Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утверждение правоты Святого преподобномученика Максима Исповедника. 




Утверждение правоты Святого преподобномученика Максима Исповедника.  

Позднее VI Вселенский Собор (680-682) утвердил правоту преподобного Максима Исповедника о единстве в Боге Иисусе Христе двух природ Божией и человеческой, и навсегда осудил ереси монофелитства и монофизитства.

Страдания и подвиг непреклонного защитника веры произвели сильное впечатление на современников. На месте кончины преподобного, на Кавказе (Грузия), о нем сохранилась живая и благоговейная память, ныне возрождающаяся вновь.

С Торжеством Православия на VI Вселенском соборе был высоко оценен и подвиг преподобного Максима. Его высоко чтили в Византии, как великого учителя и проповедника о Христе, «сожигающего своим огненосным словом наглоязычие еретиков». Его почитали и как писателя, особенно как мистика * и аскета. Его книги были любимым чтением и мирян, и монахов.

 

СвятыеОтцыЦерквиупотребляли термин “мистический”* в приложении к познанию и созерцанию Бога. Однако, значение этого слова в трудах богословов несколько иное, чем принято понимать его сейчас, и обозначает “таинственный”, выражая само содержание созерцания, каковым являются именно тайны. Созерцание здесь следует понимать как особое индивидуальное переживание верующего, по мере общения его с Богом – богоощущение. Наиболее яркими представителями мистическогообщения с Богом были Святые Апостолы Павел и Иоанн Богослов. В первые столетия христианства Церковь не отвергала гносис*, но укрощала его стремление войти в нее, через ереси отдельных богословов. В той или иной степени под влиянием мистических настроений оказались яркие представители Восточной Церкви; Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Макарий Великий, Дионисий Ареопагит, Исаак Сирин и Максим Исповедник.  

 

*Гносис – Богопознание, ноне деятельный, не имея точки опоры и надлежащей духовной устойчивости, ничем не отличается от мечтаний и фантазий. Также и деятельность верующего человека. Не одушевленная гносисом, не имеет ни настоящего вида, ни достоинства, ни полезности. Поэтому человек, соединивший с деятельностью гносис, оказывается действительно духовно сильным, ибо благочестивыми делами он иссушает вожделение и укрощает раздражение, а гносисом, наоборот, окрыляет ум и переселяет его к Богу.

     Христианский гносис* - Богопознание посредством любви Божией, о котором писал Святитель Максим Исповедник, в первую очередь наполнен Божественною любовью, ибо она составляет основу и суть Богообщения, являясь главным и первенствующим содержанием Богопознания. Все отношение Бога к людям и Его откровение им в основе имеют Любовь. Люди прежде всего переживают в себе и познают любовь Бога!

Господь возлюбил детей и излил на них всю беспредельную полноту этой любви. Именно она, любовь Божья, становится внутренним достоянием, живою силою человека, определяя, проникая и образуя всю его жизнь. По учению Священного Писания полнота и изобилие любви Божией изливается на людей в виде живой и полномощной Божественной силы, которая и есть благодать. Так и Богопознание (христианский гносис) находится в прямой, ближайшей и необходимой зависимости от любви. Только познавая Бога как Любовь, человек получает истинное познание содержания всей Его жизни и других Его свойств и отношений.

Любовь христианина есть отражение любви Божией, именно благодаря этому свойству любви, человек становиться подобным Богу, как рожденный подобен родившему его. Поэтому любовь христианина есть действительное участие его в Божественной жизни. Она является единственным, ничем не заменимым органом Богопознания, ибо Бог познается именно в силу любви, посредством любви. Любовь является поэтому основным источником и необходимым началом Богопознания.

В любви и посредством любви христианин познает и созерцает в себе Первообраз и Первоисточник Его любви, - истинной любви вообще.

Основанный на любви к Богу христианский гносис вполне гармонирует и с общим Святоотеческим учением о том, что Бог сообщает человеку только некоторые существенные свойства и действия Его жизни. Сама же сущность Бога и внутренняя сторона Его природы, человеку недоступны. Источником этого учения является утверждение о том, что сущность вообще какого-либо объекта человеку недоступна.

 

Христианский наставник и писатель.

Сочинения Максима Исповедника сохранились в многочисленных списках, но далеко не все они изданы и теперь. Его влияние чувствуется во всех областях позднейшей византийской письменности. Он был ярким выразителем преданий и стремлений византийской старины и катафатического * богословия.

 

*Катафатическое богословие – богословская система во Восточной Церкви, допускающая возможность познания Бога по плодам Его творения и результатам вмешательства в дела сотворенного Им мира. Принципы системы были заложены Святыми Отцами Церкви Иоанном Дамаскином и Григорием Нисским.

 

Бурная и страдальческая жизнь не помешала преподобному стать автором многих богословских трудов. «Даже и на малое время не переставал он составлять сочинения», писано о нем в житии. Ведь он был не только богословом, но и мистиком, учителем созерцательного подвига и Любви. И его богословие питается, прежде всего, из глубин духовного опыта. Он не строил богословской системы, но всего больше он любил писать главы в виде наставлений.

Большинство его творений именно отрывки, главы, заметки. Он любил писать отрывочно. Лишь вынужденно и в спорах он рассуждает. Чаще всего преподобный объясняет, предпочитает уходить вглубь, обнажать глубины каждой темы, - а не в ширь.

Преподобный Максим оказался больше чем эрудитом, но и не стал только хранителем отеческих преданий. Он жил в них и они творчески оживали. Всего сильнее в его творениях чувствуется влияние Святых Отцов Церкви* и, прежде всего, Вселенского учителя Григория Богослова.

       * Отцы Церкви – так первоначально называли Епископов христианских общин. Но с конца IV века н. э., в сочинениях Василия Великого и Григория Богослова так стали называть тех церковных авторов прошлого, которые имели особый вес в богословии; ортодоксальность их учения, Святость жизни, заслуги перед христианской Церковью и древность. В начале XVIII века время деятельности Отцов Церкви на Западе было ограничено Исидором Севильским (ум. 636), а на Востоке - Иоанном Дамаскином (ум. ок. 749). Те церковные авторы, учение которых не признается Церковью полностью ортодоксальным (Ориген, Тертуллиан и др. ), именуются в католицизме церковными писателями. Однако во внецерковной практике они тоже именуются Отцами Церкви.    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...