинения и за себя, и за прежних. Ибо мы впали в эти нелепые понятия и логические умозаключения по незнанию…». И далее: «Если нет иного способа, нежели этот, я, предпочитая всему свое спасение, готов поступить так со всяческим подтверждением, прося только лишь об одном, чтобы мне предварительно удостоиться поклонения Апостольским гробницам, а вернее, самим первоверховным Апостолам, а впоследствии и лицезрения Святейшего папы, и вручить ему томос о происшедших несообразностях». «Когда он так сказал, Максим и патрикий Григорий ответили: " Так как твое предложение хорошо и полезно для Церкви, да будет так" ». Вместе с преподобным Максимом Пирр отправился в Рим и здесь публично отрекся от ереси, после чего был признан в чине Патриарха и принят в общение. Однако, ненадолго.
Осуждение и анафематствование ереси монофелитов. В 649-м году, снова по совету преподобного, вновь избранный папа Мартин Первый (649-655) созвал по настоянию преподобного большой Латеранский Собор (649) в Риме. Кроме 150 западных епископов на нем присутствовало 37 греческих авв, прибывших тогда в Рим. На Соборе было вынесено ясное и решительное догматическое постановление о неслитном двойстве естественных волений и действий во Христе.
То был резкий ответ на требование подписать присланный из Константинополя «Типос веры». «Типос» был на Соборе отвергнут как и прежний Екфезис Императора Ираклия (638). Собор провел осуждение ереси монофелитства и утверждающих его Императорских указов. Более того, монофелитские Патриархи Кир, Сергий, Пирр и Павел отлучены были и преданы анафемы. Акты Собора вместе с сопроводительными папским посланием разосланы были всюду, «ко всем верным».
Месть Императора Константа II. Защитников Православия, как ослушников Царской воли, вскоре постигла суровая кара Императора Константа II (630-638), Августейшего внука Императора Ираклия I. В церковной политике Император Ираклий I известен тем, что с помощью Константинопольского Патриарха Сергия (на кафедре в 610-638 гг. ) стремился преодолеть разобщенность поместных региональных Церквей Империи, а также Церквей вне ее, порожденную богословским противостоянием со времен Халкидонского Собора. Смысл его реформы (с 630 года) состоял в том, чтобы найти богословский компромисс между сторонниками и противниками Халкидонского Собора, то есть диофизитами-халкидонитами и миафизитами-антихалкидонитами. На исповедании формулы о двух природах во Христе и единой Богомужней воле, известной как монофелитство, Императору Ираклию I удалось привести все Церкви к единству. Однако впоследствии все усилия Государя оказались напрасными с принятием диофелитства в Римской и Византийской Церквях на VI Вселенском Соборе, где монофелитство было объявлено ересью.
Державный внук защитника единства Церкви не разделял мнения великого предка, а потому одержимый властолюбием и гневом в 653-м году отдал приказ наместнику в Равенне военной силой похитить Папу Мартина I (на кафедре в 649-655 гг. ), отвезти в Константинополь, бросить в тюрьму и после торопливого суда сослать в Херсон (Корсунь). Здесь Папа и умер от истощения, прославленный позднее в лике Святых мучеников. Одновременно с Папой взяли под стражу и Максима Исповедника. В Константинополе преподобного судили как государственного преступника, возмутителя спокойствия: мира церковного и гражданского.
Суд над преподобным Максимом Исповедником. «я думаю не об единении и разделении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры… Не дело Царей, но дело священников изследовать и определять спасительные догматы Кафолической Церкви»…
Святой преподобный Максим Исповедник. Суд над Максимом Исповедником был убийственным и неистовым! В житии о нем имеется подробный и яркий рассказ, со слов одного из учеников преподобного – Анастасия апокрисария, взятого вместе с ним. Политические обвинения не были только предлогом, ибо в Святом Максиме светских защитников ереси всего больше раздражала его духовная независимость и твердое отрицание прав Императора в вопросах веры, полное отрицание Церковного авторитета Императорской власти. Раздражало Императора и его окружение и то, что в спокойном сознании своей правоты Святой противоборствовал целому сонму соглашателей иерархического чина. Это казалось самомнением, точно волю свою он ставил выше всего, ибо говорил: «я думаю не об единении и разделении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры… Не дело Царей, но дело священников изследовать и определять спасительные догматы Кафолической Церкви»… Царь христиан не священник, не предстоит Алтарю, не совершает Таинств, не носит знаков священства… С преподобным долго и настойчиво спорили; и когда он все таки оказался непреклонным, ему вынесен был приговор о ссылке, в крепость Бизию (во Фракии). В заточении его продолжали убеждать и перевозили с одного места заключения в другое. В 656 году в отношении Святого снова прибегли к допросам, угрозам, избиениям, безуспешно пытались натравить на него толпу, и, наконец, сослали на окраину Империи в Перверис.
В 662 году преподобного Максима привезли в Константинополь на суд. Здесь его подвергли кровавым истязаниям, вместе с его учениками. От преподобного любыми способами: посулами и угрозами добивались отречения от постановлений Латеранского Собора. Его обвиняли и в ереси Оригена, и в государственной измене (припомнили дружбу с наместником Императора Ираклия I Григорием), и в отрицании священного чина Императора, поскольку Святой Максим последовательно отрицал за Императором право вмешиваться в догматические решения Церкви. Префект получил приказ Императора подвергнуть непокорных пытке; урезать до корня непокорный язык и отсечь правую руку. В таком виде Святого Максима Исповедника протащили по всем 12 частям города и затем сослали в землю Лазов (Кахетия) на восточном берегу Черного моря. Здесь изуродованный пытками богослов в крепости Схимарис томился в темнице три года и скончался 13 августа 662 или 663 года. Предание гласит, что перед смертью Святитель и его ученики, не смотря на усеченный язык, заговорили.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|